«Михеевский горно-обогатительный комбинат» построил интегрированную информационную систему управления, централизовал нормативно-справочную информацию и все бизнес-процессы. Единая информационная система «Михеевского горно-обогатительного комбината» построена на базе «1С:ERP Управление предприятием 2». Внедрение было выполнено в экстремально короткие сроки для внедрения ERP-систем — 6 месяцев. Результаты проекта: повышена оперативность и полнота получения информации руководством для принятия аргументированных управленческих решений, повышена оперативность предоставления отчётности для материнской компании.
«Михеевский горно-обогатительный комбинат» построен Русской медной компанией в 2013 году на Михеевском месторождении медно-порфировых руд с нуля. Суммарная производительность достигает 27 млн. тонн медной руды в год. Эксплуатационные запасы руды на Михеевском месторождении с учётом доразведки оцениваются в 629 млн. тонн. Предприятие имеет самое передовое техническое оснащение. Численность персонала — более 1000 человек.
Цель проекта — построение единой интегрированной информационной системы «Михеевского горно-обогатительного комбината».
Задачи:
- создание единой системы для работы всех подразделений комбината, включая подразделения снабжения, складского хозяйства и производства;
- обеспечение ввода информации подразделениями в местах возникновения, а не бухгалтерией;
- интеграция единой информационной системы со всеми смежными системами;
- формирование корпоративной отчётности комбината.
До старта проекта на «Михеевском горно-обогатительном комбинате» существовали следующие сложности:
- недостаток оперативной информации для управления предприятием;
- нехватка уровня детализации информации;
- подразделения вели учёт в различных системах;
- ввод оперативной информации осуществлялся сотрудниками бухгалтерии, а не в местах возникновения.
ИТ-ландшафт предприятия был достаточно разнообразен. Оперативное управление технологическими процессами на предприятии было автоматизировано (системы SCADA). Кадровый учёт и расчёт заработной платы вёлся в системе «1С:Зарплата и управление персоналом 2.5». Складской учёт был автоматизирован на базе системы «1С:Управление торговлей 10.3», а бухгалтерский — на базе системы «1С:Бухгалтерия 2.0». Налоговый учёт, планирование и план-фактный анализ, управление снабжением, а также отчётность перед материнской компанией велись с помощью Excel. Отсутствовала интеграция между системами.
Единая информационная система «Михеевского горно-обогатительного комбината» построена на базе «1С:ERP Управление предприятием 2». Функциональные области, охваченные проектом (см. рис.):
- управление снабжением и планирование закупок;
- складской учёт;
- оперативный производственный учёт, планирование производства;
- планирование затрат и нормирование;
- планирование и управление денежными средствами;
- управление отгрузкой;
- управление затратами и расчёт себестоимости;
- бухгалтерский и налоговый учёт.
Рисунок. Функциональный охват единой информационной системы.
Система «1С:ERP Управление предприятием 2» тесно интегрирована с системой управления производством (SCADA), системой учёта сырья (заказная разработка на базе «1С:Управление торговлей 10.3»), системой кадрового учёта и расчёта заработной платы («1С:Зарплата и управление персоналом 2.5»). Интеграция со смежной системой по учёту сырья позволяет часть первичных документов формировать автоматически: данные транслируются в отчёты («Оперативный факт производства», «Оперативное списание в производство», «Выпуск продукции»), поддерживается корректный документооборот.
В системе организовано 235 рабочих мест.
Проект был выполнен в экстремальные сроки для внедрения ERP-системы — 6 месяцев.
Особенность проекта — применение итерационных («гибких», agile/scrum) методологий разработки при необходимом минимуме проектной документации. В рамках проекта по каждому функциональному блоку была проведена диагностика текущего состояния посредством интервьюирования сотрудников, формирование контрольного примера, показ, обсуждение с формированием замечаний, корректировка, согласование, с постепенным получением работоспособной системы, оформление краткой документации перед опытно-промышленной эксплуатацией.
Соблюдение корпоративных стандартов/регламентов/форм отчётности — одно из требований к системе состояло в том, что все внутрикорпоративные формы отчётности должны автоматически заполняться из данных ERP-системы.
Управление снабжением и складами:
- механизмы «ввода на основании» позволили оптимизировать работу всех участников процесса снабжения;
- подразделения получили возможность оперативно отслеживать остатки на складах, себестоимость ТМЦ, обеспечение запланированной потребности;
- отчётность, которая раньше создавалась вручную, формируется автоматически с учётом прав доступа и с нужной аналитикой;
- подготовка распоряжений на отгрузку ТМЦ со склада ускорилась на 70%.
Управление производством:
- информация в систему попадает напрямую из систем управления производством (SCADA), благодаря этому автоматически формируются ежесуточные корпоративные отчёты по производственной деятельности предприятия;
- осуществляется планирование производства и формирование плана горных работ и плана переработки руды.
Управление денежными средствами:
- ускорилось формирование отчётности по движению денежных средств (план-факт) на 30%;
- автоматически формируется корпоративная отчётность по исполнению бюджетов с возможностью выгрузки в стандартные формы.
Учёт затрат:
- отчёты в системе позволяют детально, не опускаясь до бухгалтерских проводок понять, из чего сложилась себестоимость готовой продукции, а также понять какие статьи расходов включены в затраты каждого подразделения, куда распределены затраты;
- ERP-система обеспечила гибкость настройки правил распределения затрат.
Бухгалтерский учёт:
- с бухгалтеров сняты задачи по вводу большой части первичных документов (склад, производство), оставлены только функции контроля;
- выполняется автоматический расчёт себестоимости в бухгалтерском и налоговом учёте;
- длительность процедур закрытия месяца и расчёта финансового результата сократилась на 70%;
- длительность процедуры расчёта налога на прибыль сократилась на 80%.