||
Краткое описание

Компания «Газпром центрремонт» построила ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ную систему управления нормативно-справочной информацией (АСУ НСИ), включая комплект методологических документов. Ав­то­ма­тизированная система управления НСИ создана на базе программного продукта «1С:Предприятие 8. MDM Управление нормативно-справочной информацией». Проведена масштабная работа по упорядочиванию данных, в том числе создание эта­лон­ных записей, удаление дублей, синхронизация, мэппинг и т. д. Обмен справочными данными между АСУ НСИ и транз­ак­ци­он­ными системами осуществляется через сервисную шину. В ре­зуль­тате, за счёт единого стандарта ввода данных НСИ в ин­фор­ма­ци­онные системы компании, повысилось качество НСИ, со­кра­ти­лось время подготовки консолидированной отчётности. За счёт оперативной передачи данных между смежными системами обеспечена актуальность НСИ.

ООО "Газпром центрремонт"
Заказчик

Компания «Газпром центрремонт» — до­чер­нее общество «Газпром». Компания осу­ществляет техобслуживание, ди­а­гнос­ти­ку и ремонт, капитальное стро­и­тель­ство и реконструкцию газопроводов, компрессорных станций, хранилищ газа и газораспределительных станций, инфраструктуры объектов «Газпром». В состав «Газпром центрремонт» входят «Центрэнергогаз», «Газэнергосервис», «Оргэнергогаз», «Газпром электрогаз», «Тюменские моторостроители», «Газпром подземремонт Оренбург», «Газпром подземремонт Уренгой» и др. В компании работают около 20 тысяч сотрудников.

1
Цели и задачи

Цель: обеспечение возможности формирования консолидированной отчётности за счёт единства массивов НСИ в информационных системах компании и решение проблем несоответствия, несопоставимости и неуникальности данных.

Задачи:

  • обеспечение консолидации данных из локальных информационных систем;
  • централизованное хранение НСИ;
  • поддержание достоверной, актуальной и непротиворечивой информации;
  • обеспечение единых процессов управления НСИ;
  • разработка методологического обеспечения;
  • настройка ролей и прав доступа к АСУ НСИ;
  • настройка маршрутов обработки заявок на добавление/изменение записей классификаторов и справочников в соответствии с регламентами;
  • настройка сервисов консолидации и репликации данных;
  • настройка средств обмена данными между АСУ НСИ и локальными информационными системами компании;
  • первичная нормализация контента справочников, наполнение АСУ НСИ данными.
2
Ситуация до старта проекта

До проекта справочники НСИ вводились в разных информационных системах разрозненно и данные в них приходилось сопоставлять вручную. Автоматической проверки введённых данных в прежней системе не было, в результате данные могли быть неуникальными, а о системе поиска по ним не могло быть и речи. Обязательные для заполнения атрибуты справочников отсутствовали, или их количество было минимальным. Все эти факторы в совокупности приводили к множественным ошибкам в заполнении справочников НСИ.

На рисунке 1 показаны информационные системы компании — потребители НСИ:

  • информационная система капитального строительства и реконструкции (ИС КСиР);
  • система «1С:Бухгалтерия»;
  • система электронного документооборота (СЭД);
  • система диспетчерского контроля технического обслуживания и ремонта (СДК ТОиР);
  • Информационная система технического обслуживания, ремонта и комплектации (ИС ТОРиК).

Руководство компании «Газпром центрремонт» выявило все недостатки в управлении НСИ, и пришло к выводу, что существующую систему надо менять.

Информационные системы компании.

Рис. 1. Информационные системы компании.

3
Архитектура решения и масштаб проекта

Были проанализированы несколько специализированных программных продуктов, в том числе и «1С:Предприятие 8. MDM Управление нормативно-справочной информацией». Именно эту систему специалисты «Газпром центрремонт» и выбрали на основании следующих преимуществ:

  • возможность использования различных комбинаций общероссийских, отраслевых, международных, внутренних специализированных классификаторов компаний;
  • возможность группировки нормативно-справочной информации по различным атрибутам и признакам;
  • механизмы обмена данными с информационными системами, разработанными на различных платформах;
  • для использования системы в многопользовательском режиме достаточно приобретения клиентских лицензий на платформу «1С:Предприятие 8».

Общая схема решения изображена на рисунке.Структура ИТ-ландшафта компании после внедрения АСУ НСИ

Рис. 2. Структура ИТ-ландшафта компании после внедрения АСУ НСИ.

Основные компоненты ИТ-ландшафта компании «Газпром центрремонт»:

  • транзакционные системы — информационные системы компании, которые предназначенны для ввода, структурированного хранения и обработки информации (операции, документов) в режиме реального времени. В компании к таким системам относятся: СДК ТОиР, ИС ТОРиК, ИС КСиР, СЭД, «1С:Бухгалтерия» и т. п.;
  • АСУ НСИ — автоматизированная система управления нормативно-справочной информацией, которая выступает в роли централизованного репозитория НСИ;
  • хранилище данных — предметно-ориентированная информа­ционная база данных, специально разработанная и предназначенная для подготовки отчётов и бизнес-анализа с целью поддержки принятия решений в организации. Построена на базе СУБД и систем поддержки принятия решений. Данные, поступающие в хранилище данных, как правило, доступны только для чтения;
  • сервисная шина предприятия — связующее программное обеспечение, обеспечивающее централизованный и унифицированный событийно-ориентированный обмен сообщениями между различными информационными системами на принципах сервис-ориентированной архитектуры;
  • корпоративный портал — веб-интерфейс для доступа сотрудника к корпоративным данным и приложениям.

Обмен справочными данными между АСУ НСИ и транзакционными системами осуществляется через сервисную шину. Помимо этого через сервисную шину происходит обмен операционными данными между транзакционными системами. В процессе обмена транзакционными данными АСУ НСИ используется для перекодировки справочных значений. Впоследствии, после внедрения хранилища данных, АСУ НСИ будет использоваться для наполнения таблиц измерения, а так же в ETL-процессе для сопоставления операционных данных (фактов) с соответствующими измерениями. Корпоративный портал предоставляет консолидированную информацию из транзакционных систем и из хранилища данных. Так же корпоративный портал предоставляет интерфейс для формирования заявок на создание, изменение записей справочников в АСУ НСИ.

В результате успешного внедрения за счёт единого стандарта ввода данных НСИ в информационные системы компании повысилось качество НСИ, сократилось время подготовки консолидированной отчётности, устранена множественность точек ввода информации.

В ходе проекта в системе «1С:Предприятие 8. MDM Управление нормативно-справочной информацией» создано 104 рабочих места.

4
Особенности и уникальность проекта

В проекте проведена масштабная работа по упорядочиванию данных, в том числе создание эталонных записей, удаление дублей, синхронизация, мэппинг и т. д. Особенности автоматизированной системы управления НСИ:

  • разработан интерфейс пользователя по вводу информации о контрагентах, аналогичные его интерфейсу в системе регламентированного учёта;
  • доработана заявка на добавление/изменение записи в справочник;
  • разработаны механизмы обмена информацией между сервисной шиной предприятия и системой «1С:Предприятие 8. MDM Управление нормативно-справочной информацией», обеспечена транспортировка данных с использованием протокола SOAP.
5
Результаты проекта

В результате успешного внедрения за счёт единого стандарта ввода данных НСИ в информационные системы компании повысилось качество НСИ, сократилось время подготовки консолидированной отчётности, устранена множественность точек ввода информации в СДК ТОиР, СЭД и «1С:Бухгалтерия» (данные вводятся параллельно), настроена схема разграничения ответственности за качество НСИ, устранены неуникальности записей в справочниках. В результате ввода данных в мастер-системе, оперативной передачи данных между смежными системами и отсутствием последующей выверки в некоторых информационных системах, обеспечена актуальность НСИ. Разработаны регламенты по управлению НСИ для структурных подразделений ГЦР.

На сегодняшний день функции централизованного хранилища данных компании частично реализуются в транзакционных системах. Основным сдерживающим фактором для внедрения централизованного хранилища является отсутствие АСУ НСИ. Построение хранилища станет следующим шагом в реализации концепции автоматизации компании после внедрения АСУ НСИ.

Версия для печати
Вход для
партнеров
РАБОЧИХ МЕСТ
104
Центр ИТ
Май 2015 —
Центральный федеральный округ РФ
Эксперты фирмы «1С» и партнеров будут рады дать вам консультацию.
Задать вопрос по кейсу

БАЗЫ ЗНАНИЙ "ПРОФКЕЙС"

Отзывы заказчиков
Начальник службы автоматизации, информатизации, телекоммуникаций и связи «Газпром центрремонт»
Игорь Пихтяр
С 31 декабря 2015 система находится в промышленной эксплуатации. Мы довольны результатами выполненных работ и надеемся на дальнейшее сотрудничество.
Публикации,
связанные
с проектом
Новости
15 ноября 2024
Новый онлайн-курс «Искусственный интеллект и 1С. Курс на основе решений от 1С-Рарус. Большие языковые модели и распознавание речи - инструменты для бизнеса»

Участники познакомятся с принципами работы и возможностями ИИ, практикой применения ИИ в профессиональной деятельности. Получат навыки использования ИИ из ПП на платформе «1С:Предприятие 8». Обучатся эффективным запросам к большим языковым моделям.

14 ноября 2024
Беларусь. Запуск нового сервиса «Беларусь. DriveBank»

Сервис обеспечивает прямой обмен электронными документами с банками Республики Беларусь.