Компания «Газпром центрремонт» построила автоматизированную систему управления нормативно-справочной информацией (АСУ НСИ), включая комплект методологических документов. Автоматизированная система управления НСИ создана на базе программного продукта «1С:Предприятие 8. MDM Управление нормативно-справочной информацией». Проведена масштабная работа по упорядочиванию данных, в том числе создание эталонных записей, удаление дублей, синхронизация, мэппинг и т. д. Обмен справочными данными между АСУ НСИ и транзакционными системами осуществляется через сервисную шину. В результате, за счёт единого стандарта ввода данных НСИ в информационные системы компании, повысилось качество НСИ, сократилось время подготовки консолидированной отчётности. За счёт оперативной передачи данных между смежными системами обеспечена актуальность НСИ.
Компания «Газпром центрремонт» — дочернее общество «Газпром». Компания осуществляет техобслуживание, диагностику и ремонт, капитальное строительство и реконструкцию газопроводов, компрессорных станций, хранилищ газа и газораспределительных станций, инфраструктуры объектов «Газпром». В состав «Газпром центрремонт» входят «Центрэнергогаз», «Газэнергосервис», «Оргэнергогаз», «Газпром электрогаз», «Тюменские моторостроители», «Газпром подземремонт Оренбург», «Газпром подземремонт Уренгой» и др. В компании работают около 20 тысяч сотрудников.
Цель: обеспечение возможности формирования консолидированной отчётности за счёт единства массивов НСИ в информационных системах компании и решение проблем несоответствия, несопоставимости и неуникальности данных.
Задачи:
- обеспечение консолидации данных из локальных информационных систем;
- централизованное хранение НСИ;
- поддержание достоверной, актуальной и непротиворечивой информации;
- обеспечение единых процессов управления НСИ;
- разработка методологического обеспечения;
- настройка ролей и прав доступа к АСУ НСИ;
- настройка маршрутов обработки заявок на добавление/изменение записей классификаторов и справочников в соответствии с регламентами;
- настройка сервисов консолидации и репликации данных;
- настройка средств обмена данными между АСУ НСИ и локальными информационными системами компании;
- первичная нормализация контента справочников, наполнение АСУ НСИ данными.
До проекта справочники НСИ вводились в разных информационных системах разрозненно и данные в них приходилось сопоставлять вручную. Автоматической проверки введённых данных в прежней системе не было, в результате данные могли быть неуникальными, а о системе поиска по ним не могло быть и речи. Обязательные для заполнения атрибуты справочников отсутствовали, или их количество было минимальным. Все эти факторы в совокупности приводили к множественным ошибкам в заполнении справочников НСИ.
На рисунке 1 показаны информационные системы компании — потребители НСИ:
- информационная система капитального строительства и реконструкции (ИС КСиР);
- система «1С:Бухгалтерия»;
- система электронного документооборота (СЭД);
- система диспетчерского контроля технического обслуживания и ремонта (СДК ТОиР);
- Информационная система технического обслуживания, ремонта и комплектации (ИС ТОРиК).
Руководство компании «Газпром центрремонт» выявило все недостатки в управлении НСИ, и пришло к выводу, что существующую систему надо менять.
Рис. 1. Информационные системы компании.
Были проанализированы несколько специализированных программных продуктов, в том числе и «1С:Предприятие 8. MDM Управление нормативно-справочной информацией». Именно эту систему специалисты «Газпром центрремонт» и выбрали на основании следующих преимуществ:
- возможность использования различных комбинаций общероссийских, отраслевых, международных, внутренних специализированных классификаторов компаний;
- возможность группировки нормативно-справочной информации по различным атрибутам и признакам;
- механизмы обмена данными с информационными системами, разработанными на различных платформах;
- для использования системы в многопользовательском режиме достаточно приобретения клиентских лицензий на платформу «1С:Предприятие 8».
Общая схема решения изображена на рисунке.
Рис. 2. Структура ИТ-ландшафта компании после внедрения АСУ НСИ.
Основные компоненты ИТ-ландшафта компании «Газпром центрремонт»:
- транзакционные системы — информационные системы компании, которые предназначенны для ввода, структурированного хранения и обработки информации (операции, документов) в режиме реального времени. В компании к таким системам относятся: СДК ТОиР, ИС ТОРиК, ИС КСиР, СЭД, «1С:Бухгалтерия» и т. п.;
- АСУ НСИ — автоматизированная система управления нормативно-справочной информацией, которая выступает в роли централизованного репозитория НСИ;
- хранилище данных — предметно-ориентированная информационная база данных, специально разработанная и предназначенная для подготовки отчётов и бизнес-анализа с целью поддержки принятия решений в организации. Построена на базе СУБД и систем поддержки принятия решений. Данные, поступающие в хранилище данных, как правило, доступны только для чтения;
- сервисная шина предприятия — связующее программное обеспечение, обеспечивающее централизованный и унифицированный событийно-ориентированный обмен сообщениями между различными информационными системами на принципах сервис-ориентированной архитектуры;
- корпоративный портал — веб-интерфейс для доступа сотрудника к корпоративным данным и приложениям.
Обмен справочными данными между АСУ НСИ и транзакционными системами осуществляется через сервисную шину. Помимо этого через сервисную шину происходит обмен операционными данными между транзакционными системами. В процессе обмена транзакционными данными АСУ НСИ используется для перекодировки справочных значений. Впоследствии, после внедрения хранилища данных, АСУ НСИ будет использоваться для наполнения таблиц измерения, а так же в ETL-процессе для сопоставления операционных данных (фактов) с соответствующими измерениями. Корпоративный портал предоставляет консолидированную информацию из транзакционных систем и из хранилища данных. Так же корпоративный портал предоставляет интерфейс для формирования заявок на создание, изменение записей справочников в АСУ НСИ.
В ходе проекта в системе «1С:Предприятие 8. MDM Управление нормативно-справочной информацией» создано 104 рабочих места.
В проекте проведена масштабная работа по упорядочиванию данных, в том числе создание эталонных записей, удаление дублей, синхронизация, мэппинг и т. д. Особенности автоматизированной системы управления НСИ:
- разработан интерфейс пользователя по вводу информации о контрагентах, аналогичные его интерфейсу в системе регламентированного учёта;
- доработана заявка на добавление/изменение записи в справочник;
- разработаны механизмы обмена информацией между сервисной шиной предприятия и системой «1С:Предприятие 8. MDM Управление нормативно-справочной информацией», обеспечена транспортировка данных с использованием протокола SOAP.
В результате успешного внедрения за счёт единого стандарта ввода данных НСИ в информационные системы компании повысилось качество НСИ, сократилось время подготовки консолидированной отчётности, устранена множественность точек ввода информации в СДК ТОиР, СЭД и «1С:Бухгалтерия» (данные вводятся параллельно), настроена схема разграничения ответственности за качество НСИ, устранены неуникальности записей в справочниках. В результате ввода данных в мастер-системе, оперативной передачи данных между смежными системами и отсутствием последующей выверки в некоторых информационных системах, обеспечена актуальность НСИ. Разработаны регламенты по управлению НСИ для структурных подразделений ГЦР.
На сегодняшний день функции централизованного хранилища данных компании частично реализуются в транзакционных системах. Основным сдерживающим фактором для внедрения централизованного хранилища является отсутствие АСУ НСИ. Построение хранилища станет следующим шагом в реализации концепции автоматизации компании после внедрения АСУ НСИ.