||
Краткое описание проекта

В сбытовом сегменте группы ком­па­ний «Т Плюс» — груп­пе ком­па­ний «ЭнергосбыТ Плюс» — со­зда­на еди­ная си­сте­ма упра­вле­ния фи­нан­са­ми. Си­сте­ма по­стро­е­на на ба­зе про­дук­та «1С:Управление хол­дин­гом». Про­ект охва­тил 15 ре­ги­о­нов России, 36 объек­тов (6 юри­ди­чес­ких лиц, 2 из ко­то­рых име­ют по 15 и 16 фи­ли­а­лов). Ре­ше­ны за­да­чи ве­де­ния бух­гал­тер­ско­го, на­ло­го­во­го учё­та, упра­вле­ния НСИ, пла­ни­ро­ва­ния, бю­дже­ти­ро­ва­ния и фи­нан­со­во­го учё­та. Обес­пе­че­на со­по­ста­ви­мость от­чёт­ных ито­гов упра­влен­че­ско­го, бух­гал­тер­ско­го и на­ло­го­во­го учё­та, ре­а­ли­зо­ва­ны рас­пре­де­ле­ние и ана­лиз фак­ти­чес­ких дан­ных по упра­влен­че­ским драй­ве­рам. На­стро­е­ны еди­ные учёт­ные ме­то­ди­ки для груп­пы юри­ди­че­ских лиц энер­го­сбы­то­вой де­я­тель­но­сти. Си­сте­ма по­зво­ли­ла сни­зить за­тра­ты на вза­и­мную свер­ку дан­ных и со­кра­тить вре­мя спе­ци­а­ли­стов на под­го­то­вку от­чёт­но­сти.

"ЭнергосбыТ Плюс"
Заказчик

Группа «Т Плюс» — крупнейшая рос­сий­ская част­ная ком­па­ния, ра­бо­та­ю­щая в сфе­ре эле­ктро­э­нер­ге­ти­ки и те­пло­сна­бже­ния. Груп­пе «Т Плюс» при­на­дле­жит бо­лее 6% уста­но­влен­ной мощ­но­сти эле­ктро­стан­ций России и око­ло 8% на рын­ке те­пло­сна­бже­ния стра­ны. Сбы­то­вой се­гмент «Т Плюс» — «ЭнергосбыТ Плюс» — ди­на­ми­чно ра­зви­ва­ю­ща­я­ся груп­па ком­па­ний на рын­ке жи­ли­щно-ком­му­наль­ных и энер­го­сер­ви­сных услуг, вклю­ча­ю­щая 6 юри­ди­чес­ких лиц. Она об­слу­жи­ва­ет бо­лее 120 ты­сяч ор­га­ни­за­ций и бо­лее 3,4 мил­ли­о­на до­мо­хо­зяйств.

1
Цели и задачи проекта

Основные цели централизации финансово-хозяйственного учёта:

  • обеспечение оперативности и качества предоставления информации для принятия управленческих решений;
  • снижение затрат на взаимную сверку данных.

Задачи проекта:

  • обеспечение сопоставимости отчётных итогов управленческого, бухгалтерского и налогового учёта за счёт единых классификаторов и аналитических признаков;
  • повышение эффективности планирования и учёта;
  • обеспечение однократной регистрации хозяйственных операций и их последующего отражения в управленческом и регламентированном учёте;
  • уменьшение количества ошибок ввода данных.
2
Ситуация до старта проекта

Ранее в группе компаний уравленческий учёт вёлся в различных программных продуктах, в том числе не на платформе «1С:Предприятие 8», с использованием таблиц MS Excel сложной структуры, содержащих макросы. Информацию необходимо было дублировать в разные базы и программные продукты. Всё это приводило к завышенным трудозатратам со стороны сотрудников компании, несогласованности в учётных данных, невозможности сопоставления плановых, фактических и прогнозных данных. Подготовка отчётности зачастую проводилась в сверхурочное время. При проведении анализа расшифровка агрегированных показателей занимала много времени.

3
Архитектура решения и масштаб проекта

Для решения поставленных задач по регламентированному учёту, бюджетированию и финансовому контролю посроена централизованная система на базе продукта «1С:Управление холдингом». В ней реализованы следующие подсистемы:

  • подсистема планирования доходов, затрат (в т. ч. инвестиционное планирование, планирование и прогнозирование налогов), движения денежных средств центрами финансовой ответственности — охватывает функции, связанные с обеспечением расчёта по разработанной методике и отражения плановых и прогнозных сумм по доходам, расходам (в т. ч. налогам, инвестиционной деятельности, прогнозной амортизации), движению денежных средств, используемых в последующем для формирования отчётных форм в необходимых аналитических разрезах;
  • подсистема трансляции фактических данных регламентированного учёта в управленческие данные по разработанным методикам;
  • подсистема распределения фактических данных по дополнительным управленческим драйверам, используемым в дальнейшем для формирования отчётности;
  • подсистема отчётности и консолидации (в т. ч. ВГО внутри сбытового сегмента, внутри холдинга «Т Плюс»), формирования бюджетных/отчётных форм с возможностью детализации до первичного документа — охватывает функции, связанные с обеспечением автоматического заполнения плановых, фактических и прогнозных данных в отчётных формах по разработанной методике (включая формирование регламентированной отчётности для консолидационного пакета по МСФО, формирование и балансировку платёжного календаря и пр.).

Рис. 1. Подсистема планирования и бюджетирования

Рис. 1. Подсистема планирования и бюджетирования

Для автоматического обогащения системы управления финансами, необходимыми для учёта данными, а также для обеспечения передачи данных в головную организацию (группу компаний «Т Плюс») реализована интеграция с внешними информационными системами (12 точек интеграции) (рис. 2.).

Рис. 2. Схема функциональных потоков системы финансово-хозяйственного учёта

Рис. 2. Схема функциональных потоков системы финансово-хозяйственного учёта

Для обеспечения однократного ввода информации в систему управления финансами в компаниях сбытового сегмента изменены бизнес-процессы, связанные с взаимодействием финансовой и бухгалтерской служб (пример такого процесса на рис. 3.)

Рис. 3. Описание бизнес-процессов подсистемы «Бюджетирование» (на примере расходных договоров)

Рис. 3. Описание бизнес-процессов подсистемы «Бюджетирование» (на примере расходных договоров)

Показатели масштаба проекта:

  • в периметр проекта было включено 6 компаний, две из которых имеют филиальную сеть (общее кол-во филиалов и юридических лиц — 36);
  • автоматизировано 2000 рабочих мест;
  • разработано 48 видов отчётов;
  • настроено 25 бланков отчётов;
  • разработано 62 формы консолидационного пакета отчётности по МСФО в формате группы;
  • настроено больше 16 дополнительных аналитических разрезов управленческого учёта (в т. ч. со сложной методикой формирования показателей).
4
Особенности и уникальность проекта

В различных юридических лицах и филиалах использовались различные подходы к планированию доходов и расходов, детализации бюджетных статей, отражению фактических операций учёта доходов и расходов, операций учёта денежных средств в управленческом учёте, а также отсутствовали унифицированные шаблоны бюджетных заявок. В рамках проекта была выполнена унификация принципов планирования и отражения операций в управленческом учёте, что обеспечило возможность получения достоверных, сопоставимых данных управленческого учёта.

Наибольшую производственную ценность для компании составляют бюджетирование, управление финансами и управление инвестициями, которые не были автоматизированы. Ниже мы перечислим ключевые элементы созданной системы управления финансами.

  1. Реализована модель формирования бюджета доходов и расходов (БДР), бюджета движения денежных средств (БДДС), инвестиционной программы (ИП), управленческого баланса по сценариям План, Факт, Прогноз. Особенность формата БДДС в том, что он включает бюджет движения денежных средств и бюджет дебиторской и кредиторской задолженности.
  2. На этапе планирования используется подход «снизу-вверх» к составлению бюджетов. Бюджет составляется исходя из бюджетных заявок ЦФО и проектов, которые передаются наверх для определения по ним агрегированных результирующих показателей для филиалов, юридических лиц и бизнес-единиц.
  3. Реализована матрица финансовых полномочий, обеспечивающая ограничение выбора статей бюджета и объектов аналитики по ЦФО.
  4. Реализован инструмент формирования бюджетных заявок ЦФО по статьям БДР и БДДС, с контролем корректности выбора аналитики и корректности вносимых данных. Данные бюджетных заявок могут вноситься пользователями, либо загружаться из файлов Excel определённой структуры.
  5. Реализована возможность планирования показателей статей БДДС на основании данных статей БДР автоматизированным способом, используя реализованный мэппинг статей двух бюджетов, условий оплаты.
  6. При планировании на уровне ЦФО одна и та же статья может быть использована несколькими ЦФО, при этом согласование плановых показателей на уровне ЦФО выполняется независимо.
  7. Количество аналитик статей бюджетного классификатора — более 15 (для каждой статьи бюджетного классификатора используется более 15 аналитических признаков). Реализован инструмент подбора аналитик при планировании данных по статьям бюджетов.
  8. Реализовано планирование данных по статьям доходов и расходов и статьям движения денежных средств для централизованных договоров (расходы остаются в филиалах, а финансирование — в исполнительном аппарате или расходы передаются в исполнительный аппарат и финансирование — в исполнительном аппарате).
  9. Реализована консолидация данных: на уровне филиалов, юридических лиц, регионов, колодцев (сквозная агрегация ЦФО по определённым признакам), сбытовой группы. Консолидация осуществляется постатейным суммированием статей бюджетов и исключаются внутренние обороты.
  10. Реализована элиминация ВГО (в т. ч. по ряду аналитических признаков, как для контура сбытовых компаний, так и для компаний, входящих в группу «Т Плюс»). Реализована сверка ВГО внутри контура сбытовых компаний.
  11. Реализована витрина контроля этапов подготовки бюджетов (полнота внесения и проверки данных, соблюдение сроков регламента) и согласования бюджетов по этапам регламента (сложное многоуровневое матричное согласование).
Наибольшую производственную ценность для компании составляют бюджетирование, управление финансами и управление инвестициями, которые не были автоматизированы.

Реализовано планирование инвестиционной программы:

  • планирование ресурсов, статей освоения и финансирования в разрезе проектов;
  • автоматизированный расчёт плановой и прогнозной амортизации объектов ОС, ВНА, НМА, как числящихся на балансе организаций, так и планируемых к вводу в эксплуатацию в течение бюджетного периода с учётом планируемых операций движения объектов (модернизация, выбытие);
  • витрина контроля планирования и согласования инвестиционных проектов по этапам регламента (многоуровневое матричное согласование), исключение проектов из инвестиционной программы.
  • отчётность по инвестпрограмме.

Реализовано отражение фактических данных в управленческом учёте с применением двух схем: с применением заявки на расход и автоматическое отражение операций в управленческом учёте на основании настроенных правил трансляции данных регламентированного учёта. Реализованы инструменты контроля полноты и корректности трансляции данных в управленческий учёт, сопоставления и контроля показателей бухгалтерской отчётности и управленческого баланса.

Реализована возможность получения прогноза ликвидности на основе плана поступлений и расхода денежных средств. Также реализовано распределение фактических данных по сложным правилам и дополнительным аналитикам (например, распределение статьи по клиентским группам пропорционально выручке). Реализовано формирование корпоративной отчётности (в т. ч. прогнозного управленческого баланса, платёжного календаря, сравнения разных сценариев и пр.) и отраслевой отчётности.

Важной особенностью проекта является значительная территориальная распределённость юридических лиц и филиалов по территории России с охватом нескольких часовых поясов, а также необходимость учёта показателей управленческого учёта (консолидации данных) по регионам, когда к одному и тому же региону относятся филиалы разных юридических лиц.

5
Результаты проекта

сократился процесс сбора отчётности

×1440

Ключевые результаты проекта:

  • процесс сбора отчётности сократился с нескольких дней до нескольких минут;
  • снижены затраты на взаимную сверку данных;
  • одни и те же данные представлены в разрезах, необходимых для бухгалтерского, налогового и управленческого учёта;
  • хозяйственные операции однократно регистрируются и одновременно отражаются сразу в управленческом и регламентированном учёте;
  • расширены используемые аналитические разрезы (в рамках проекта введено 4 новых драйвера со сложной алгоритмикой распределения по каждой статье управленческого учёта).

Рабочее время специалистов высвободилось для проведения финансовго анализа, а не подготовки отчётности.

6
Дополнительная информация о проекте

Проект выполнялся под авторским надзором компании «1С» (был заключён соответствующий договор). Размер проектной команды варьировался от 6 до 17 человек (в зависимости от стадии проекта). По каждому блоку нарастающим итогом выполнялось нагрузочное тестирование с последующей оптимизацией и выдачей рекомендаций (моделирование нагрузки осуществлялось с использованием инструмента «1С:Корпоративный инструментальный пакет 8»). Обучение пользователей проводилось дистанционно с записью видеоматериала. 

Версия для печати
Вход для
партнеров
РАБОЧИХ МЕСТ
2
тыс
Эксперты фирмы «1С» и партнеров будут рады дать вам консультацию.
Задать вопрос по кейсу
Отзывы заказчиков
Руководитель департамента экономики и финансов «ЭнергосбыТ Плюс»
Ольга Антипова
Представление одних и тех же данных в разрезах, необходимых для бухгалтерского, налогового и управленческого учёта, позволило сократить затраты на взаимную сверку данных. Сведён к минимуму объём ручного труда благодаря формализации и унификации процессов, что позволило сократить время на регистрацию учётных данных и формирование отчётности. Автоматизация позволила получить дополнительные аналитические разрезы для анализа финансово-хозяйственной деятельности, которые были невозможны при ручном учёте в силу значительной трудоёмкости.
Публикации,
связанные
с проектом
Новости
30 Ноября 2018
Правительство Мордовии и «1С» заключили соглашение о сотрудничестве в области ИТ

29 ноября в Доме Республики, резиденции Главы Республики Мордовия, Правительства Республики Мордовия, состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Правительством Республики Мордовия и компанией «1С». Подписи под документом поставили Глава Мордовии Владимир Волков и директор фирмы «1С» Борис Нуралиев.

16 Ноября 2018
Правительство Башкортостана заключило соглашение с «1С»

16 ноября 2018 года на Всероссийском IT-форуме «СМАРТ-РЕГИОН 2018» и. о. заместителя премьер-министра Правительства Республики Башкортостан — руководитель аппарата Правительства Республики Башкортостан Илшат Тажитдинов и директор фирмы «1С» Борис Нуралиев подписали соглашение о сотрудничестве в области информационных технологий.