В лингвистической гимназии № 23 им. А. Г. Столетова во Владимире создана единая информационно-образовательная среда, объединившая основные области деятельности учреждения: учебный процесс, библиотеку, оплату питания, бухгалтерию, психодиагностику и контрольно-пропускные функции. Центральным звеном системы стало прикладное решение «1С:Общеобразовательное учреждение». Система позволила отказаться от бумажного документооборота, усилила контроль за учебным процессом и другими функциями учебного учреждения. При этом обеспечена информационная безопасность: персональные данные пользователей защищены.
Лингвистическая гимназия № 23 им. А. Г. Столетова во Владимире перешла в новый статус экспериментальной площадки по федеральному проекту «Российский вариант еврошколы». Современное материально-техническое оснащение учебного заведения позволяет делать уроки более интенсивными и создаёт предпосылки для дальнейшего перспективного развития образовательного процесса.
Цель — создание единой информационно-образовательной среды, объединившей основные области деятельности учреждения.
Задачи:
- обеспечить автоматическое формирование отчётов по различным аспектам деятельности образовательного учреждения;
- перевести приказы по учёту контингента в электронный вид;
- предоставить родителям доступ к информации по ребёнку (об успеваемости, посещаемости, питанию, получению книг в библиотеке), а также обеспечить своевременное автоматическое обновление данной информации;
- перевести в безналичный вид расчёты в школьном буфете;
- обеспечить безопасность персональных данных;
- использовать имеющийся парк устройств, как школьных, так и личных;
- обеспечение дистанционного взаимодействия с другими организациями социальной сферы: организациями дополнительного образования, культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, службами обеспечения безопасности жизнедеятельности, городскими транспортными информационными системами и т. д.
До начала проекта гимназия не использовала программные средства для организации учебного процесса и других участков работы. В результате возникали сложности с координацией работ по взаимосвязанным участкам (например, передача сведений о количестве отсутствующих в буфет, передача сведений о выставленных оценках на сайт для родителей и т. п.).
В соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и введением ФГОС общего образования администрация города Владимира определила ключевым бюджетным приоритетом инвестиции в информатизацию образования и начала работу по созданию единой информационно-образовательной среды (ЕИОС) в образовательных организациях.
Реализация поставленных задач в Лингвистической гимназии № 23 им. А. Г. Столетова потребовала следующего:
- комплексного, системного подхода к построению информационно-образовательной среды;
- интеграции информационно-образовательной среды учебного заведения с любыми информационными системами управления (департамента образования, городскими информационными сервисами и порталами).
Центральным элементом единой информационно-образовательной среды стала система «1С:Общеобразовательное учреждение», которая служит первоисточником справочной информации по контингенту и кадрам для всех модулей. Система «1С:Общеобразовательное учреждение» поддерживает весь школьный документооборот, начиная с учебных планов и заканчивая делопроизводством.
Наиболее существенные элементы архитектуры:
- «1С:Школьная проходная». Ребёнок заходит в школу через турникет, прикладывая электронную карту. Информация о его входе передаётся в электронный журнал и в столовую.
- Система «1С:Школьный буфет» позволила отказаться от наличных денег при оплате питания.
- Система «1С:Библиотека» позволила уйти от бумажных формуляров, ускорить обслуживание, а читателям — осуществлять поиск и заказ книг из дома.
- Приложение «Электронный дневник», встроенное в сайт гимназии и сайт управления образования г. Владимира, обеспечивает защищённый доступ к личным кабинетам гимназистов им самим и их родителям.
Рис. Структурная схема единой информационно-образовательной среды
Для создания единой информационно-образовательной среды гимназии потребовалось доработать ряд типовых решений фирмы «1С», дописать к ним связки и внедрить всё это как единую комплексную систему. В результате организованы полнофункциональные автоматизированные рабочие места для:
- директора гимназии, его заместителей, секретаря (на базе программ «1С:Общеобразовательное учреждение», «1С:Школьный аттестат»);
- преподавателей и обучающихся (на базе «1С:Образование 5. Школа» и электронных образовательных ресурсов серии «1С:Школа»);
- бухгалтера (на базе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения»);
- психолога (на базе «1С:Психодиагностика образовательного учреждения»);
- библиотекаря (на базе «1С:Библиотека»);
- сотрудника поста охраны («1С:Школьная проходная»);
- сотрудника буфета (на базе «1С:Школьный буфет»).
При создании единой информационно-образовательной среды главными приоритетами были удобство, комфорт, безопасность, оперативность, полнота информации об ученике и для ученика, а также включение родителей в образовательный и воспитательный процессы.
Главной особенностью проекта является его комплексность, объединение различных автоматизируемых участков в единую систему. Адаптация типовых систем проводилась с учётом:
- особенностей гимназии — её размеров, финансового положения, педагогической концепции, профессиональной зрелости, методической грамотности и компетентности педагогического коллектива;
- запросов населения города, интересов и потребностей детей и родителей.
«Электронный дневник» не хранит персональную информацию, все сведения для него передаются в обезличенном виде, поэтому даже при взломе пароля персональные данные окажутся недоступны злоумышленнику.
Автоматизированы все бизнес-процессы сотрудников и учащихся образовательной организации, начиная с проходной и завершая работой с электронными образовательными ресурсами. Комплексный подход в создании цифровой школы обеспечил достижение следующих качественных результатов:
- отказ от бумажного документооборота и возможность оперативного детализированного мониторинга деятельности школы;
- возможность своевременного и полного контроля родителей за ребёнком (по успеваемости, посещаемости, питанию, получению книг в библиотеке) при помощи бесплатных сервисов в личных кабинетах;
- отказ от наличных денег и облегчение оплаты всех услуг, обеспечение прозрачности процессов пополнения и расходования средств;
- качественные изменения в обучении — ликвидация конфликтных ситуаций между учителем и ребёнком вследствие открытости информации об оценке работ ученика (система регистрирует, сколько времени ребёнок потратил на изучение материалов урока, на выполнение каждого задания из теста, с какого раза успешно прошёл тестирование и т. п.);
- благодаря системе «1С:Психодиагностика образовательного учреждения» появилась возможность проводить различные тесты по диагностике личности ребёнка, стало легче выявить факторы риска при обучении, освободилось время на развивающие занятия и консультации специалиста-психолога;
- возможность ликвидации пробелов в знаниях во время болезни (ученик имеет возможность зайти на сайт и посмотреть, что задали);
- дополнительные возможности для занятий с одарёнными и отстающими детьми (посредством электронного журнала учитель может дать ученику индивидуальное задание и проверить ход его решения).
Кроме того, обеспечена безопасность персональных данных: личный кабинет ребёнка не персонифицирован, персональные данные не хранятся в открытом доступе.
Единая информационно-образовательная среда позволила проводить дистанционное консультирование, организовывать виртуальные экскурсии, интернет-проекты и виртуальные лаборатории. Соответственно, созданная информационно-образовательная система способствует реализации основной цели учебного учреждения — воспитанию учеников, готовых работать в условиях цифрового общества и умной экономики.