||
Краткое описание

«Единый ин­сти­тут раз­ви­тия в жи­лищ­ной сфе­ре», соз­дан­ный на ба­зе «Агент­ства ипо­теч­но­го жи­лищ­но­го кре­ди­то­ва­ния», по­стро­ил еди­ное каз­на­чей­ство на плат­фор­ме «1С:Управление холдингом», обес­пе­чи­ва­ю­щее цен­тра­ли­зо­ван­ное уп­рав­ле­ние фи­нан­со­вы­ми по­то­ка­ми ор­га­ни­за­ций груп­пы ком­па­ний в ре­жи­ме ре­аль­но­го вре­ме­ни. Осо­бен­ность про­ек­та — ком­плек­сный под­ход к ре­ше­нию за­дач ав­то­ма­ти­за­ции биз­нес про­цес­сов: от раз­ра­бот­ки ме­то­до­ло­ги­чес­кой ба­зы до соз­да­ния ин­фор­ма­ци­он­ной ин­фра­струк­ту­ры. Про­ект вы­пол­нял­ся сов­мест­но с ком­па­ни­ей KPMG, эк­спер­ты ко­то­рой при­ни­ма­ли учас­тие как на эта­пе раз­ра­бот­ки ме­то­до­ло­гии, так и на всех пос­ле­ду­ю­щих эта­пах про­ек­та, вплоть до пе­ре­да­чи сис­те­мы в про­мы­шлен­ную экс­плу­а­та­цию. В ре­зуль­та­те бо­лее чем на 50% сок­ра­ти­лись тру­до­за­тра­ты на фор­ми­ро­ва­ние бюд­же­та дви­же­ния де­неж­ных средств (кон­со­ли­ди­ро­ван­но­го и по ор­га­ни­за­ци­ям), по­вы­си­лась эф­фек­тив­ность кон­троль­ных про­це­дур при осу­щес­твле­нии пла­те­жей и вре­мя на их вы­пол­не­ние сок­ра­ти­лось на 50–70%, ав­то­ма­ти­зи­ро­ва­ны руч­ные опе­ра­ции при учё­те фи­нан­со­вых ин­стру­мен­тов.

«Агентство ипотечного жилищного кредитования»
Заказчик

«Агентство ипо­теч­но­го жи­лищ­но­го кре­ди­то­ва­ния» (АИЖК) — акци­о­нер­ное об­щес­тво со 100% го­су­дар­ствен­ным ка­пи­та­лом, соз­дан­ное по ре­ше­нию Пра­ви­тель­ства РФ в рам­ках ре­а­ли­за­ции при­о­ри­тет­но­го на­ци­о­наль­но­го про­ек­та «Дос­туп­ное и ком­форт­ное жи­льё граж­да­нам России». В 2015-м го­ду на ба­зе АИЖК соз­дан «Еди­ный ин­сти­тут раз­ви­тия в жи­лищ­ной сфе­ре». В не­го так­же во­шли «Агент­ство фи­нан­си­ро­ва­ния жи­лищ­но­го стро­и­тель­ства», «Стра­хо­вая ком­па­ния АИЖК» и «Фонд со­дей­ствия раз­ви­тию жи­лищ­но­го стро­и­тель­ства». В 2017 го­ду «Фонд со­дей­ствия раз­ви­тию жи­лищ­но­го стро­и­тель­ства» был лик­ви­ди­ро­ван.

1
Цели и задачи

Цель проекта — повышение эффективности управления финансовыми ресурсами организаций, входящих в «Единый институт развития в жилищной сфере», а также:

  • сокращение трудоёмкости формирования БДДС, выполнения контрольных процедур при осуществлении платежей, учёта финансовых инструментов;
  • организация эффективного сопровождения и поддержки информационных систем, в том числе за счёт управляемого аутсорсинга.
Особенность проекта — комплексный подход к решению задач автоматизации бизнес процессов: от разработки методологической базы до создания информационной инфраструктуры.

Задачи проекта:

  • разработка нормативно-методологической базы функционирования единого казначейства «Единого института развития в жилищной сфере»;
  • стандартизация применяемых ИТ-решений и внедрение в организациях, входящих в состав «Единого института развития в жилищной сфере», продукта класса CPM;
  • сокращение числа информационных систем и построение единого информационного пространства за счёт комплексной интеграции компонентов ИТ между собой и с внешними информационными системами;
  • формирование финансовой отчётности на базе единой информационной базы как по группе компаний, так и по отдельным организациям, повышение эффективности учётных процессов и процессов управления финансовыми ресурсами;
  • автоматизация бизнес-процессов, связанных с подготовкой и ведением платёжного графика как в разрезе каждой компании, так и консолидированного платёжного графика с учётом финансовых операций;
  • автоматизация бизнес-процессов, связанных с учётом финансовых операций как в разрезе каждой организации, так и консолидированно по группе компаний;
  • автоматизация бизнес-процесса работы с договорами: снижение трудозатрат на ведение договоров учёта за счёт автоматизации контроля выполнения условий договоров, дебиторской/кредиторской задолженности, соблюдения сроков предоставления первичных документов.
2
Ситуация до старта проекта

В 2016 году «Агентство ипотечного жилищного кредитования» завершило масштабную трансформацию, связанную с созданием «Единого института развития в жилищной сфере» – структуры, позволяющей сформировать полный цикл государственной поддержки: от обеспечения жилищного строительства земельными ресурсами до формирования платёжеспособного спроса на жильё. Трансформация была направлена на повышение управляемости компаний группы, оптимизацию затрат, наращивание необходимых внутренних компетенций и адаптацию ИТ-инфраструктуры под новые требования.

На момент старта проекта в организациях, входящих в состав «Единого института развития в жилищной сфере», использовались разрозненные программные продукты. Часть из них требовала модернизации, часть — трудоёмкой поддержки. Не были автоматизированы или слабо автоматизированы ряд ключевых бизнес-процессов. Основной учётной системой, используемой для автоматизации казначейской функции управляющей компании, являлась значительно кастомизированная система, созданная на базе продукта «1С:Консолидация», морально устаревшая и исчерпавшая возможности дальнейшей модернизации. Управленческая отчётность готовилась с помощью MS Excel, отчёты, предусмотренные в используемых системах, не покрывали информационную потребность бизнес-пользователей.

Схема формирования отчётности по группе компаний до старта проекта

Рис.1. Схема формирования отчётности по группе компаний до старта проекта

3
Архитектура решения и масштаб проекта

В качестве базы для создания новой информационой системы единого казначейства было выбрано тиражное решение «1С:Управление холдингом» — продукт класса CPM (Corporate Performance Management), наилучшим образом соответствующий предъявленным функциональным требованиям и позволяющий развивать информационную систему в соответствии со стратегическими целями бизнеса компании. Система автоматизировала бизнес-функции, представленные на рисунке 2.

Функциональная архитектура системы

Рис. 2. Функциональная архитектура системы

Функциональные требования, предъявляемые к системе, потребовали модификации тиражного решения, но все доработки проводились с максимальным сохранением ядра «1С:Управление холдингом», не затрагивая основные объекты типовой конфигурации, штатные механизмы и методические модели базового ПО. Об этом свидетельствуют результаты экспертизы, проведённой в рамках авторского надзора экспертами фирмы «1С».

Информационая система единого казначейства интегрирована с прочими системами «Единого института развития в жилищной сфере»:

  • локальные базы организаций «Единого института развития в жилищной сфере» на платформе «1С:Предприятие»;
  • системы сторонних разработчиков:
    • СЭДО (система электронного документооборота) — выгрузка данных по заявке на проведение закупки, загрузка статуса согласования заявки, загрузка реквизитов подписанного договора;
    • ЦФТ (система управления операциями по закладным) — выгрузка сводных данных о расходе денежных средств в части закладных;
    • ЕИС (система автоматизации ипотечной деятельности) — загрузка данных о выкупе закладных;
    • системы клиент-банк — выгрузка платёжных поручений, загрузка выписки банка;
    • сайт moex.com — импорт котировок ценных бумаг, размещаемых на сайте ММВБ;
    • Flextera (система автоматизации бэк-офисной деятельности финансовой организации) — выгрузка котировок ценных бумаг, загрузка отчётов брокера, договоров, графиков платежей и данных о движении ценных бумаг;
    • ЕИСУРД (MDM-система и интеграционная шина) — обмен данными и общекорпоративной НСИ.

Схема интеграционного взаимодействия систем Единого института развития в жилищной сфере

Рис. 3. Схема интеграционного взаимодействия систем «Единого института развития в жилищной сфере»

В информационной системе зарегистрировано более 300 пользователей, количество одновременных подключений около 100. В качестве основного способа доступа пользователей к базам данных используется доступ по технологии тонкого клиента. Также обеспечивается доступ по технологии веб-клиента с использованием интернет-браузера.

При создании системы единого казначейства были учтены перспективы дальнейшего развития ИТ-системы: управление договорами, управление закупками, бюджетирование, МСФО, переход на Единый план счетов НФО. Целевая архитектура системы с учётом перспектив её развития представлена на рисунке 4.

Целевая архитектура системы Единого института развития в жилищной сфере

Рис. 4. Целевая архитектура системы «Единого института развития в жилищной сфере»

4
Особенности и уникальность проекта

Созданию автоматизированной системы предшествовала большая методологическая работа, которая включала в себя анализ структуры компании, изучение текущего состояния казначейской функции и степени зрелости бизнес-процессов, выявление проблемных участков и формирование способов преодоления, разработку проектов внутренних документов, регламентирующих деятельность единого казначейства (положение о едином казначействе, альбом моделей целевых бизнес-процессов и регламенты их выполнения), а также подготовку рекомендаций по выбору платформы и требований к системно-технической инфраструктуре.

В ходе проекта автоматизированы функции, нетиповые для типовой системы «1С:Управление холдингом»:

  • ведение учёта ценных бумаг в аналитике, необходимой для формирования отчётности профессионального участника рынка ценных бумаг;
  • автоматическая загрузка результатов торгов с биржи (котировки, отчёты брокера в различных форматах);
  • ведение учёта финансовых инструментов в разрезе источников финансирования, условий размещения;
  • использование электронной подписи на всех этапах согласования заявки на оплату;
  • планирование в разрезе договоров, формирование графиков платежей по договору с учётом этапности договора, контроль исполнения бюджета по договору на разных этапах жизненного цикла договора;
  • динамическая настройка формирования БДДС под специфику деятельности каждого подразделения.
5
Результаты проекта

Основной результат проекта — упорядоченная и налаженная работа централизованного казначейства в едином информационном пространстве с использованием современных средств автоматизации, основанная на формализованных регламентах выполнения казначейских бизнес-процессов. Специалисты «Единого института развития в жилищной сфере» получили высокоэффективный оперативный инструмент принятия решений:

  • автоматическая проверка графика платежей по договору, доступного остатка лимита по договору и по статье бюджета ещё на этапе формирования заявки на осуществление платежа исключает возможность превышения лимитов по утверждённым статьям бюджета, что позволило более оперативно управлять денежными средствами. В результате время выполнения контрольных процедур за расходованием лимита в целях закупочных процедур уменьшилось на 70%;
  • в несколько раз снизились трудозатраты на осуществление контроля выполнения условий договоров, дебиторской/кредиторской задолженности;
  • время подготовки смет к платёжному графику сократилось на 1 рабочий день в связи с возможностью автоматического их заполнения на основании графиков платежей договоров;
  • появилась возможность оперативно выполнять согласование документов при поступлении оповещения на электронную почту;
  • консолидированный бюджет движения денежных средств по организации, по группе компаний, отчётность об исполнении бюджета формируются автоматически в считанные минуты, а аналитические возможности новой системы значительно шире тех, которые были доступны в исторических системах и MS Excel;
  • оперативность и информативность отчётности, формируемой в системе, возросла на порядок, это позволяет более оперативно планировать деятельность группы компаний для достижения заданных целей.

Эффективное взаимодействие с банками с использованием электронной цифровой подписи при заверении платёжных поручений, прямой обмен электронными данными с банком с использованием технологии DirectBank обеспечивает увеличение безопасности платёжных операций. Трудозатраты на отправку платежей, загрузку и обработку выписки банка сократились на 50%.

В ходе проекта автоматизированы функции, нетиповые для типовой системы «1С:Управление холдингом»

Новые функциональные возможности блока управления финансовыми инструментами (автоматическая загрузка сделок с терминалов биржевых торгов, автоматическая актуализация сведений о суммах процентов, возможность установления и контроля соблюдения лимитов на риски, ведение финансовых инструментов в разрезе источников финансирования, интеграция с системой учёта операций с ценными бумагами) обеспечили повышение эффективности учётных процессов и процессов управления финансовыми ресурсами.

6
Дополнительная информация о проекте

Следует отметить высокий уровень вовлечённости топ-менеджмента в проект: заместители генерального директора, руководители направлений были задействованы во встречах по анализу бизнес-процессов, проектированию системы и согласованию предоставленных документов, отвечали на вопросы, предоставляли запрошенную информацию, принимали решения в спорных моментах, касающихся бизнес-процессов.

При обучении работе с новой системой ключевым специалистам АИЖК демонстрировалось, как организована система, ее функциональность, как проходят знакомые им бизнес-процессы, загружаются данные, формируются отчеты. Группа внедрения системы старалась максимально облегчить конечным пользователям переход к работе с новым продуктом, поэтому использовала все методики, доступные в области обучения и поддержки: очное обучение в режиме семинаров, непосредственное обучение ключевых пользователей на рабочих местах, готовились обучающие ролики, операционные инструкции, обеспечивалась поддержка по горячей линии по телефону, а также очная поддержка консультантов.

Во время запуска системы в промышленную эксплуатацию было организовано несколько уровней техподдержки, чтобы сотрудники в режиме онлайн могли консультироваться по всем вопросам, которые возникают при самостоятельной работе с системой. При этом существенная часть инцидентов устранялась консультантами первой линии поддержки в кратчайшие сроки без привлечения разработчиков. Тем самым высококвалифицированные специалисты могли сосредоточиться на действительно сложных проектных задачах.

Все обращения пользователей или инициированные специалистами службы поддержки пользователей регистрировались в системе управления инцидентами, классифицировались по функциональному направлению, назначался исполнитель. В процессе управления жизненным циклом каждого инцидента производился контроль соблюдения нормативных сроков его исполнения, что позволило выполнить проект в согласованные сроки. Еженедельно осуществлялся мониторинг эффективности работы с инцидентами. В настоящее время осуществляется сопровождение и развитие системы с использованием технологий сопровождения, выработанных на этапе внедрения.

Версия для печати
Вход для
партнеров
РАБОЧИХ МЕСТ
250
Эксперты фирмы «1С» и партнеров будут рады дать вам консультацию.
Задать вопрос по кейсу

БАЗЫ ЗНАНИЙ "ПРОФКЕЙС"

Отзывы заказчиков
Заместитель управляющего директора «Агентства ипотечного жилищного кредитования»
Вячеслав Сбродов
«Агентство ипотечного жилищного кредитования» рекомендует коллегам использовать данное решение для автоматизации деятельности.
Публикации,
связанные
с проектом
Новости
18 октября 2024
«1С:Молокопереработка MES» – выпуск нового решения

Решение позволяет получать данные о выпускаемых полуфабрикатах и продукции с автоматизированных линий, планировать и контролировать ход выполнения технологического процесса с учетом загрузки оборудования, обеспечивать прослеживаемость использования сырья и материалов в производстве, а также эффективно управлять всем циклом выпуска молочной продукции – от закупок сырья и контроля качества при его поступлении до маркировки готовой продукции и ее передачи на склад для отгрузки.

26 сентября 2024
Вышла новая редакция 3.1 «1С:УНФ+PM Управление проектной фирмой»

Пользователи новой редакции получат расширенные функциональные возможности, в частности, смогут работать с многомерными проектами, табличными ресурсными планами и проектными бюджетами.