«Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина» построил систему бухгалтерского, налогового, управленческого и статистического учёта. Учётная система создана на базе «1С:Управление производственным предприятием». Теперь все функции учёта и формирования отчётности предприятия выполняет единая система, с которой напрямую работают участники бизнес-процессов: бухгалтеры, экономисты, финансисты, табельщики, сотрудники кадровых служб.
«Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина» — филиал акционерного общества «Компания „Сухой”». Это ведущая производственная площадка основных перспективных продуктов Объединённой авиастроительной корпорации в военном и гражданском сегментах. Численность сотрудников — более 13 тысяч человек.
Цели проекта:
- предоставление руководству компании и акционерам информации, необходимой для принятия управленческих решений;
- повышение достоверности и доказуемости учёта и отчётности, унификация правил и методик учёта;
- создание единого, интегрированного информационного пространства на основе современного программного обеспечения;
- снижение трудозатрат на выполнение рутинных операций при ведении учёта и формировании отчётности;
- снижение затрат на поддержку и развитие информационной системы за счёт использования типового программного обеспечения.
До старта проекта на предприятии функционировало несколько информационных систем, отвечающих за автоматизацию учётных функций. Это приводило к следующим проблемам:
- множество баз данных приводило к тому, что контроль целостности данных занимал большое количество времени;
- двойная обработка данных;
- бухгалтерские операции фиксировались мемориальным ордером;
- высокая сложность проверки данных и отсутствие прозрачности информации;
- в большинстве случаев внешняя отчётность формировалась вручную с использованием большого количества различных бумажных отчётов и электронных данных;
- требовалось большое количество времени на анализ и разворачивание аналитики;
- налоговый учёт в соответствии с ПБУ18/02 не автоматизирован.
Процессы управленческого учёта требовали другого уровня автоматизации. Руководство авиационного завода приняло решение о создании учётной системы для автоматизации функций бухгалтерского, налогового, управленческого и статистического учёта.
Учётная система для автоматизации функций бухгалтерского, налогового, управленческого и статистического учёта построена на базе программного продукта «1С:Управление производственным предприятием».
Рисунок. Архитектура и схема обмена данных между компонентами системы.
Автоматизированы следующие участки учёта и бизнес-процессы:
- управление продажами;
- управление закупками;
- управление денежными средствами
- управление складами;
- планирование производства;
- расчёт себестоимости продукции;
- учёт внеоборотных активов;
- управление кадрами и расчёт зарплаты;
- регламентированный учёт.
Новая система учёта интегрирована с централизованными системами компании (включая системы подготовки консолидированной отчётности), с системой планирования и управления производством.
Автоматизировано 1045 рабочих мест в 23 подразделениях завода. Характеристики масштаба системы учёта:
- до 350 одновременно работающих пользователей;
- 150 тыс. документов в месяц;
- 25 проводок в день;
- 542 тыс. номенклатурных позиций;
- объём информационной базы более 500 Гб.
Проект создания системы учёта был разделён на три релиза (этапа), показанных на рисунке.
Релизы системы учёта.
Наиболее существенные работы по адаптации типового решения следующие.
Учёт затрат и расчёт себестоимости:
- механизм учёта затрат доработан для расчёта себестоимости не только в деньгах, но и нормо-часах и фактических часах работников;
- аналитика затрат дополнена аналитикой «агрегаты»;
- разработаны документы по корректировке затрат с указанием аналитики разной детализации (например, перенос всех затрат по выбранному заказу/агрегату);
- полностью переделан механизм расчёта себестоимости выпуска (высокая детализация аналитики не позволяла использовать типовые механизмы расчёта себестоимости). Себестоимость рассчитывается в деньгах, фактических часах и нормо-часах.
Управление материалами — учёт в разрезе участков учёта.
Взаиморасчёты, платежи: учёт спецификаций к договорам, а также создан интерфейс для сопоставления платежей/накладных.
Расчёт зарплаты:
- распределение зарплаты повременщиков на заказы пропорционально ведомостям отнесения трудоёмкости;
- распределение дополнительной зарплаты сдельщиков на заказы пропорционально основной начисленной зарплате по сдельным нарядам;
- распределение страховых взносов на заказы пропорционально отнесению основной заработной платы.
Управление кадрами:
- учёт вредности;
- учёт условий труда;
- учёт категорий сотрудников;
- возможность принять на штатную позицию с одной должностью/категорией сотрудника с другой должностью/категорией без изменения штатного расписания.
«Для обеспечения запуска системы в режиме, исключающем срывы в текущей деятельности предприятия, было выполнено несколько циклов функционального и нагрузочного тестирования, проведена опытная эксплуатация, — рассказала главный бухгалтер «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина» Елена Хрипунова. — В ходе проекта был создан Центр Компетенции, укомплектованный сотрудниками КнААЗ, способный взять на себя большинство задач по поддержке системы».
«Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина» построил систему бухгалтерского, налогового, управленческого и статистического учёта. Теперь все функции учёта и формирования отчётности предприятия выполняет единая система, с которой напрямую работают участники бизнес-процессов: бухгалтеры, экономисты, финансисты, табельщики, сотрудники кадровых служб. Существенно расширены инструменты анализа, добавлены новые разрезы аналитики, реализовано более 400 дополнительных форм отчётов.