||
Краткое описание

Компания АЛРОСА построила автоматизированную информационную систему «Безопасность производственной деятельности — БПД «АЛРОСА» (АИС БПД) на базе решения «1С:Производственная безопасность. Комплексная».  В результате реализации проекта была достигнута ключевая цель — сокращение времени процесса формирования и согласования наряд-допуска, наряда и задания. Было зафиксировано трехкратное сокращение времени процесса формирования и согласования наряд-допуска до 30 мин, наряда и задания до 10 минут. В ближайших планах дальнейшее развитие внедренной подсистемы «Наряды-допуски» в корпоративной системе АИС БПД и тиражирование по структурным подразделениям компании.

АК «АЛРОСА» (ПАО)
Заказчик

АЛРОСА — крупнейшая алмазодобывающая компания, мировой лидер по объему добычи и запасов алмазов. Основные направления деятельности — геологоразведка, добыча и продажа алмазов, производство бриллиантов. Добывающие активы расположены в Республике Саха (Якутия) и Архангельской области. В группе работают более 30 тыс. человек.

1
Цели и задачи

Цель проекта: повысить уровень производственной безопасности при выполнении работ (за счет создания справочника мер безопасности относительно выполняемых видов работ, за счет интеграции с системами обучения и системой предсменного контроля).

Перед проектной командой были поставлены следующие задачи:

  1. Создать единую базу данных по наряд-допускам, нарядам и заданиям, распоряжениям.
  2. Обеспечить возможность электронной подготовки и согласования нарядов-допусков, нарядов-заданий и распоряжений:
    • в том числе с использованием ПЭП в части подготовки наряд-допусков;
    • также система должна поддерживать полностью электронный жизненный цикл распоряжений, нарядов и заданий, наряд-допусков.
  1. Снизить ручные операции при подготовке и выпуске распоряжений, нарядов и заданий, нарядов-допусков.
  2. Обеспечить возможность оперативного внесения изменений и дополнений в распоряжения, наряды и задания, наряды-допуски в системе.
  3. Улучшить взаимодействие подразделений компании при работе в едином информационном поле.
2
Ситуация до старта проекта

Наряд-допуск является обязательным документом при выполнении работ повышенной опасности. Документ содержит задание на выполнение работ, место, время начала и окончания, условия безопасного проведения, состав бригады и исполнителей, ответственных за безопасное выполнение работ. Наряд должен учитывать все особенности проводимой работы и быть согласован с контролирующими и заинтересованными лицами, из-за чего процесс подготовки и согласования наряда-допуска занимает продолжительное время. Аналогичный процесс протекает и при выдаче нарядов и заданий ежесменно.

До старта проекта:

  1. Процессы выдачи нарядов и заданий, нарядов-допусков не автоматизированы.
  2. Нет ИТ-инструментов для подготовки отчетности.

Наряд и задание на смену оформлялся полностью в бумажном журнале мастером, после ознакомления сотрудники ставили подпись, по завершении смены также в журнале заполнялся факт выполнения задания.

Наряды-допуски формировались при помощи Ms Word и Ms Excel, распечатывались, процесс согласования и выдачи происходил далее уже на бумажном носителе.

3
Архитектура решения и масштаб проекта

Автоматизированная информационная система «Безопасность производственной деятельности — БПД «АЛРОСА» (АИС БПД), построенная на базе решения «1С:Производственная безопасность. Комплексная», находится в промышленной эксплуатации с 2018 года. Система реализована на современной отечественной технологической платформе «1С:Предприятие 8z», которая обеспечивает открытость прикладных решений, их функциональность и гибкость, короткие сроки внедрения, высокую производительность, масштабируемость от одного до десятков тысяч рабочих мест.

В пилотный объем проекта включен Удачнинский горно-обогатительный комбинат, подразделения:

  1. Рудник «Удачный» им. Ф.Б. Андреева.
  2. Обогатительная фабрика № 12.

Проект был выполнен в 3 этапа:

  1. Выполнение обследования, детализация и уточнение требований, установка системы на оборудовании заказчика.
  2. Выполнение работ по разработке и проведению предварительных испытаний, загрузке начальных и исторических данных.
  3. Подготовка, опытная-промышленная эксплуатация и приемосдаточные испытания системы.

Реализована отдельная подсистема «Наряды-допуски» в которой ведутся учет выдачи и процесс согласования нарядов и заданий, нарядов-допусков и распоряжений, формируется статистика и аналитические отчеты. Для подписания в процессе согласования нарядов-допусков и ознакомления сотрудников с нарядом и заданием используется простая подпись сотрудника. Подпись осуществляется через картридеры, прикладыванием персонального пропуска сотрудника.

Для решения задач повышения уровня безопасности на производстве в ходе проекта были расширены интеграционные потоки в корпоративной системе АИС БПД:

  • получение графиков сменности сотрудников из системы кадрового учета БОСС-кадровик, в результате наряд-задание формируется автоматически на текущую смену;
  • получение данных о прохождении обучения и проверки знаний из 1С:ЦПК;
  • получение справочника оборудования из системы складского учета;
  • получение данных о предсменном контроле из системы медицинских осмотров ЭСМО;
  • сбор и отображение данных из смежных подсистем АИС БПД в подсистеме «Наряды-допуски» о выданных средствах индивидуальной защиты, пройденных периодических медицинских осмотрах — позволяет оперативно принять решение о допуске сотрудника к работе при выдаче наряда и задания.

Реализовано мобильное приложение, при помощи которого можно закрывать наряды и задания на месте проведения работ, оперативно менять или добавлять задание сотруднику, выполнять согласование нарядов-допусков.

Работа на практике

Процесс создания, согласования наряда-допуска до работ, после внедрения системы выглядит следующим образом:

  1. Создание наряда в АИС БПД, в подсистеме «Наряды-допуски».
  2. Согласование наряда ответственными лицами на компьютере или мобильном устройстве.
  3. Проведение инструктажа.
  4. Подпись работниками бригады на бумажном носителе.

Процесс создания, согласования наряда и задания до работ, после внедрения системы выглядит следующим образом:

  1. Создание наряда и задания в АИС БПД, в подсистеме «Наряды-допуски».
  2. Согласование наряда и задания ответственными лицами на компьютере.
  3. Ознакомление с составом работ, проведение инструктажа сотрудников.
  4. Подпись работниками бригады электронного наряда и задания на мобильном устройстве мастера с использованием ПЭП.
  5. Корректировка выданного наряда и задания на мобильном устройстве.
  6. Фиксация выполненных работ на компьютере и на мобильном устройстве.

В рамках автоматизации были выполнены следующие работы:

  1. Описание целевых бизнес-процессов системы выдачи распоряжений, заданий и нарядов, наряд-допусков, актов-допуска, форматов отчетности.
  2. Разработка и установка системы с учетом разработанных единых технологических решений и регламентов, в соответствии с согласованной методологией и описанными целевыми бизнес-процессами.
  3. Загрузка данных в систему (НСИ, кадровая информация).
  4. Обучение пользователей.
  5. Поддержка пользователей в период опытной эксплуатации.
  6. Разработка интеграционных решений с корпоративными системами.
  7. Формирование группы ИТ-поддержки решения, разработка регламентов оказания ИТ-поддержки.

В рамках реализованного проекта автоматизированы следующие участки учета:

  1. Функциональные (пользовательские) подсистемы:
  • «Нарядная система»;
  • «Аналитика и отчетность»;
  • «Управление персоналом и подрядчиками»;
  • «Мобильное приложение».
  1. Обеспечивающие подсистемы:
  • «Интеграция со смежными системами»;
  • «Администрирование».

Alrosa_Shema.jpg

Архитектура решения

Пояснения к рисунку:

  • ЦПК — система для фиксации обучений и проверок знаний, ЦПК — центр подготовки кадров;
  • ОШС — шина данных.
4
Особенности и уникальность проекта

Для реализации поставленных требований доступности системы выдачи нарядов 24/7 и учитывая территориальную распределенность структурных подразделений компании и недоступность сетевого соединения от нескольких часов до суток, было принято решение о реализации архитектуры распределенной базы данных. Развернут отдельный сервер в г. Удачный — территориальное расположение пилотной площадки Удачнинского горно-обогатительного комбината, на котором размещен периферийный узел, центральный узел размещен на сервере в г. Мирный.

К особенностям реализованной функциональности системы можно отнести:

  1. Справочник мер по безопасному выполнению работ, который был разработан специалистами управления ОТ и ПБ, совместно с ответственными на пилотных участках проекта, учитывая все текущие особенности протекающих процессов.
  2. Проверить прохождение предсменного осмотра (ЭСМО) и обучений можно как в ручном режиме вначале смены через меню, так и в автоматическом. При подписании работником наряда, система сама в любом случае проверяет статус прохождения ЭСМО, актуальность обучений и наличия необходимых СИЗ.
  3. Система позволяет перейти в цифровой вид журнала регистрации нарядов-допусков за счет сквозного процесса создания согласования бланков нарядов-допусков до момента подписания выдающим.

Интерфейсы системы с учетом, реализованных особенностей

5
Результаты проекта

 результате реализации проекта была достигнута ключевая цель — сокращение времени процесса формирования и согласования наряд-допуска, наряда и задания. Было зафиксировано трехкратное сокращение времени процесса формирования и согласования наряд-допуска до 30 мин, наряда и задания до 10 минут.

Технология организации подписи сотрудников за ознакомление с работами и инструктаж в электронном виде в наряде и задании с использованием простой электронной подписи (ПЭП) позволила значительно сократить сроки формирования и выдачи этих документов, что принесло дополнительный экономический эффект от электронных нарядов и заданий, измеряемый несколькими миллионами рублей в год, за счет большого количества работ и большого количества задействованных на них сотрудников компании.


Внедрение системы имело не только экономический, но и корпоративный и репутационный эффект, а именно:

  1. Значительное ускорение процессов коллективной работы с документами, процедур согласования, повышение качества делопроизводства и документооборота, наличие «под рукой» любой необходимой информации.
  2. Улучшение имиджа компании в связи с использованием передовых информационных технологий.

Обеспечение прозрачности бизнес-процессов, повышение исполнительской дисциплины, рост производительности.

В ближайших планах дальнейшее развитие внедренной подсистемы «Наряды-допуски» в корпоративной системе АИС БПД и тиражирование по структурным подразделениям компании.

Alrosa.png

Схема взаимодействия нарядной системы со смежными системами

Версия для печати
Вход для
партнеров
Эксперты фирмы «1С» и партнеров будут рады дать вам консультацию.
Задать вопрос по кейсу

БАЗЫ ЗНАНИЙ "ПРОФКЕЙС"

Отзывы заказчиков
Руководитель проектов по цифровизации производства АК «АЛРОСА» (ПАО)
Владислав Платонов
Внедрение электронных нарядов-допусков на работы повышенной опасности с использованием технологии организации простой подписи сотрудников позволило увеличить скорость формирования нарядов и заданий c 30 до 10 минут, а формирование и согласование нарядов-допусков ускорилось с 1,5 часа до 30 минут. Также мы теперь мы можем уонтролировать проводимые работы и надежно хранить историю о них. За счет контроля соблюдения норм безопасности при выдаче нарядов-допусков, нарядов и заданий сократился риск травматизма работников предприятия. Мы также заложили фундамент под дальнейшее развитие цифровизации в операционные производственные процессы: сквозной учет МТР, цифровые путевые листы, анализ фактически выполненных работ и т.п.
Публикации,
связанные
с проектом
Дополнительные
материалы
Новости
26 июля 2024
О третьем релизе 1С:ITILIUM 1.0.1.3 и завершении поддержки 1С:ITIL Стандарт

В июле 2024 года вышел третий релиз новой системы для управления сервисом 1С:ITILIUM, выпущенной в начале 2024 года фирмой «1С» и компанией-разработчиком «Деснол Софт» для замены продуктов 1С:ITIL и Итилиум.

16 июля 2024
О выходе редакции 3.0 программного продукта «1С:Медицина. Больничная аптека»

Решение предназначено для детального аналитического учета аптечных товаров в больничной аптеке, отделениях и кабинетах, а также в розничных аптечных пунктах медицинской организации.