В Алтайском крае построили единую централизованную информационную систему управления финансово-хозяйственной деятельностью медицинских организаций. Выполнена унификация нормативно-справочной информации, введена единая методология учета, обеспечен контроль со стороны Министерства здравоохранения, настроен сквозной процесс для ведения персонифицированного учета лекарственных препаратов и товаров лекарственного назначения.
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Алтайский краевой медицинский информационно-аналитический центр» ведет деятельность в области информатизации здравоохранения Алтайского края. Учредителем является министерство здравоохранения Алтайского края.
Целью проекта является обеспечение информационной поддержки процедур подготовки и принятия управленческих решений в сфере финансово-хозяйственной деятельности Министерства здравоохранения Алтайского края и его подведомственных учреждений, повышение эффективности контроля расходов учреждений Министерством здравоохранения Алтайского края за счет создания Единой централизованной информационной системы управления финансово-хозяйственной деятельностью медицинских организаций Алтайского края (далее — ЕЦИС УФХД МО АК).
Создание ЕЦИС УФХД МО АК было направлено на решение следующих задач:
- обеспечение единого информационно-аналитического пространства и автоматизации учета финансово-хозяйственной деятельности;
- обеспечение прозрачности, открытости и подотчетности финансово-хозяйственной деятельности учреждений;
- повышение качества и достоверности, оперативное формирование бухгалтерской (бюджетной), кадровой и управленческой отчетности, а также повышение качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления за счет формирования единого информационно-аналитического пространства;
- формирование и развитие единой методологии и технологического обеспечения управления финансово-хозяйственной деятельности учреждений;
- обеспечение персонифицированного учета лекарственных средств в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях.
До начала проекта учет в подведомственных учреждениях Министерству здравоохранения Алтайского края велся следующим образом:
Бухгалтерский учет велся 18 учреждениями в «1С:Бухгалтерия государственного учреждения», редакция 1.0, 141 учреждением в «1С:Бухгалтерия государственного учреждения», редакция 2.0.
Зарплатный и кадровый учет велся в различных программных продуктах:
- 6 учреждений в системе стороннего разработчика;
- 2 учреждения в «1С:Зарплата и кадры 7.7»;
- 1 учреждение в «1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения», редакция 1.0;
- 65 учреждений в системе стороннего разработчика; 6 учреждений в «КАМИН:Расчёт заработной платы. Версия 3.0»;
- 79 учреждений в «1С:Зарплата и кадры государственного учреждений», редакция 3.1.
Учет лекарственных средств 7 учреждений вели в системе стороннего разработчика, 139 учреждений в «1С:Медицина. Больничная аптека», редакция 2.0.
Бухгалтерская и кадровая отчетность формировались учреждениями вручную, далее часть информации вносилась в систему сбора и консолидации отчетности, часть отправлялась в Минздрав напрямую.
Все это приводило к разрозненности учета в учреждениях, низкой оперативности и некорректности отражения данных в отчетах, различающейся нормативно-справочной информации, несоблюдения установленного нормативными документами порядка ведения учета, отсутствия мгновенного получения информации по всему региону.
ЕЦИС УФХД МО АК создана с использованием облачной подсистемы Фреш на базе ЦОД на мощностях Заказчика проекта. Для работы учреждений в системе используется следующее программное обеспечение 1С:
- «1С:Бухгалтерия государственного учреждения, редакция 2.0»;
- «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения КОРП, редакция 3.1»;
- «1С:Медицина. Больничная аптека, редакция 2.0»;
- «1С:Технология публикации решений 1С:Fresh» на базе технологической платформы «1С:Предприятие 8.3».
Архитектура ЕЦИС УФХД МО АК развернута на базе технологии 1С:Fresh и представлена на схеме ниже:
Для обеспечения единого информационно-аналитического пространства и автоматизации учета финансово-хозяйственной деятельности реализованы:
- Сбор сводных отчетов по кадровому учету и заработной плате в рамках использования Сводного приложения конфигурации «1С:Зарплата и кадры государственного учреждений КОРП», редакция 3.1 для контроля ведения учета в подведомственных учреждениях, контроля использования бюджетных средств в рамках начисления заработной платы, формирования динамики средней заработной платы медицинских организаций, возможности контроля ведения учета в учреждениях, формирования отчетов по учреждениям для точечного сбора информации, например, по образованию (для контроля закрепляемости молодых специалистов на местах).
- На основе данных в «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения КОРП», редакция 3.1 добавлен функционал по введению дополнительной информации для выгрузок во внешние системы контролирующих органов (ТФОМС, ЭЛН и АИС, РМИС, Аптечная сеть) для прекращения дублирования кадровой информации подведомственными учреждениями и актуализации информации в сторонних сервисах.
- Сбор сводных отчетов по лекарственным препаратам и товарам лекарственного назначения в рамках использования Сводного приложения конфигурации «1С:Медицина. Больничная аптека», редакция 2.0 для контроля ведения учета в подведомственных учреждениях, контроля использования бюджетных средств в рамках выявления потребности в закупке нужных препаратов, контроля за количеством покупаемых лекарств, прекращения поддержки неактуального программного продукта, повышения качества контроля учета в подведомственных учреждениях, а также использования типовых отчетов конфигурации и дополнительных отчетов.
Для обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности финансово-хозяйственной деятельности учреждений были проведены следующие работы:
- Для передачи данных по медицинским организациям и медицинским работникам напрямую в сервисы ФРМР и ФРМО проведена настройка механизма для передачи данных, а также выполнено участие в тестировании разработки в качестве пилотного проекта.
- В рамках контроля за расходом бюджетных средств на фонды оплаты труда были введены:
- ограничения на прием и перевод сотрудников на позиции, не предусмотренные штатным расписанием,
- контроль за позициями в штатном расписании,
- лимит на сумму начислений оплаты труда ежемесячно.
Для повышения качества и достоверности, оперативного формирования бухгалтерской (бюджетной), кадровой и управленческой отчетности, а также повышения качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления за счет формирования единого информационно-аналитического пространства:
- Добавлен дополнительный функционал для заполнения углубленной информации по автотранспорту и сбору отчетов в разрезе дополнительных данных в части бухгалтерских отчетов по основным средствам.
- Реализовано заполнение документов табельщиками в «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения КОРП», редакция 3.1 без просмотра персональных данных для прекращения дублирования информации и исключения ошибок, связанных с человеческим фактором.
Для формирования и развития единой методологии и технологического обеспечения управления финансово-хозяйственной деятельности учреждений было реализовано следующее:
- В рамках приведения к единообразию бухгалтерского учета в подведомственных учреждениях проведена унификация НСИ в части групп номенклатур и групп основных средств для повышения качества сбора сводных отчетов и контроля учета в подведомственных учреждениях.
- В рамках приведения к единообразию кадрового учета в подведомственных учреждениях проведена унификация НСИ в части должностей и специальностей для повышения качества сбора сводных отчетов и контроля учета в подведомственных учреждениях.
- Для пользователей была предоставлена возможность повышения квалификации в рамках уникального курса по программному продукту «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения КОРП», редакция 3.1.
- Создана собственная служба поддержки на базе программного продукта «1С:Управление службой поддержки», в рамках которого фиксируется обращение из области данных учреждения, существует возможность передачи обращений между линиями поддержки, настроена работа на основе показателей SLA.
Для обеспечения персонифицированного учета лекарственных средств в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях:
- Проведена унификация учета по лекарственным препаратам и товарам лекарственного назначения в подведомственных учреждениях в рамках перехода на программный продукт;
- Реализован сквозной процесс учета для ведения персонифицированного учета лекарственных препаратов и товаров лекарственного назначения, уменьшения затрат на приобретение избыточных лекарственных препаратов, а также выявления потребности в закупке нужных лекарственных препаратов в рамках разработки интеграции между программными продуктами «1С:Медицина. Больничная аптека», редакция 2.0 и медицинской информационной системой «ПК Здравоохранение».
Ускорилось формирование управленческой отчетности
Сократились трудозатраты в подразделениях
Создано единое информационно-аналитического пространство Министерства здравоохранения Алтайского края и его подведомственных учреждений за счет Единой централизованной информационной системы управления финансово-хозяйственной деятельностью медицинских организаций Алтайского края с использованием облачной технологии 1С:Fresh на базе технологической платформы 1С:Предприятие 8.3.
Переведены в ЕЦИС УФХД МО АК бухгалтерский, кадровый, зарплатный и лекарственный учет учреждений, всего в ЕЦИС функционируют 153 учреждений и 4500 пользователей этих учреждений, из них 1680 в «1С:Бухгалтерия государственного учреждения», редакция 2.0, 1875 в «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения КОРП», редакция 3.1, 945 в «1С:Медицина. Больничная аптека», редакция 2.0, что позволяет говорить об обеспечении единого информационно-аналитического пространства и автоматизации учета финансово-хозяйственной деятельности.
Выполнена унификация нормативно-справочной информации, введена единая методология учета, обеспечен контроль со стороны Министерства здравоохранения Алтайского края, настроен сквозной процесс для ведения персонифицированного учета лекарственных препаратов и товаров лекарственного назначения, что является видимым улучшением качества ведения учета и достоверности отчетности, прозрачности, открытости и подотчетности финансово-хозяйственной деятельности в учреждениях, подведомственных Министерству здравоохранения Алтайского края.
Экономический эффект от внедрения:
- на 6% сократились трудозатраты в различных подразделениях;
- на 45% уменьшилась дебиторская задолженность;
- на 85% ускорилось формирование управленческой отчетности.