||
Краткое описание

Холдинг «Татнефть» построил си­сте­му эле­ктрон­но­го до­ку­мен­то­о­бо­ро­та, охва­тив­шую 2500 ра­бо­чих мест в 22 по­дра­зде­ле­ни­ях хол­дин­га «Татнефть». Ор­га­ни­зо­ван эле­ктрон­ный обмен юри­ди­чес­ки зна­чи­мы­ми до­ку­мен­та­ми с 73 вне­шни­ми кон­тра­ген­та­ми. Си­сте­ма со­зда­на на осно­ве ре­ше­ния «1С:Документооборот 8 КОРП» и сер­ви­са «1С-Такском». Осно­вной объём до­ку­мен­то­о­бо­ро­та пе­ре­ве­дён в эле­ктрон­ный вид, со­кра­ще­но вре­мя на фор­ми­ро­ва­ние, со­гла­со­ва­ние и по­дпи­са­ние до­ку­мен­тов, зна­чи­тель­но уско­рил­ся обмен до­ку­мен­та­ми вну­три ком­па­нии, ре­а­ли­зо­ва­на авто­ма­ти­чес­кая про­вер­ка пра­виль­нос­ти за­пол­не­ния вхо­дя­щих до­ку­мен­тов, к ми­ни­му­му све­де­но вре­мя на ввод пер­ви­чных дан­ных в учёт­ные си­сте­мы пред­при­я­тия. По эк­спер­тной оцен­ке, бла­го­да­ря вне­дре­нию си­сте­мы эле­ктрон­ного до­ку­мен­то­о­бо­ро­та, за­тра­ты на ра­бо­ту с до­ку­мен­та­ми бы­ли со­кра­ще­ны на 25–30%. В бли­жай­шее вре­мя ру­ко­вод­ство пла­ни­ру­ет ти­ра­жи­ро­вать си­сте­му на все 160 пре­дпри­я­тий хол­дин­га.

"Татнефть"
Заказчик

«Татнефть» — одна из кру­пней­ших ро­с­сий­ских не­фтя­ных ком­па­ний, ме­жду­на­ро­дно-при­знан­ный вер­ти­каль­но-ин­те­гри­ро­ва­н­ный хол­динг. «Татнефть» за­ни­ма­ет 5-е ме­сто в России по объё­му до­бы­чи не­фти. В со­ста­ве про­и­звод­ствен­но­го ком­плек­са ком­па­нии не­фте­га­зо­до­бы­ча, не­фте­пе­ре­ра­бо­тка, не­фте­хи­мия, шин­ный ком­плекс и сеть АЗС. «Татнефть» ве­дёт до­бы­чу на 77 не­фтя­ных ме­сто­ро­жде­ни­ях. Ком­па­нии при­на­дле­жат па­ке­ты акций ря­да не­фте­хи­ми­чес­ких пред­при­я­тий («Нижнекамскшина», Ефремовский за­вод син­те­ти­чес­ко­го ка­у­чу­ка, «Нижнекамсктехуглерод»). Ко­ли­чес­тво со­труд­ни­ков — бо­лее 20 тыс. че­ло­век.

1
Цели и задачи

Основной целью проекта стало сокращение временных и финансовых издержек на обработку первичных учётных документов и переход на безбумажный юридически значимый документооборот как между подразделениями компании, так и с внешними контрагентами.

На реализацию трёх этапов запуска системы электронного документооборота в холдинге «Татнефть» потребовалось 8,5 месяцев.

Основные задачи проекта:

  • сокращение времени на поиск, согласование, подписание документов;
  • унификация бизнес-процессов электронного документооборота внутри компании;
  • исключение человеческого фактора, а также утери или порчи документов;
  • минимизация трудозатрат на сортировку и подшивку документов;
  • оптимизация затрат на закупку канцелярских товаров и курьерские услуги.
2
Ситуация до старта проекта

Материально-техническим обеспечением предприятий холдинга занимается компания «Татнефтеснаб», которое взаимодействует с десятками тысяч поставщиков, приобретает необходимые материалы, оборудование и передаёт их в подразделения. Для оформления этих операций необходимо формировать, согласовывать, подписывать и отражать в учёте сотни тысяч документов: договоров, соглашений, накладных, счетов-фактур, актов и т. д . Оперативная обработка такого значительного объёма документации невозможна без современных инструментов, способных обеспечить быстрый обмен данными между сторонними организациями и всеми подразделениями компании.

Для того чтобы повысить эффективность деятельности предприятия, руководством компании «Татнефть» было принято решение внедрить систему электронного документооборота (ЭДО), которая позволила бы ускорить формирование, согласование и подписание этих документов. Необходимо было стандартизировать и автоматизировать цепочки согласования документов, обеспечить подписание документов усиленной квалифицированной электронной подписью, организовать оперативный обмен подписанными документами как внутри компании, так и со сторонними контрагентами.

3
Архитектура решения и масштаб проекта

Для создания системы электронного документооборота были выбраны решения «1С:Документооборот 8 КОРП» и «1С:Клиент ЭДО», которые объединили в одну систему «ЭДО-Татнефть» и интегрировали с учётными системами предприятия, прежде всего с ERP-системой. Система «1С:Документооборот 8 КОРП» используется как для обмена неструктурированными документами внутри компании, так и структурированными первичными учётными документами между подразделениями и с внешними контрагентами.

Передача внешних электронных документов в ЭДО организована через веб-сервисы, по которым также передаётся нормативно-справочная информация и статусы электронных документов. Определение маршрутов согласования происходит автоматически, исходя из договора (с внешними контрагентами через сервис «1С-Такском») или соглашения (между подразделениями). Для адресной доставки электронных документов до конкретного получателя реализованы дополнительные поля, которые содержат сведения об адресации места отправки и места доставки материальных ценностей и электронных документов к ним.

Внутренние форматы электронных документов также проходят процесс согласования и подписания (с помощью механизма усиленной квалифицированной подписи) и распределяются по подразделениям через «1С:Документооборот 8 КОРП», но организация обмена электронных документов через оператора не происходит.

Архитектура системы ЭДО холдинга Татнефть

Архитектура системы ЭДО холдинга «Татнефть».

Система электронного документооборота «ЭДО-Татнефть» развёрнута на 2500 рабочих местах. К системе были подключены 22 подразделения холдинга «Татнефть» и 73 предприятия — стратегических партнёра компании. Ориентировочный совокупный объём внутренних и внешних документов, переведённых в электронный формат, составляет более 250 000 документов — накладные (ТОРГ-12), счета-фактуры, акты приёма-сдачи выполненных работ (Н-А4). В согласовании документов участвуют около 2500 пользователей, а подписантов — более 200.

Система продолжает активно развиваться: идёт постоянный рост количества контрагентов, с которыми организован юридически значимый электронный документооборот; расширяется перечень форматов электронных внутренних документов; используются произвольные электронные документы (ПЭД) в связке с электронными первичными бухгалтерским документами.

4
Особенности и уникальность проекта

Уникальная черта проекта — объединение систем на платформе «1С»: «1С:Документооборот 8 КОРП» и «1С:Клиент ЭДО». Такой набор тиражных решений для обмена первичными учётными документами был впервые в России применён на этом проекте, что позволило объединить в единое целое и унифицировать процесс внутреннего документооборота и обмен юридически-значимыми документами, поток структурированных первичных учётных документов и неструктурированных внутренних документов компании. Особенностью реализации проекта также является разработка внутренних форматов электронных первичных учётных документов (М-15, Н-А7) и организация обмена между подразделениями компании в «1С:Документооборот 8 КОРП» без участия оператора ЭДО.

Отличительной чертой проекта является масштабность проекта, в контур которого вошли 22 структурных подразделения холдинга «Татнефть», которые расположены в разных городах Республики Татарстан. Создание системы электронного документооборота включало следующие этапы:

  1. Первый этап — пилот. Для пилотного внедрения системы было определено управление «Татнефтеснаб», занимающееся материально-техническим обеспечением подразделений компании «Татнефть», и сервисная компания «ТМС-Групп», входящая в нефтесервисный холдинг «ТАГРАС».
  2. Второй этап — тиражирование. На данном этапе проекта к системе электронного документооборота с управлением «Татнефтеснаб» были подключены 73 предприятия, входящие в группу холдинга «ТАГРАС».
  3. Третий этап — организация обмена электронных документов внутри холдинга. На данном этапе были разработаны и утверждены форматы электронных документов: форма М-15 «Накладная на отпуск материалов структурным подразделениям» и форма Н-А7 «Акт приемки-передачи выполненных (оказанных услуг) структурному подразделению».
В согласовании документов участвуют около 2500 пользователей, а подписантов — более 200.

На реализацию трёх этапов запуска системы электронного документооборота в холдинге «Татнефть» потребовалось 8,5 месяцев.

5
Результаты проекта

В результате выполнения проекта:

  • создана единая информационной база по электронным первичным документам;
  • настроен оперативный обмен документами как со сторонними контрагентами, так и внутри компании;
  • унифицированы процессы согласования документов;
  • обеспечена адресная доставка электронных документов до конкретных получателей: каждый документ теперь автоматически находит своего адресата среди сотен подотчётных лиц, находящихся на сотнях объектов предприятия.

Информационная система электронного документооборота стала системой корпоративного уровня, которая позволяет повысить эффективность деятельности компании. Использование усиленной квалифицированной подписи для обмена накладными между подразделениями компании позволило значительно сократить объём внутреннего бумажного документооборота и уменьшить время на подготовку и предоставление документов налоговым органам. Ускорилось согласование документов. В системе настроены типовые цепочки для согласования каждого типа документа и подразделений компании — сегодня таких цепочек более 400.

Значительно уменьшилось количество ручных операций и ошибок при вводе в систему первичных документов и проверке входящих бумажным документов. В том числе удалось избежать ручной сверки документации благодаря распределённой системе ввода документов по местам инициирования хозяйственных операций. По экспертной оценке, благодаря внедрению системы электронного документооборота затраты на работу с документами были сокращены на 25–30%.

6
Дополнительная информация о проекте

В ближайшее время планируется подключить к системе ЭДО и дочерние предприятия холдинга «Татнефть». Руководство компании заинтересовано в привлечении максимального количества своих контрагентов к электронному обмену.

Версия для печати
Вход для
партнеров
РАБОЧИХ МЕСТ
2,5
тыс
1С-Рарус Казань
Апрель 2015 —
Приволжский федеральный округ РФ

БАЗЫ ЗНАНИЙ "ПРОФКЕЙС"

Отзывы заказчиков
Заместитель главного бухгалтера компании «Татнефть»
Рамиль Ахметшин
Всё должно быть автоматизировано: согласование по унифицированной цепочке, подписание, автоматическая отправка подписанного документа контрагенту и автоматическое формирование проводок в учётной системе. При этом затраты на ввод документов в учётные системы должны быть нулевыми. Это новая возможность, которую даёт нам система ЭДО в интеграции с учётной системой. И это существенное изменение философии работы с документами на предприятии.
Новости
17 декабря 2024
О начале розничных продаж курсов «1С:Бизнес-обучение» для первых лиц организаций и топ-менеджмента

Познакомиться с сервисом «1С:Бизнес-обучение», а также получить актуальный список доступных курсов можно на сайте https://bizedu.1c.ru/. Там вы можете изучить подробный план каждого курса, познакомиться с авторами курсов, ознакомиться с видеофрагментом курса, а также приобрести отдельные курсы.

02 декабря 2024
Новое в версии 8.3.26 платформы «1С:Предприятие»

По запросам от партнеров и пользователей были расширены возможности аутентификации, сделан ряд доработок в системе взаимодействия, внедрен новый механизм уведомления клиента, расширены возможности журналирования и аудита, что особенно важно для корпоративных внедрений.