Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения (СПМБМ) «Малахит» завершило первый этап проекта по построению единой комплексной системы управления, позволяющей повысить производительность труда и обеспечить рост эффективности бизнеса. Комплексная система управления объединит PLM и ERP-системы и документооборот. Экономический блок создаётся на основе системы «1С:ERP Управление предприятием 2», а документооборот — на базе системы «1С:Документооборот». Особенность проекта — тщательная подготовка, предусматривающая сначала исследование и решение задач в рамках НИР, а затем описание процессов предприятия, разработку и внедрение в рамках реализации ОКР.
Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения (СПМБМ) «Малахит» — ведущее в России морское бюро машиностроения, которое специализируется на проектировании морской техники, в том числе атомных подводных лодок. Основные сферы деятельности бюро — проектирование, обеспечение строительства и испытание атомных подводных лодок и обитаемых технических средств освоения океана. На «Малахите» спроектирована первая атомная подводная лодка.
Цель — оптимизация методов управления предприятием для получения наиболее эффективных управленческих решений. Основной инструмент — решения, основанные на программных продуктах фирмы «1С».
Задачи:
- повышение эффективности процессов, обеспечивающих деятельность «Малахита»;
- обеспечение контроля деятельности «Малахита» по контрольным точкам;
- интеграция работ управления заказами, договорами, экономикой и проектированием, а также управления финансами в рамках одной платформы;
- создание единого хранилища данных, содержащего всю корпоративную бизнес-информацию, и обеспечивающего доступ к ней для любого числа сотрудников;
- организация и управление единым электронным офисным несекретным документооборотом.
Производственные системы компании имели «избыточное многообразие», вызванное следующими причинами: внедрение систем шло по мере роста и развития организации, приложения устанавливались на разных платформах и архитектурах, а конфигурирование и настройка подсистем осуществлялись под собственные уникальные потребности. В ходе предпроектного обследования выявлена слабая интеграция используемых систем. Плюс к тому локальная сеть была разделена на два независимых контура: производственный и управленческий. Это, в свою очередь, приводило к следующим негативным последствиям: двойной или многократный ввод информации, отсутствие единой НСИ, отсутствие единого информационного пространства. Всё это затрудняло принятие оперативных управленческих решений.
На «Малахите» используется пять групп информационных систем: это САПР-системы, PLM-системы, учетные системы на базе продуктов «1С» («1С:Бухгалтерия», «1С:Зарплата и управление персоналом» и т. д.), офисные приложения и прочие системы, например, системы «График» и «Табель», которые были созданы специалистами СПМБМ «Малахит» для решения узкоспециализированных задач.
Сложность проекта в том, что создается комплексная система управления, объединяющая PLM и ERP-системы и систему документооборота. Экономический блок построен на основе типовой системы «1С:ERP Управление предприятием 2.0», а документооборот — на базе системы «1С:Документооборот».
Одна из важнейших производственных систем носит название «График», с которой интегрирована ERP-система. Все работы, независимо от их объемов и сроков, должны будут вестись в ней. Там же планируется вести номенклатурное планирование проектных работ, затем сводные данные по этим работам будут переданы в комплексную систему управления. Отчет о фактической трудоемкости фиксируется в «Графике» и транслируется в экономический блок в виде выбранной трудоемкости за период.
Внедрение КСУ в СПМБМ «Малахит» (Дмитрий Лохов)
СПМБМ «Малахит» стало первой организацией в объединенной судостроительной корпорации и одной из первых в ОПК, которая ведет проект по созданию единой комплексной системы управления, включающей управление электронным офисным несекретным документооборотом.
Еще одна особенность проекта — тщательная подготовка, предусматривающая сначала исследование и решение задач в рамках НИР, а затем описание процессов предприятия, разработку и внедрение в рамках реализации ОКР.
Модель процессов верхнего уровня «как будет» показана на рисунке.
На сегодня закончен первый этап проекта. Разработаны модели верхнего уровня, на основе которых разработаны модели второго уровня и модели третьего уровня по процессам: управление персоналом, управление договорами. Начато проектирование и внедрение описанных моделей третьего уровня.
Создана база НСИ. Началась работа в едином пространстве ERP-системы. В системе «1С:Управление предприятием ERP 2» формируется план работ производственных подразделений на основе данных, полученных из подсистемы «График». В подсистеме «График» формируются проекты договоров и вся договорная работа. Продолжается работа по автоматизации управления персоналом.
В области документооборота разработаны технические требования, модели процессов документооборота, проведено обучение по внутренним документам «Служебные записки» и проведена его опытная эксплуатация. Идет опытная эксплуатация документооборота по входящим и исходящим документам.