Строительная компания «ТАМАК» осуществила переход на современную информационную систему на базе решения «1C:ERP Управление предприятием 2». Внедрение затронуло всю производственную цепочку и блоки процессов «Продажи», «Закупки», «Производство» (2 типа производства), «Склад», «Казначейство», «Регламентированный учет» и «Финансовый учет». При переходе учитывались особенности деятельности предприятия. В результате внедрения объъм материальных запасов снизился на 15%, операционные и административные расходы сократились на 10%.
Компания АО «ТАМАК» — крупнейшее в России предприятие по проектированию, производству и строительству быстровозводимых домов и домов из клееного бруса, а также крупнейший в России производитель цементно-стружечных плит. Общий штат предприятия более 500 сотрудников. Общая площадь производства составляет 50 000 кв. м.
Цели проекта:
- цифровизовать учет в процессах планирования, закупок, производства и реализации продукции;
- рассчитывать детальную себестоимость производимой продукции;
- получать информацию о реализуемых процессах, чтобы принимать оперативные решения по оптимизации себестоимости продукции;
- разработать функционал автоматизированной подготовки ресурсных спецификаций на основе данных из CAD-системы и иных источников (excel) проектирования продукта.
Задачи проекта:
- комфортный переход в новую систему без параллельного ведения учета в двух системах;
- сохранение, перенос в новую систему и документирование важных доработок старой системы.
В качестве критериев успешности проекта были выделены следующие:
- обеспечен переход из действующей учетной системы «1С:Управление производственным предприятием 8» в «1С:ERP Управление предприятием» без необходимости ведения параллельного учета в «1С:Управление производственным предприятием 8»;
- система позволяет в функциональном объеме проекта отражать факты хозяйственной деятельности в части оперативного, регламентированного и финансового учетов;
- обеспечена возможность сопоставления данных CAD-системы и 1С:ERP в части формализованных данных для подготовки ресурсных спецификаций.
Весной 2022 года в компании «ТАМАК» встал вопрос перехода из устаревшей системы на базе «1С:Управление производственным предприятием 8» в современную систему управления ресурсами предприятия «1С:ERP Управление предприятием». Причиной перехода послужило отсутствие цифровой модели планирования производства в старой системе, учет производства «котловым» методом, а также завершение поддержки старой системы фирмой «1С». Пуск системы должен состояться в апреле 2023 года.
Сложность ситуации заключалась в том, что старый продукт был адаптирован без документации, а также в нем отсутствовал механизм планирования производства.
Так как изначально учет строился на продукте фирмы 1С («1С:Управление производственным предприятием 8»), то и выбор новой системы перед предприятием не стоял, поэтому остановились на современном продукте производственного учета «1С:ERP Управление предприятием».
Информационная система построена на базе решения «1С:ERP Управление предприятием 2». Автоматизированы следующие функциональные блоки:
- Управление производством и планирование производства.
- Управление затратами и расчет себестоимости.
- Управление продажами.
- Управление закупками.
- Складское хозяйство, управление запасами.
- Казначейство.
- Регламентированный учет РСБУ.
В рамках проекта выполнены доработки типовой конфигурации «1С:ERP Управление предприятием», а именно:
- Разработано специализированное рабочее место по планированию производства цементно-стружечных плит (ЦСП) с учетом технологических особенностей производственного процесса, работы оборудования и профилактических остановок (дата и длительность остановки — переменная величина). АРМ осуществляет планирование от готовой продукции к полуфабрикатам по всем уровням вложенности с учетом различного количества плит в производственной партии на каждом уровне вложенности, допустимого процента брака партии плит, а также с учетом технологического ограничения производства ЦСП, обусловленного последовательностью выпуска плит разных толщин.
- Разработано специализированное рабочее место по загрузке данных из сторонней CAD-системы с целью автоматизированного формирования ресурсных спецификаций на изготовление готовой продукции по домостроению. Система при загрузке информации из файлов MS Excel анализирует загружаемые материалы, сопоставляет их с номенклатурой или предлагает это сделать пользователю, если соответствие не было обнаружено. Вторая функция системы — формирование комплектовочных документов в целом на домокомплект и в разбивке по автомобилям для транспортировки. Третья функция системы — обогащение состава изделия крепежными комплектующими согласно зафиксированным алгоритмам и нормам расхода. Четвертая функция — непосредственное автоматическое формирование итоговых ресурсных спецификаций по полуфабрикатам, а также автоматическое формирование комплектов из комплектующих.
- Разработано автоматизированное рабочее место по автоматизированному созданию ресурсных спецификаций на полуфабрикаты по домостроению на основе базовых и существующих ресурсных спецификаций, существенно ускоряющее процесс создания нормативной информации. Данное АРМ показывает потребность в недостающих ресурсных спецификациях на полуфабрикаты, а также предлагает выбрать наиболее похожую ресурсную спецификацию из списка для формирования на ее основе ресурсной спецификации на полуфабрикат.
- Разработаны печатные формы для блока производства и продаж.
- Реализован сложный финансовый отчет, позволяющий разузловать себестоимость проданной продукции до себестоимости материальных и постатейных затрат. Сложность обусловлена настройкой учета материально-производственных затрат на предприятии по средней стоимости и необходимостью параллельного расчета стоимости использованных материалов.
- Разработаны специализированные отчеты для оперативной работы подразделений.
Схема архитектуры
- Первоначальное отсутствие оцифрованного механизма планирования производства.
- Сжатые сроки автоматизации функциональных блоков.
- Наличие сложного автоматизированного рабочего места по созданию ресурсных спецификаций и комплектаций готовой продукции в домостроении с отсутствием документации по нему.
- Реализация многочисленных требований, расширяющих возможности типового решения 1С и обусловленных спецификой завода, с сохранением возможности быстрого обновления систем. Основные из них:
- разработано специализированное рабочее место по планированию производства ЦСП с учетом технологических особенностей производственного процесса, работы оборудования и профилактических остановок (дата и длительность остановки — переменная величина). АРМ осуществляет планирование от готовой продукции к полуфабрикатам по всем уровням вложенности с учетом различного количества плит в производственной партии на каждом уровне вложенности, допустимого процента брака партии плит, а также с учетом технологического ограничения производства ЦСП, обусловленного последовательностью выпуска плит разных толщин;
- разработано специализированное рабочее место по загрузке данных из сторонней CAD-системы с целью автоматизированного формирования ресурсных спецификаций на изготовление готовой продукции по домостроению. Система при загрузке информации из файлов MS Excel анализирует загружаемые материалы, сопоставляет их с номенклатурой или предлагает это сделать пользователю, если соответствие не было обнаружено. Вторая функция системы — формирование комплектовочных документов в целом на домокомплект и в разбивке по автомобилям для транспортировки. Третья функция системы — обогащение состава изделия крепежными комплектующими согласно зафиксированным алгоритмам и нормам расхода. Четвертая функция — непосредственное автоматическое формирование итоговых ресурсных спецификаций по полуфабрикатам, а также автоматическое формирование комплектов из комплектующих;
- разработано автоматизированное рабочее место по автоматизированному созданию ресурсных спецификаций на полуфабрикаты по домостроению на основе базовых и существующих ресурсных спецификаций, существенно ускоряющий процесс создания нормативной информации. Данный АРМ показывает потребность в недостающих ресурсных спецификациях на полуфабрикаты, а также предлагает выбрать наиболее похожую ресурсную спецификацию из списка для формирования на ее основе ресурсной спецификации на полуфабрикат.
- разработаны печатные формы для блока производства и продаж;
- реализован сложный финансовый отчет, позволяющий разузловать себестоимость проданной продукции до себестоимости материальных и постатейных затрат. Сложность обусловлена настройкой учета материально-производственных затрат на предприятии по средней стоимости и необходимостью параллельного расчета стоимости использованных материалов.
- разработаны специализированные отчеты для оперативной работы подразделений.
Сокращение расходов
Снижение объема запасов
Внедрение программного продукта «1С:ERP Управление предприятием» для автоматизации деятельности компании «ТАМАК» позволило выполнить следующие задачи:
- полностью перейти на использование современной отечественной ERP-системы в части оперативного и регламентированного учета,
- существенно повысить эффективность управления и распределения ресурсов в компании,
- оптимизировать учет затрат,
- сократить операционные и административные расходы на 10%,
- контролировать и оптимизировать материальные запасы,
- снизить объем материальных запасов на 15%,
- получить детальный контроль над процессами на производстве,
- оперативно оценивать эффективность работы и получать информацию для принятия управленческих решений.
На момент старта промышленной эксплуатации «1С:Предприятие 8. ERP Управление предприятием» насчитывала 150 активных пользователей. Текущие параметры информационной базы:
- Содержимое справочников в 1С (данные по самым объемным объектам системы):
- 25 тысяч элементов — справочник «Номенклатура»;
- 4,5 тысячи элементов — справочник «Контрагенты»;
- 2,5 тысячи элементов — справочник «Договоры с контрагентами»;
- 6,7 тысяч элементов — справочник «Ресурсные спецификации»;
- Количество вводимых документов в неделю:
- заказов покупателей — в среднем 90;
- заказов поставщикам — 120;
- заказов в производство — примерно 80;
- документов реализаций — в день в среднем около 90.
- Объем информационной базы — 15 Gб.