Компания «Татбурнефть» построила комплексную цифровую систему управления на базе платформы «1С:Предприятие». Система состоит из интегрированных функциональных модулей, поддерживающих ключевые бизнес-процессы и позволяющих передавать информацию всем участникам процессов на всех уровнях управления. В рамках системы консолидированы все бизнес-процессы как основного производства (строительства скважин), с которыми работают все производственные службы (буровики, монтажники, геологи, технологи), так и процессы обеспечения.
ООО «Татбурнефть» — крупная инновационная компания, осуществляющая полный комплекс сервисных услуг по бурению и освоению скважин для нефтегазодобывающих компаний. Предприятие входит в список основных нефтесервисных компаний, оказывающих услуги по бурению скважин, боковых стволов, растворному и тампонажному сервисам в России.
Цели проекта:
Повысить эффективность деятельности холдинга за счет создания комплексной системы управления программой проектов в соответствии со стратегией развития бизнеса.
Задачи проекта:
- Разработать целевую модель бизнес-процессов и регламентов для обеспечения четкого распределения ответственности, взаимодействия всех подразделений и сотрудников, информационных потоков между ними и определение векторов дальнейшего инновационного развития компании.
- Создать единое информационное пространство для сбора и хранения производственно-хозяйственной информации с возможностью оперативного формирования отчетности на ее основе.
- Оптимизировать ключевые бизнес-процессы, сократить ручной ввод и дублирующие операции, ввести принцип «единой точки ввода» информации.
- Повысить эффективность внутрикорпоративных коммуникаций за счет оперативности, структурированности, полноты и своевременности информации.
- Снизить условно-постоянные затраты, оптимизировать структуру и численность, процессы управления ресурсами компании.
- Повысить контроль расходования средств за счет реализации системы бизнес-планирования и упреждающего контроля лимитов расходования.
ООО «УК «Татбурнефть» (входит в Холдинг «ТаграС») оказывает широкий спектр сервисных услуг по бурению и освоению скважин для нефтегазодобывающих предприятий как при работе «под ключ», так и по раздельному сервису.
До трансформации у компании была стандартная для нефтесервисного рынка ИТ-инфраструктура — по большей части это были разрозненные программные продукты, «разорванные» информационные потоки, множество дублированных операций и неэффективных ресурсов. Не было единой системы и взаимосвязи между процессами. Отсюда возникали трудности во взаимодействии разных подразделений компании.
Отмечается, что бурение — технологически сложный бизнес, на него влияет множество разных факторов. Это и жесткая нормативная база, и изменения в планах функциональных служб, и даже погодные условия. При этом качество буровых работ и точность получаемых данных является определяющим фактором успеха инвестиционного проекта по разработке месторождения.
Существовавшие ИТ-инструменты в недостаточной степени поддерживали процессы компании. Информационные потоки в системе управления требовали большей структурированности и перехода на современную платформу для комплексной информатизации системы управления компанией.
Являясь ключевым игроком в своем рыночном сегменте, ООО «УК «Татбурнефть» непрерывно совершенствует свою техническую базу и уже более двух лет плотно занимается комплексной информатизацией производственных процессов. С этой целью была запущена Программа трансформации и развития системы управления, подразумевающая создание комплексной информационной системы (КИС), которая поддерживает производственные, управленческие и обеспечивающие процессы — единые, прозрачные и понятные для всех подразделений.
Комплексная система управления построена на базе следующих решений:
- «1С:ERP Управление предприятием».
- управление производством;
- управление складом и запасами;
- управление затратами и расчет себестоимости;
- организация ремонтов.
- «1С:Управление холдингом».
- бюджетирование и централизованное казначейство;
- регламентированный учет;
- управление договорами;
- стратегическое управление в соответствии с Balanced Scorecard;
- управление инвестициями;
- консолидация управленческой отчетности и бизнес-анализ.
- «1С:Документооборот».
- управление внутренними документами.
- «1С:Зарплата и управление персоналом».
- управление персоналом;
- расчет заработной платы.
- «1С:Смета».
- система расчета смет;
- формирование нормативно-ценовой базы;
- система нормативного планирования.
- «1С:Управление автотранспортом. Модуль для 1С:ERP».
- управление исполнением;
- планирование и учет ремонтов ТС;
- учет расхода топлива;
- интеграция с навигационным оборудованием.
- «1С:ITIL Управление информационными технологиями предприятия».
- управление инцидентами;
- управление изменениями;
- управление активами.
Проект уникален тем, что многие решения и технологии были реализованы на нефтесервисном рынке России впервые. Предприятие не просто внедрило программные продукты и ИТ-решения, а полностью перестроило бизнес-модель, изменило ключевые организационные процессы и внедрило новые методы работы с производственными данными. Все это было выполнено за беспрецедентно короткий срок — всего за три с половиной года.
Комплексная информатизация бизнес-процессов является основой для внедрения КИС в других подразделениях Холдинга «ТаграС». Успешный опыт буровиков использовался при разработке комплексных программ для других дивизионов, которые сегодня реализуются в масштабе холдинга.
Проведено обследование — теперь уже не одного предприятия, а всех подразделений. Причем, Холдинг «ТаграС» сделал это уже собственными силами, на базе дивизиона ООО «ТаграС-БизнесСервис», который занимается ИТ-сопровождением всех информационных систем.
Специалисты компании научились поддерживать подобные комплексные решения, а также оказывать помощь в их тиражировании и дальнейшей поддержке в других дивизионах. Программы трансформации начаты в некоторых дивизионах и везде используется один и тот же наработанный сценарий: проект начинается с разработки процессной модели, консолидации и стандартизации всех производственных данных, включая нормативную документацию, с правильного понимания конечной цели и результатов. И дальше разрабатываются комплексные системы, для которых используется наработанный инструментарий, подходы и методики.
Увеличение прибыли
Снижение себестоимости
Сокращение дебиторки
- В компании создана комплексная информационная система (КИС), состоящая из интегрированных функциональных модулей, поддерживающих все ключевые бизнес-процессы и позволяющих передавать информацию всем участникам процессов на всех уровнях управления.
- Обеспечено структурированное по бизнес-процессам хранение нормативно-регламентной документации с возможностью поиска по настраиваемым параметрам и установки связей между документами.
- Нормативно-справочная информация унифицирована, расширена и дополнена.
- Реализован подход с «единой точкой ввода»: данные появляются в системе именно в месте возникновения информации и используется всеми участниками процессов, поддерживаемых всеми остальными модулями КИС.
- В рамках единой информационной среды исключено дублирование учетных данных, снижено количество ошибок, возникающих из-за влияния человеческого фактора.
- Работа производственных служб теперь более четко увязана с экономическим и коммерческим блоками.
- Снижено время, необходимое на принятие и согласование управленческих решений, увеличена скорость решения рабочих вопросов и устранения проблем.
- Компания стала более «гибкой/мобильной» — быстро адаптируется к изменениям на рынке буровых услуг.
- Единая процессная модель дает исчерпывающее представление о бизнес-процессах и служит основой для планирования и мониторинга проектов улучшения и развития систем управления компании.
- Развернутые решения готовы к интеграции с другими системами в рамках дальнейшего развития системы управления.
- Комплексная информатизация бизнес-процессов является основой для дальнейшей цифровизации компании.
Экономические эффекты от внедрения:
- 20% — сокращение трудозатрат в подразделениях;
- 20% — ускорение получения управленческой отчетности;
- 20% — ускорение получения регламентированной отчетности;
- 5% — снижение объемов материальных запасов;
- 5% — сокращение расходов на материальные ресурсы;
- 5% — сокращение производственных издержек;
- 5% — сокращение операционных и административных расходов;
- 5% — рост оборачиваемости складских запасов;
- 5% — сокращение сроков исполнения заказов/оказания услуг;
- 1% — снижение себестоимости продукции/услуг;
- 2% — увеличение объема выпускаемой продукции/оказываемых услуг;
- 2% — рост прибыли;
- 10% — ускорение обработки заказов;
- 10% — рост производительности труда в производстве;
- 10% — сокращение длительности простоев оборудования;
- 5% — снижение производственного брака;
- 10% — сокращение дебиторской задолженности.