В рамках проекта ИТ-трансформации Петербургский мельничный комбинат перешел на современную и гибкую систему управления на базе «1С:ERP Управление холдингом», способную поддержать изменяющиеся запросы растущего бизнеса. Новый инструмент предоставил больше возможностей для управления сложным производством, обеспечил качественное планирование. Реализованная IT-система позволила синхронизировать работу подразделений, повысить эффективность работы на разных участках. Компания получила больше возможностей для формирования различных отчетов, перспективу развития бизнес-процессов на базе прогрессивной платформы.
«Петербургский мельничный комбинат» — предприятие мукомольно-крупяной отрасли, представлено брендами: «Ясно Солнышко», «Мука Предпортовая», «Аладушкин», «Кудесница» и другими. Лидер в домашнем регионе по объемам продаж фасованной пшеничной муки, крупнейший производитель хлопьев в России.
Для проекта внедрения автоматизированной системы управления в «Петербургском мельничном комбинате» были установлены следующие цели:
- Получить удобный инструмент контроля и отчетности.
- Исключить повторный ввод данных на нескольких участках.
- Обеспечить масштабируемость решения: внедрение на ПМК и в дальнейшем трансляция на другие производственные площадки (ЮФ, ЮГ, ПМКЛ).
- Обеспечить целостность и достоверность данных.
- Разграничить права доступа не только на уровне пользователей, но и форм и отчетов.
- Обеспечить гибкость, достаточную для изменений по мере роста и модификаии бизнеса, возможность реализации долгосрочных требований компании.
- Ускорить создание новых отчетов и настроек силами своих сотрудников.
Задачи проекта:
- Перейти на новую, прогрессивную, систему комплексной автоматизации учета и управления предприятием «1С:ERP.Управление холдингом», а также отраслевой программный продукт «1С:Управление мукомольным, крупяным, комбикормовым и масложировым производством».
- Автоматизировать бюджетный процесс и бюджетный контроль.
- Автоматизировать интегрированное планирование продаж, производства и закупок.
- Перевести процессы бухгалтерского и налогового учета в обновляемую систему.
- Автоматизировать процессы компании с помощью «1С:Докуметооборот КОРП», связанные с согласованием и хранением документов.
- Повысить экономическую эффективность бизнес-процессов.
ПМК активно развивается, в компании возникают новые процессы, которые требуют автоматизации и встраивания в единую цифровую среду предприятия. Прежняя система на базе «1С:Управление производственным предприятием» была сильно модифицирована, что ограничивало бизнес в реализации всех потребностей в автоматизации процессов, а именно:
- бюджетирования, контроля затрат, управленческого учета;
- планирования продаж, производства, управления запасами.
Предприятию требовалось единое информационно-аналитическое пространсто для трех производственных площадок, исключающее дублирование операций, ведение операций вне системы. Кроме того, новая платформа должна обеспечить базу для дальнейшей настройки BI- и WMS-системы.
В качестве ИТ-партнера ПМК выбрал ГК «КОРУС Консалтинг». В 2020 году ИТ-компания провела обследование бизнес-процессов и системного ландшафта предприятия, в результате которого ПМК выбрал два продукта на платформе «1С»:
- «1С:ERP Управление холдингом», поскольку система сочетает в себе возможности для автоматизации производства и логистики, так и расширенную функциональность управления финансами.
- «1С:Управление мукомольным, крупяным, комбикормовым и масложировым производством», поскольку ПМК было важно автоматизировать блок управления качеством, обеспечить возможность в онлайн-режиме получать информацию по количественно-качественному учету зерна и произведенной продукции.
Автоматизированная система управления построена на базе решений «1C:ERP Управление предприятем» и «1С:Управление мукомольным, крупяным, комбикормовым и масложировым производством». Автоматизированы следующие функции:
- Бюджетирование и планирование:
- планирование продаж;
- планирование производства;
- планирование закупок;
- формирование бюджетных форм;
- бюджетный контроль.
- CRM и маркетинг:
- ведение цен;
- ведение скидок.
- Продажи:
- ведение клиентов;
- учет взаиморасчетов с клиентами;
- ведение договоров и соглашений;
- управлением заказами клиентов;
- учет реализации клиентам;
- учет расхождений после отгрузки;
- учет корректировок реализации;
- учет возвратов;
- расчет уровня сервиса (SL).
- Закупки:
- ведение поставщиков;
- учет взаиморасчетов с поставщиками;
- ведение договоров и соглашений с поставщиками;
- управление заказами поставщикам;
- учет поступлений товаров от поставщиков;
- учет закупки услуг от поставщиков;
- учет расхождений;
- учет корректировок приобретений.
- Склад и доставка:
- ведение перечня складов;
- управлением заказами на перемещение;
- учет перемещений между складами;
- учет товародвижения на ордерных складах с помещениями;
- учет пересчетов;
- отражение списания недостач и оприходования излишков;
- учет пересортиц;
- учет операции по списание на расходы.
- Производство:
- ведение производственных подразделений;
- ведение ресурсных спецификаций;
- настройка схем пополнения производственных подразделений;
- формирование потребностей на основании сформированных заказов и схем пополнения;
- управление заказами на производство;
- учет выпуска продукции по заказу;
- учет выпуска продукции без заказа;
- учет возвратных отходов;
- учет использованных материалов;
- распределение материалов и работ;
- распределение расходов;
- учет товародвижения и взаиморасчетов с переработчиком.
- Финансовый результат:
- распределение расходов;
- учет и распределение РБП;
- отражение зарплаты в финансовом учете;
- расчет себестоимости.
- Внеоборотные активы.
- Регламентированный учет.
- Казначейство.
- Внешний модуль Контур EDI.
- Внешний модуль Контур.Меркурий.
- Внешний модуль 1С:Управление мукомольным, крупяным, комбикормовым и масложировым производством.
Работы по адаптации «1С:ERP. Управление холдингом» включали следующее:
- Реализован функциональный блок железнодорожной логистики.
- Адаптированы механизмы интеграции с системой «Меркурий».
- Реализована поддержка жизненного цикла номенклатурной позиции.
- Адаптирован механизм учета по срокам годности.
- Адаптирована под бизнес-процессы заказчика функциональность учета качества и формирования отраслевых отчетных форм.
- Автоматизировано формирование комплекта индивидуальной для каждого клиента сопроводительной документации при оформлении отгрузки товара, в том числе на экспорт.
- Реализована функциональность диспетчирования внутренних логистических процессов.
- Автоматизированы взаимоотношения с аутсорсерами трудовых ресурсов.
- Реализован механизм контроля и анализа маркетинговых активностей.
- Автоматизированы процедуры приема и обработки заказов клиентов.
- Реализована функциональность сопровождения претензий поставщикам и претензий от покупателей.
- Автоматизированы процедуры согласования заявок на расходование денежных средств.
- Реализован параллельный учет хозяйственных операций для целей принятия управленческих решений и формирования отчётности в головную компанию, в т.ч. формирование и сторно «начислений» расходов.
По отраслевому модулю «1С:Управление мукомольным, крупяным, комбикормовым и масложировым производством» доработаны:
- Документы по внутрискладскому учету зерна и бестарной продукции.
- Качественный учет для тарной продукции.
- Отраслевые отчетные формы.
Пользователи используют тонкий клиент платформы «1С:Предприятия 8.3».
Количество одновременно работающих клиентов: 120.
Вариант работы: клиент-серверный (сервер базы данных: Microsoft SQL Server).
Схема архитектуры системы
Проект охватил большой объем функциональных процессов: от управления запасами и производством до бюджетирования. Кроме того, необходимо было обеспечить в системе поддержку отраслевой специфики, связанной с оперативным учетом движения сырья, выпуска и хранения готовой продукции. Для снижения рисков проект был разделен на этапы:
- 1-й этап: апрель 2021 — июнь 2022. ИТ-специалисты перенесли на новую платформу процессы оперативного, складского и производственного учета, продаж, логистики и ценообразования.
- 2-й этап: май 2022 — июль 2022. Автоматизировали финансовый контур: функции казначейства и регламентированного учета. Бухгалтерская отчетность за 3 квартал 2022 года была подготовлена уже в «1С:ERP. УХ».
- 3-й этап: август 2022 — декабрь 2022. Настроили блоки управленческого учета и бюджетирования.
За рамки запуска вынесено интегрированное планирование, интеграция с WMS.
В проекте важно было избежать ручного дублирования операций. На время перехода стояла задача осуществлять оформление хозяйственных операций и первичной документации в одной учетной системе, то есть без ручного дублирования. Для этого специалисты «КОРУС Консалтинг» разработали интеграции данных между двумя системами, силами ПМК осуществлялась проверка правильности переноса данных.
На момент реализации проекта в ПМК числилось 350 сотрудников, из которых 120 — активные пользователи системы «1С». Необходимо было всех обучить и убедить в необходимости перехода на новую систему. Обучение проводили штатные консультанты ПМК и специалисты «КОРУС Консалтинг».
Важным фактором успеха стал выбранный проектный подход. Бизнес-функции были четко разграничены на блоки и этапы внедрения. Чтобы поддержать непрерывность процессов, ИТ-специалисты реализовали на время перехода интеграцию данных между двумя системами. Все это помогло запустить ERP без потерь данных, остановки производства и отгрузок. Большой вклад внесла высокая вовлеченность в проект ключевых специалистов ПМК, а также экспертиза ИТ-партнера, который быстро разобрался специфике бизнес-процессов и предложил оптимальную доработку типовой функциональности.
Сократилось время на согласование документов
Снизились трудозатраты на обработку данных
- Автоматизация управленческого учета, бюджетирования, казначейства позволила оптимизировать работу финансово-экономического отдела, более оперативно получать отчетность, осуществлять бюджетный контроль.
- Трудозатраты на обработку аналитических данных сократились на 30%.
- В 2 раза сократилось время на согласование заявок на оплату, реестров платежей, расчетов акций и других документов за счет использования типовой маршрутизации и возможности согласовать из электронного письма.
- Компания получила больше гибкости и возможностей для формирования различных отчетов, перспективу развития бизнес-процессов на базе прогрессивной платформы.
- Проект реализован без срыва сроков и превышения бюджета.
- сокращение трудозатрат в финансово-экономическом управлении на 30%;
- сроки получения управленческой отчетности на данный момент сократились на 2 дня.
В дальнейшем ПМК планирует автоматизировать интегрированное планирование. Это приведет к снижению уровня запасов сырья и упаковки на 5%, готовой продукции на 3%. Сократится время на обработку данных для планирования на 40%, а также появится возможность более эффективно принимать решения о закупках стратегического сырья.