В рамках проекта решена задача комплексной цифровизации ключевых бизнес-процессов крупной международной строительной корпорации «ЭСКМ». Внедрение отраслевого решения «1С:ERP Управление строительной организацией 2.0» позволило создать единое информационное пространство для более чем 100 автоматизированных рабочих мест. Особенностью проекта стала адаптация системы под уникальные сложные процессы компании, включая управление снабжением, логистику, транспорт и специализированный строительный учет.
ООО «Корпорация АК «ЭСКМ» — крупная многопрофильная компания с центральным офисом в Краснодаре и международными филиалами. Ключевой игрок в строительстве атомных электростанций, обеспечивающий полный цикл работ собственными силами, включая производство оборудования и подготовку кадров.
Текущий проект комплексной автоматизации ООО «Корпорация АК «ЭСКМ» на базе «1С:ERP Управление строительной организацией 2.0» преследовал следующие цели:
- Переход от многочисленных настроек к ведению сложных, отраслевых учетных задач в рамках типовой системы, что обеспечивает долгосрочную стабильность и поддерживаемость.
- Создание единого информационного пространства для всех подразделений, что крайне важно для распределенной компании с центральным офисом в Краснодаре и многочисленными объектами. Это необходимо для исключения разрозненности данных и повышения прозрачности процессов.
- Переход на налоговый мониторинг как на современный формат контроля, снижающий административную нагрузку и риски.
Для достижения поставленных целей нужно было реализован комплекс взаимосвязанных задач по автоматизации ключевых бизнес-процессов:
- Автоматизировать логистику и снабжение: внедрить подсистемы управления закупками, складскими запасами и логистическими процессами. Задачи включали цифровизацию полного цикла — от загрузки потребности в материалах и выбора поставщика до планирования комбинированных перевозок, формирования путевых листов и отработки расхождений после поставки.
- Автоматизировать управление строительными проектами и ресурсами — календарное планирование, учет и анализ проектов. Особое внимание уделить управлению автотранспортом (планирование расхода ГСМ, диспетчеризация, учет ремонтов) и контролю за движением товарно-материальных ценностей (ТМЦ) на объектах.
- Автоматизировать финансовый и регламентированный учет: обеспечить сквозное ведение учета — от операций с банком и кассой (приходные/расходные ордера, авансовые отчеты) до расчетов с контрагентами, закрытия периода и формирования регламентированной отчетности в соответствии со специализированными требованиями (ПБУ 18/02, длинные производственные циклы).
- Обеспечить масштабирование и централизацию: резвернуть систему на 100 автоматизированных рабочих мест для обеспечения сотрудников центрального офиса и филиалов единым инструментом работы, что станет основой для достижения цели по созданию единого информационного пространства.
До реализации проекта в компании использовалась программа «1С:Управление производственным предприятием 8», которая была настроена под задачи компании.
Было принято решение внедрить отраслевое решение, которое разработано специально для строительных компаний с учетом отраслевой специфики. При выборе системы автоматизации и партнера для внедрения учитывалась возможность настройки сложного учета компании с максимальным задействованием типового функционала программного решения, а также опыт интегратора в автоматизации предприятий строительной отрасли.
Поэтому для того, чтобы была возможность вести сложные учетные задачи (ПБУ 18/02, ведение операций с длинным циклом, ведение операций со сложным производственным процессом), было принято решение о внедрении системы «1С:ERP Управление строительной организацией 2.0» как наиболее подходящей под потребности компании.
Комплексная информационная система построена на единой платформе «1С:Предприятие 8» с отраслевым решением «1С:ERP Управление строительной организацией 2.0». Это решение стало центральным и единственным ядром для управления всеми основными бизнес-процессами.
Ключевые внедренные подсистемы и их взаимосвязь:
- Управление строительными проектами: календарное планирование, учет и анализ проектов (основа для формирования планов).
- Управление снабжением и логистикой: включает подсистемы формирования плана потребности в ТМЦ, закупок, управления складскими запасами и логистическими процессами. Эти модули напрямую связаны с проектами и друг с другом, обеспечивая выполнение планов материалами.
- Управление автотранспортом: подсистема планирования расхода ГСМ, диспетчеризации, учета ремонта, тесно интегрированная с логистикой для доставки грузов.
- Финансово-управленческий и регламентированный учет: сквозные подсистемы «Банк и касса», «Расчеты с контрагентами», «Регламентированный и налоговый учет». Они получают данные о хозяйственных операциях со всех предыдущих этапов, обеспечивая формирование полной финансовой картины и отчетности.
- Взаимодействие с ФНС: в систему встроен механизм налогового мониторинга, позволяющий напрямую обмениваться данными с Федеральной налоговой службой.
Все подсистемы работают в единой информационной базе, что обеспечивает согласованность данных от этапа планирования на объекте до сдачи регламентированной отчетности.

Схема архитектуры
Проект отличался высокой сложностью, обусловленной уникальными характеристиками самой компании и ее операционной деятельности.
Ключевыми особенностями стали:
- Масштаб и географическая распределенность. Компания, являющаяся ключевым игроком в строительстве атомных станций, обладает центральным офисом в Краснодаре и международными представительствами. Проект требовал создания единого информационного пространства для 100 рабочих мест, обеспечивающего согласованную работу удаленных филиалов, строительных площадок и центра управления.
- Экстремальная сложность и уникальность бизнес-процессов. Деятельность в области атомного строительства подразумевает работу с уникальными, не имеющими аналогов процессами: управление снабжением для удаленных объектов, планирование комбинированных перевозок особых грузов, учет по строгим стандартам (ПБУ 18/02), ведение операций с длинным производственным циклом. Автоматизации подлежали не типовые, а узкоспециализированные функции, такие как фрахт, формирование путевых листов для спецтехники, отработка расхождений после поставок на закрытые площадки.
- Оптимизация ИТ-ландшафта: переход на стандартное отраслевое решение. Особенностью проекта стал осознанный отказ от дальнейшего использования индивидуально доработанной системы в пользу внедрения готового отраслевого продукта, максимально учитывающего специфику строительной отрасли. Это позволило компании сохранить весь необходимый сложный функционал, но в рамках универсальной и легко поддерживаемой программы. Такой подход значительно снижает будущие расходы на обновления, сопровождение и развитие системы, минимизируя технологические риски.
- Высокие требования регуляторов. Необходимость перехода на налоговый мониторинг — формат электронного взаимодействия с ФНС с повышенным уровнем прозрачности — накладывала дополнительные требования к точности, целостности и оперативности данных в системе.
Ускорилось получение управленческой отчетности
В ходе реализации данного проекта были решены все поставленные задачи:
- создано единое информационное пространство;
- обеспечено ведение всех видов учета и управления основными бизнес-процессами;
- внедрена система взаимодействия с ФНС в формате налогового мониторинга.
Внедрение новой системы позволило заметно повысить эффективность выполнения практически всех процессов. Так, например, трудозатраты на проверку актов выполненных работ строительным контролем сократились примерно на 25%. Кроме того, возросла скорость получения управленческой отчетности — в среднем на 30%.