||
Краткое описание

Компания АЛРОСА построила автоматизированную информационную систему «Безопасность производственной деятельности — БПД «АЛРОСА» (АИС БПД) на базе решения «1С:Производственная безопасность. Комплексная».  В результате реализации проекта была достигнута ключевая цель — сокращение времени процесса формирования и согласования наряд-допуска, наряда и задания. Было зафиксировано трехкратное сокращение времени процесса формирования и согласования наряд-допуска до 30 мин, наряда и задания до 10 минут. В ближайших планах дальнейшее развитие внедренной подсистемы «Наряды-допуски» в корпоративной системе АИС БПД и тиражирование по структурным подразделениям компании.

АК «АЛРОСА» (ПАО)
Заказчик

АЛРОСА — крупнейшая алмазодобывающая компания, мировой лидер по объему добычи и запасов алмазов. Основные направления деятельности — геологоразведка, добыча и продажа алмазов, производство бриллиантов. Добывающие активы расположены в Республике Саха (Якутия) и Архангельской области. В группе работают более 30 тыс. человек.

1
Цели и задачи

Цель проекта: повысить уровень производственной безопасности при выполнении работ (за счет создания справочника мер безопасности относительно выполняемых видов работ, за счет интеграции с системами обучения и системой предсменного контроля).

Перед проектной командой были поставлены следующие задачи:

  1. Создать единую базу данных по наряд-допускам, нарядам и заданиям, распоряжениям.
  2. Обеспечить возможность электронной подготовки и согласования нарядов-допусков, нарядов-заданий и распоряжений:
    • в том числе с использованием ПЭП в части подготовки наряд-допусков;
    • также система должна поддерживать полностью электронный жизненный цикл распоряжений, нарядов и заданий, наряд-допусков.
  1. Снизить ручные операции при подготовке и выпуске распоряжений, нарядов и заданий, нарядов-допусков.
  2. Обеспечить возможность оперативного внесения изменений и дополнений в распоряжения, наряды и задания, наряды-допуски в системе.
  3. Улучшить взаимодействие подразделений компании при работе в едином информационном поле.
2
Ситуация до старта проекта

Наряд-допуск является обязательным документом при выполнении работ повышенной опасности. Документ содержит задание на выполнение работ, место, время начала и окончания, условия безопасного проведения, состав бригады и исполнителей, ответственных за безопасное выполнение работ. Наряд должен учитывать все особенности проводимой работы и быть согласован с контролирующими и заинтересованными лицами, из-за чего процесс подготовки и согласования наряда-допуска занимает продолжительное время. Аналогичный процесс протекает и при выдаче нарядов и заданий ежесменно.

До старта проекта:

  1. Процессы выдачи нарядов и заданий, нарядов-допусков не автоматизированы.
  2. Нет ИТ-инструментов для подготовки отчетности.

Наряд и задание на смену оформлялся полностью в бумажном журнале мастером, после ознакомления сотрудники ставили подпись, по завершении смены также в журнале заполнялся факт выполнения задания.

Наряды-допуски формировались при помощи Ms Word и Ms Excel, распечатывались, процесс согласования и выдачи происходил далее уже на бумажном носителе.

3
Архитектура решения и масштаб проекта

Автоматизированная информационная система «Безопасность производственной деятельности — БПД «АЛРОСА» (АИС БПД), построенная на базе решения «1С:Производственная безопасность. Комплексная», находится в промышленной эксплуатации с 2018 года. Система реализована на современной отечественной технологической платформе «1С:Предприятие 8z», которая обеспечивает открытость прикладных решений, их функциональность и гибкость, короткие сроки внедрения, высокую производительность, масштабируемость от одного до десятков тысяч рабочих мест.

В пилотный объем проекта включен Удачнинский горно-обогатительный комбинат, подразделения:

  1. Рудник «Удачный» им. Ф.Б. Андреева.
  2. Обогатительная фабрика № 12.

Проект был выполнен в 3 этапа:

  1. Выполнение обследования, детализация и уточнение требований, установка системы на оборудовании заказчика.
  2. Выполнение работ по разработке и проведению предварительных испытаний, загрузке начальных и исторических данных.
  3. Подготовка, опытная-промышленная эксплуатация и приемосдаточные испытания системы.

Реализована отдельная подсистема «Наряды-допуски» в которой ведутся учет выдачи и процесс согласования нарядов и заданий, нарядов-допусков и распоряжений, формируется статистика и аналитические отчеты. Для подписания в процессе согласования нарядов-допусков и ознакомления сотрудников с нарядом и заданием используется простая подпись сотрудника. Подпись осуществляется через картридеры, прикладыванием персонального пропуска сотрудника.

Для решения задач повышения уровня безопасности на производстве в ходе проекта были расширены интеграционные потоки в корпоративной системе АИС БПД:

  • получение графиков сменности сотрудников из системы кадрового учета БОСС-кадровик, в результате наряд-задание формируется автоматически на текущую смену;
  • получение данных о прохождении обучения и проверки знаний из 1С:ЦПК;
  • получение справочника оборудования из системы складского учета;
  • получение данных о предсменном контроле из системы медицинских осмотров ЭСМО;
  • сбор и отображение данных из смежных подсистем АИС БПД в подсистеме «Наряды-допуски» о выданных средствах индивидуальной защиты, пройденных периодических медицинских осмотрах — позволяет оперативно принять решение о допуске сотрудника к работе при выдаче наряда и задания.

Реализовано мобильное приложение, при помощи которого можно закрывать наряды и задания на месте проведения работ, оперативно менять или добавлять задание сотруднику, выполнять согласование нарядов-допусков.

Работа на практике

Процесс создания, согласования наряда-допуска до работ, после внедрения системы выглядит следующим образом:

  1. Создание наряда в АИС БПД, в подсистеме «Наряды-допуски».
  2. Согласование наряда ответственными лицами на компьютере или мобильном устройстве.
  3. Проведение инструктажа.
  4. Подпись работниками бригады на бумажном носителе.

Процесс создания, согласования наряда и задания до работ, после внедрения системы выглядит следующим образом:

  1. Создание наряда и задания в АИС БПД, в подсистеме «Наряды-допуски».
  2. Согласование наряда и задания ответственными лицами на компьютере.
  3. Ознакомление с составом работ, проведение инструктажа сотрудников.
  4. Подпись работниками бригады электронного наряда и задания на мобильном устройстве мастера с использованием ПЭП.
  5. Корректировка выданного наряда и задания на мобильном устройстве.
  6. Фиксация выполненных работ на компьютере и на мобильном устройстве.

В рамках автоматизации были выполнены следующие работы:

  1. Описание целевых бизнес-процессов системы выдачи распоряжений, заданий и нарядов, наряд-допусков, актов-допуска, форматов отчетности.
  2. Разработка и установка системы с учетом разработанных единых технологических решений и регламентов, в соответствии с согласованной методологией и описанными целевыми бизнес-процессами.
  3. Загрузка данных в систему (НСИ, кадровая информация).
  4. Обучение пользователей.
  5. Поддержка пользователей в период опытной эксплуатации.
  6. Разработка интеграционных решений с корпоративными системами.
  7. Формирование группы ИТ-поддержки решения, разработка регламентов оказания ИТ-поддержки.

В рамках реализованного проекта автоматизированы следующие участки учета:

  1. Функциональные (пользовательские) подсистемы:
  • «Нарядная система»;
  • «Аналитика и отчетность»;
  • «Управление персоналом и подрядчиками»;
  • «Мобильное приложение».
  1. Обеспечивающие подсистемы:
  • «Интеграция со смежными системами»;
  • «Администрирование».

Alrosa_Shema.jpg

Архитектура решения

Пояснения к рисунку:

  • ЦПК — система для фиксации обучений и проверок знаний, ЦПК — центр подготовки кадров;
  • ОШС — шина данных.
4
Особенности и уникальность проекта

Для реализации поставленных требований доступности системы выдачи нарядов 24/7 и учитывая территориальную распределенность структурных подразделений компании и недоступность сетевого соединения от нескольких часов до суток, было принято решение о реализации архитектуры распределенной базы данных. Развернут отдельный сервер в г. Удачный — территориальное расположение пилотной площадки Удачнинского горно-обогатительного комбината, на котором размещен периферийный узел, центральный узел размещен на сервере в г. Мирный.

К особенностям реализованной функциональности системы можно отнести:

  1. Справочник мер по безопасному выполнению работ, который был разработан специалистами управления ОТ и ПБ, совместно с ответственными на пилотных участках проекта, учитывая все текущие особенности протекающих процессов.
  2. Проверить прохождение предсменного осмотра (ЭСМО) и обучений можно как в ручном режиме вначале смены через меню, так и в автоматическом. При подписании работником наряда, система сама в любом случае проверяет статус прохождения ЭСМО, актуальность обучений и наличия необходимых СИЗ.
  3. Система позволяет перейти в цифровой вид журнала регистрации нарядов-допусков за счет сквозного процесса создания согласования бланков нарядов-допусков до момента подписания выдающим.

Интерфейсы системы с учетом, реализованных особенностей

5
Результаты проекта

 результате реализации проекта была достигнута ключевая цель — сокращение времени процесса формирования и согласования наряд-допуска, наряда и задания. Было зафиксировано трехкратное сокращение времени процесса формирования и согласования наряд-допуска до 30 мин, наряда и задания до 10 минут.

Технология организации подписи сотрудников за ознакомление с работами и инструктаж в электронном виде в наряде и задании с использованием простой электронной подписи (ПЭП) позволила значительно сократить сроки формирования и выдачи этих документов, что принесло дополнительный экономический эффект от электронных нарядов и заданий, измеряемый несколькими миллионами рублей в год, за счет большого количества работ и большого количества задействованных на них сотрудников компании.


Внедрение системы имело не только экономический, но и корпоративный и репутационный эффект, а именно:

  1. Значительное ускорение процессов коллективной работы с документами, процедур согласования, повышение качества делопроизводства и документооборота, наличие «под рукой» любой необходимой информации.
  2. Улучшение имиджа компании в связи с использованием передовых информационных технологий.

Обеспечение прозрачности бизнес-процессов, повышение исполнительской дисциплины, рост производительности.

В ближайших планах дальнейшее развитие внедренной подсистемы «Наряды-допуски» в корпоративной системе АИС БПД и тиражирование по структурным подразделениям компании.

Alrosa.png

Схема взаимодействия нарядной системы со смежными системами

Версия для печати

БАЗЫ ЗНАНИЙ "ПРОФКЕЙС"

Отзывы заказчиков
Руководитель проектов по цифровизации производства АК «АЛРОСА» (ПАО)
Владислав Платонов
Внедрение электронных нарядов-допусков на работы повышенной опасности с использованием технологии организации простой подписи сотрудников позволило увеличить скорость формирования нарядов и заданий c 30 до 10 минут, а формирование и согласование нарядов-допусков ускорилось с 1,5 часа до 30 минут. Также мы теперь мы можем уонтролировать проводимые работы и надежно хранить историю о них. За счет контроля соблюдения норм безопасности при выдаче нарядов-допусков, нарядов и заданий сократился риск травматизма работников предприятия. Мы также заложили фундамент под дальнейшее развитие цифровизации в операционные производственные процессы: сквозной учет МТР, цифровые путевые листы, анализ фактически выполненных работ и т.п.
Публикации,
связанные
с проектом
Дополнительные
материалы
Новости
19 августа 2025
О выпуске совместных продуктов «Astra Linux Server 1C для 1С:Предприятие 8»

Фирма «1С» объявляет о начале продаж совместных продуктов «Astra Linux Server1C («Орел») для 1С:Предприятие 8» с 18.08.2025.

11 августа 2025
1С:ITILIUM 1.0.1.6: интеграция с LLM, синхронизация с 1С:ЗУП 3.1 и QR-коды для инвентаризации

Сервисные службы теперь могут работать быстрее и эффективнее благодаря интеграции с большими языковыми моделями (LLM), автоматической синхронизации с 1С:ЗУП 3.1, поддержке самоподписанных сертификатов в мобильном приложении Itilium+ и удобному учету активов с помощью QR-кодов.