Компания «ТОЛВО» перешла с с зарубежной учетной системы на отечественное решение «1С:ERP Управление предприятием». Основной фактор, который определил ход проекта — это крайне сжатые сроки перехода. На запуск учетной системы уже на отечественном ПО с момента старта проекта до момента отключения зарубежного ПО было около двух месяцев. Очевидно, что для полноценного внедрения учетной системы, состоящей из большого количество подсистем, этого времени совершенно недостаточно. Поэтому для ликвидации простоев ведения учета было принято решение об использовании итеративного проектного подхода, который подразумевал запуск системы с нового 2024 года в типовом функционале с параллельным ведением итераций по адаптации ПО.
Компания TOLVO — производитель и поставщик высококачественных передовых продуктов для коммерческого транспорта. Под маркой TOLVO выпускаются компрессоры, заслонки EGR, ускорительные клапаны, картеры, коленчатые валы и запасные части. Головной офис компании расположен в Москве, а ключевые производственные площадки — в Нижнем Новгороде и Заволжье.
Цель проекта: полноценный переход учетной системы компании TOLVO с зарубежной SAP-системы на платформу «1С:ERP Управление предприятием» в ограниченные сроки.
Задачи проекта:
- создать единое информационное пространство управления организацией,
- автоматизировать договорную, закупочную, производственную, транспортно-логистическую деятельность на базе отечественного программного обеспечения;
- подготовить пользователей полноценно и корректно вести учетные операции в новой системе в рамках своих бизнес-процессов;
- адаптировать типовой функционал 1С:ERP согласно бизнес-процессам компании.
На момент старта проекта компания вела учет в с помощью зарубежного программного продукта. Пользователи системы не имели опыта работы с программными продуктами «1С».
На начало 2024 года был запланирован выход компании как российского филиала из состава иностранного холдинга и продолжение его функционирования уже в качестве отдельного юридического лица с зарегистрированным товарным знаком. Это означало, что поддержка SAP с нового года будет полностью прекращена. Таким образом, времени для запуска учетной системы уже на отечественном ПО с момента старта проекта (ноябрь 2023) до момента отключения зарубежного ПО было около 2х месяцев.
Учетная система построена на базе решения «1С:ERP Управление предприятием».
В ходе проекта были запущены следующие подсистемы «1С:ERP. Управление предприятием 2.5»:
- маркетинг,
- планирование продаж,
- продажи,
- планирование закупок,
- закупки,
- управление денежными средствами,
- склад,
- адресное хранение,
- планирование производства,
- управление производством без графика производства,
- управление производством с графиком (детализация до этапа),
- ремонты,
- расчет себестоимости продукции,
- управление договорами,
- регламентированный учет,
- бюджетирование,
- международный финансовый учет.
В рамках проекта реализована интеграция 1С:ERP — «1С:Зарплата и управление персналом».
Для автоматизации процесса загрузки/выгрузки данных из SAP в 1C:ERP использовалась собственная разработка подрядчика «Загрузчик данных по шаблонам», зарегистрированная в Едином реестре отечественного программного обеспечения.
Процесс загрузки/выгрузки данных из SAP в 1C:ERP
В силу необходимости перехода на отечественное программное обеспечение в сжатые сроки для реализации проекта был выбран итеративный подход, при этом некоторые итерации шли параллельно для сокращения сроков запуска системы в промышленную эксплуатацию.
1 итерация: сформирован реестр требований по основным блокам для последующей настройки 1С:ERP в рамках типового функционала программы.
2 итерация: разработаны шаблоны для переноса данных из SAP в 1C:ERP. С помощью «Загрузчика данных по шаблонам» выполнен перенос данных в новую систему. Выполнена корректность перенесенных данных.
3 итерация: проведено обучение пользователей работе в новой системе (параллельно с итерацией 2).
4 итерация: запущена в опытно-промышленную эксплуатации автоматизированная система на базе типового функционала 1C:ERP.
5 итерация: в ходе ОПЭ сформирован реестр необходимых доработок по каждому блоку. Выполнены доработки согласно реестру (параллельно с итерациями 3 и 4).
6 итерация: по результатам доработок проведены приемо-сдаточные испытания (ПСИ) на основе утвержденных сценариев.
7 итерация: далее проведен запуск уже доработанной системы в опытно-промышленную эксплуатации.
В рамках адаптации типового решения были выполнены доработки следующих подсистем:
- Качество (автоматизация входного контроля материалов и комплектации): доработка справочников, документов, АРМ приемки.
- Производство (фиксация факта производства и формирования материально-технического обеспечения): доработка документов, обработки «Формирование заказов по потребностям».
- Ремонты: доработка и настройка справочников, документов, отчетов («Поиск поставщика материалов по номенклатуре или объекту эксплуатации»), доработка обработки «Планирование ремонтных работ».
- Продажи: доработка и настройка справочников, документов, отчетов («Контроль сроков отгрузки», «Объемы продаж», «Необеспеченная номенклатура по Заказам клиентов» и др.).
- Казначейство: доработка отчетов («Отчет по плановым оплатам поставщикам (постоплата»), разработка обработки для группового формирования документов «Заявка на расход денежных средств».
- Регламентированный и управленческий учет: доработка и настройка справочников, разработка внешней обработки «Установка цены для расчета резервов по обесценению запасов».
- Закупки: доработка по округлению цен поставщиков, разработка отчета «Контроль исполнения заказов поставщиками», разработка сводного отчета для целей планирования оснастки, разработка отчета для контроля сроков размещения заказов поставщика, создание дополнительных печатных форм.
- Склад: доработка и настройка справочников, доработка контроля занимаемого объема при размещении паллет в ячейки, разработка автоматического создания заданий на размещение товаров в ячейки, доработка документа «Установка блокировки ячеек», доработка автоматической печати бирок, доработка печатных форм.
Схема архитектуры
Можно выделить два ключевых момента, которые определили подходы к реализации проекта:
- Сжатые сроки. Менее двух месяцев было в распоряжении у проектной команды, чтобы запустить систему учета на отечественном программном обеспечении. Заказчик является производственным предприятием с большим количеством процессов, и простои в учете грозили большими финансовыми потерями. Поэтому для реализации проекта был выбран итеративный подход с запуском 1С:ERP сначала в типовом функционале, а затем уже доработкой программы под бизнес-процессы компании.
- Принципиально различный структурный подход к хранению данных в исходной системы и системе-приемнике и большой объем данных для переноса. Чтобы максимально быстро и максимально корректно выполнить миграцию данных из SAP в 1С:ERP, проектная команда использовала собственную программную разработку «Загрузчик данных по шаблонам», которая является инструментом автоматического формирования шаблонов таблиц загрузки/выгрузки.
- В короткие сроки осуществлен переход с зарубежной системы на «1С:ERP Управление предприятием».
- Обеспечен бесперебойный учет в компании и его независимость от внешних (неуправляемых) условий.
- Пользователи обучены работе в новой системе, полноценно и корректно ведут учет в рамках своих процессов
- Новая система доработана под особенности бизнес-процессов компании.
- Учетная система позволяет корректно и в сроки формировать регламентированную отчетность, а также располагает инструментами управленческого контроля, позволяющими оперативно получать информацию о состоянии того или иного процесса и на основании ее принимать решения.
- На 100% обеспечена бесперебойность ведения учета и формирования отчетности.
- На 100% пользователей работают в новой системе.
- На 100% в новой системе реализованы функции, аналогичные инструментам в зарубежной системе.