«Кыштымский медеэлектролитный завод» построил интегрированную информационную систему управления, централизовал нормативно-справочную информацию и бизнес-процессы. Единая информационная система предприятия построена на базе корпоративного решения «1С:ERP Управление предприятием 2». Внедрение было выполнено в экстремально короткие сроки для внедрения ERP-систем — около 6 месяцев. В результате на 40% выросла полнота и на 30% оперативность получения информации для принятия управленческих решений, в 2 раза увеличилась оперативность предоставления отчетности для головной компании. Объем бумажного документооборота сократился в 2 раза, а сроки обработки документов — в 1,5 раза.
КМЭЗ - одно из старейших металлургических предприятий Урала, основанное в 1757 году. Основной вид деятельности - огневое и электролитическое рафинирование черновой меди, переработка медного лома, получение медных катодов, медной катанки, драгоценных металлов. Производительность составляет 140 тыс. тонн медных катодов и 140 тыс. тонн медной катанки в год. Общая численность - 1,5 тыс. сотрудников.
Цель проекта — создание единой системы для работы всех подразделений завода, с единой нормативно-справочной информацией, интегрированной со смежными системами по учету сырья и оперативному управлению производством.
Задачи проекта:
- обеспечение оперативного ввода информации подразделениями в местах возникновения;
- интеграция единой информационной системы со всеми смежными системами для предотвращения дублирующего ввода информации;
- ускорение формирования корпоративной отчетности для головной компании.
До старта проекта существовали следующие сложности:
- недостаток оперативной информации для управления предприятием;
- нехватка уровня детализации информации;
- подразделения вели учет в различных системах;
- ввод оперативной информации осуществлялся сотрудниками бухгалтерии, а не в местах возникновения.
ИТ-ландшафт предприятия был достаточно разнообразен. Оперативное управление технологическими процессами на предприятии было автоматизировано на базе систем стороннего прозводителя. Складской учет, учет сырья — на базе «1С:Управление торговлей 10.3», а бухгалтерский учет, управление снабжением, а также значительная часть отчетности перед головной компанией — на базе заказной системы на «1С:Предприятие 8». Налоговый учет, планирование и план-фактный анализ велись с помощью Excel. Отсутствовала интеграция между системами.
Единая информационная система завода построена на базе «1С:ERP Управление предприятием 2». Функциональные области, охваченные проектом:
- управление снабжением;
- складской учет;
- оперативный производственный учет;
- планирование затрат;
- планирование и управление денежными средствами;
- управление отгрузкой;
- управление затратами и расчет себестоимости;
- бухгалтерский и налоговый учет.
Система «1С:ERP Управление предприятием 2» тесно интегрирована с системой управления производством стороннего проивзодителя, системой учета сырья (заказная разработка на базе «1С:Управление торговлей 10.3»), системой кадрового учета и расчета заработной платы («1С:Зарплата и управление персоналом 3»). Интеграция со смежной системой по учету сырья позволяет часть первичных документов формировать автоматически: данные транслируются в отчеты («Оперативный факт производства», «Оперативное списание в производство», «Выпуск продукции»), поддерживается корректный документооборот.
Схема архитектуры системы
В системе организовано 235 рабочих мест.
Проект был выполнен в экстремальные сроки для внедрения ERP-системы — около 6 месяцев.
Особенность проекта — применение итерационных («гибких», agile/scrum) методологий адаптации и разработки при необходимом минимуме проектной документации. В рамках проекта по каждому функциональному блоку проведена диагностика текущего состояния посредством интервьюирования сотрудников, сформирован контрольный пример, показ, обсуждение с формированием замечаний, корректировка, согласование, с постепенным получением работоспособной системы, корректировка краткой документации перед опытно-промышленной эксплуатацией.
Одно из требований к системе состояло в том, что все внутрикорпоративные формы отчетности должны автоматически заполняться из данных ERP-системы.
Повышение оперативности получения информации
Снижение трудозатрат на ввод первичной информации
Сокращение объема бумажного документооборота
Сокращение сроков обработки документов
Общие результаты проекта:
- Построена единая система для работы всех подразделений предприятия.
- Обеспечен оперативный ввод информации подразделениями в местах возникновения, что на 30% увеличило оперативность получения информации в системе потребителями, на 40% вырос уровень детализации.
- Выполнена интеграция со всеми смежными системами, что обеспечило снижение трудозатрат на ввод первичной информации в 2 раза.
- Организация справочников системы, механизмов ввода на основании, эргономичных форм подбора и рабочих мест, специальных проверок при создании документов упростили работу всех участников бизнес-процессов, сократили в 1,5 раза сроки выполнения операций, уменьшили на 50% возникновение ошибок и расхождений.
- Организован процесс согласования с условной маршрутизацией для предварительной проверки документов ответственными лицами, что позволило сократить объем бумажного документооборота в 2 раза, сроки обработки документов в 1,5 раза.
- Отчетность оперативно формируется в системе с необходимой аналитикой и с учетом прав доступа.
- Предоставление корпоративной отчетности для головной компании ускорилось в 2 раза за счет автоматизированного формирования по данным системы.
Снабжение и склад:
- сотрудники подразделений самостоятельно формируют плановую потребность в материалах, отслеживают стадию выполнения своих заявок, получают уведомление при поступлении позиций на склад, самостоятельно создают документы по движению ТМЦ в момент совершения хозяйственных операций;
- коммерческий отдел формирует и контролирует единый справочник номенклатуры, с помощью специального рабочего места анализирует общую потребность в материалах с детализацией до заявок подразделений, отслеживает по заказанным материалам текущий уровень складских запасов с учетом свободных остатков и резервов. Исходя из имеющейся информации и приоритетов выполняет резервирование материалов на складе, корректировку резервов, заказ материалов у поставщиков;
- на центральных складах приемка и отгрузка ТМЦ выполняется отдельно в складском и регламентированном учете, используется адресное хранение в разрезе ячеек.
- система интегрирована с информационной системой по учету драгоценных металлов, что позволяет оперативно получать информацию о выпуске и отгрузке продукции, других первичных документах;
- автоматизировано формирование документов по отражению переработки давальческих материалов на основании данных, заведенных вручную и полученных из внешних информационных систем.
Учет затрат:
- разработан и успешно применяется новый структурированный справочник статей расходов;
- отчеты в системе позволяют детально, не опускаясь до бухгалтерских проводок, понять, из чего сложилась себестоимость готовой продукции, а также понять какие статьи расходов включены в затраты каждого подразделения, куда распределены затраты.
Управление денежными средствами:
- сотрудники подразделений самостоятельно формируют бюджеты движения денежных средств и заявки на расходование денежных средств, отслеживают их исполнение;
- сотрудники финансового отдела анализируют итоговые бюджеты с возможностью сравнения предварительных и утвержденных сумм. Создание платежного календаря выполняется из одного источника на основании получаемых заявок на расходование денежных средств, списка ожидаемых поступлений. При согласовании документов имеется возможность анализировать соответствие остаткам лимитов, дебиторскую и кредиторскую задолженность;
- планирование осуществляется своевременно, увеличилась его точность, усилился контроль за фактическим использованием денежных средств, сократилось количество ошибок;
- создание платежных поручений выполняется автоматически на основании утвержденных заявок на расходование денежных средств. Выполнена интеграция с клиент-банками. Факт движения денежных средств автоматически транслируется в заявки и в отчетность по исполнению бюджетов.
Бухгалтерия:
- сотрудники подразделений вводят первичные документы (склад, производство), многие документы, требующие ввода именно бухгалтером, формируются на основании оперативных документов;
- выполняется автоматический расчет себестоимости в бухгалтерском и налоговом учете без блокировки работы других пользователей системы;
- выполняется автоматический расчет налога на прибыль.
Любовь Кириллова, коммерческий директор АО «Кыштымский медеэлектролитный завод»
В процессе внедрения «1C:ERP Управление предприятием» мы оптимизировали учет товарно-материальных ценностей на центральном складе и в подразделениях предприятия. Применение адресного хранения и одновременное внедрение системы штрих-кодирования с использованием ТСД позволило ускорить процесс поступления и отпуска ТМЦ со склада, исключить ошибки и пересортицу материалов. Существенно улучшилось составление плана закупок и упростился анализ его исполнения. Разработаны маршруты согласования планов закупки и получения ТМЦ со склада в ERP-исистеме. Подразделения оперативно получают информацию о поступлении ТМЦ на центральный склад, что позволило снизить складские запасы. Учет средств индивидуальной защиты теперь осуществляется в разрезе конкретных сотрудников.