Лианозовский электромеханический завод построил информационную систему, охватывающую полный цикл учёта и формирования финансовой отчётности, от момента движения товарно-материальных ценностей до момента формирования финансовых отчётов. Система покрывает производственный учёт, складской учёт, управление затратами, расчёт себестоимости, управление договорами, бюджетирование в части бюджета движения денежных средств, ведение основных средств и ведение авансовых отчётов. Система построена на базе решения «1С:ERP Управление предприятием». Проект проведён в сжатые сроки и при этом был весьма масштабным — он охватил 1200 пользователей. В результате получение регламентированной и управленческой отчётности ускорилось на 20%, а трудозатраты в подразделениях сокращены на 10%.
«Лианозовский электромеханический завод» (ЛЭМЗ) выпускает радиолокационные комплексы и оборудование для управления воздушным движением. У предприятия есть специальное конструкторское бюро, которое занимается комплексными проектами — оборудованием для аэродромов. Завод выполняет весь производственный цикл изготовления электронных, электротехнических, механических компонентов радиолокационных комплексов. Предприятие имеет 25 цехов и 60 подразделений, на нём работает 6300 сотрудников.
Цель проекта — автоматизировать полный цикл учёта и формирования финансовой отчётности на предприятии, от момента движения товарно-материальных ценностей до момента формирования финансовых отчётов.
Задачи проекта:
- Отказаться от бумажного документооборота в части цеховой инфраструктуры, изготовления деталей, расчёта себестоимости изготовления деталей и подготовки производственных отчётов по цехам.
- Складской, производственной и регламентированный учёт вести в единой системе в режиме реального времени.
- Обеспечить полный цикл электронного документооборота производственных взаимоотношений на предприятии, отражающий полный цикл движения ТМЦ: заявки на склады, перемещение между складами, списание со складов в производство и т. д.
- В режиме реального времени видеть и контролировать формирование затрат на предприятии.
- Ускорить получение регламентированной отчётности на 20%.
- Ускорить получение управленческой отчётности на 20%.
- Сократить трудозатраты в подразделениях на 10%.
НПО «ЛЭМЗ» имеет устойчивое финансовое положение и демонстрирует стабильный рост объёмов производства. Увеличился объём работ, расширилась номенклатура выпускаемых изделий, выросло их количество, увеличилась выручка. Однако за последнее время на предприятии накопились определённые проблемы, которые требовали решения.
- Учёт в 25 цехах завода вёлся в совершенно различных информационных системах: где-то в электронных таблицах, где-то в локально установленных бухгалтерских системах, дописанных под нужды цеха, где-то просто на бумаге, и, отчасти, вручную. «Ранее расчёты велись вручную, — вспоминает Дмитрий Сурков, заместитель директора по экономике и финансам ЛЭМЗ, — а также использовались электронные таблицы. У нас 25 цехов, 60 подразделений — они формировали отчётность на бумажных носителях, а расчёты велись кулуарно в подразделениях». И при этом единый учёт со всеми нюансами не вёлся, — такого центра компетенции просто не было. Все межцеховые отношения оформлялись на бумаге.
- Для исполнения законодательства по учёту государственного оборонного заказа с изменением 275 ФЗ информационные системы требовали больше аналитических разрезов.
ЛЭМЗ — предприятие оборонно-промышленного комплекса, поэтому решение выбирали на базе отечественных систем. В итоге остановились на системе «1С:ERP Управление предприятием 2».
«Мы выбрали для себя поэтапный запуск и шли последовательно — по этапам, потому что охватить сразу такое огромное число пользователей не представлялось возможным», — вспоминает Дмитрий Сурков. В апреле 2016 года в системе были запущены центральные склады, в июле 2016 года — договоры и бюджет движения денежных средств, а в августе — «1С:ERP Управление предприятием 2» охватила цеховые и производственные кладовые.
В октябре 2016 года в системе были запущены цеха — учёт перемещения деталей между цехами по производственному циклу, расчёт себестоимости.
Сейчас в системе «1С:ERP Управление предприятием 2» ведётся весь оперативный материальный учёт предприятия, расчёт производственной себестоимости продукции, постепенно запускаются другие функциональные блоки. В 2017 году учётные задачи окончательно переведены в систему «1С: ERP Управление предприятием 2». Предварительная дата окончания проекта — 2020 год. На сегодня система «1С:ERP Управление предприятием 2» охватила 1,2 тысячи рабочих мест.
25 цехов ЛЭМЗ — это практически 25 отдельных заводов. У каждого цеха имелась устоявшаяся практика ведения внутрицехового учета, и до момента внедрения не были зафиксированы нюансы их расчета. И все 25 цехов должны были стартовать одновременно, потому что тесно связаны между собой.
Проект начался в августе 2015 года и продолжается до сих пор. «На момент запуска проекта мы планировали перевод на новую систему только бухгалтерского учёта, начиная с первого квартала 2016 года, — отмечает Дмитрий Сурков. — Мы планировали, что за 4–5 месяцев у нас это получится сделать. А оперативный учет хотели пока оставить в старых системах и заносить итоговые данные в систему «1С:ERP Управление предприятием 2».
Но после защиты концептуального проекта в октябре 2015 года стало понятно, что операторы не смогут вводить итоговые данные в систему «1С:ERP Управление предприятием 2». С учётом объёма вводимой информации, операторов было явно недостаточно, ведь требовалось вносить не результирующие проводки, а документы целиком, со всеми аналитиками. К руководителям проекта пришло понимание, что такой вариант не подходит, и на заводе решили передавать функции внесения документов в подразделения на места.
Повысилась скорость получения регламентированной отчётности
сокращены трудозатраты в подразделениях
Выросла скорость получения управленческой отчётности
Экономический эффект от внедрения ERP-системы складывается из нескольких составляющих. В целом, поставленные цели — ускорить получение регламентированной и управленческой отчётности на 20% и сократить трудозатраты в подразделениях на 10% — выполнены. С учётом того, что компания развивается, нет необходимости дополнительно привлекать сотрудников, так как сократились трудозатраты. Прежде всего, у сотрудников, которые работают с документами, сократились трудозатраты по доступу к информации. Это повысило эффективность их труда. Плюс к тому ускорение и облегчение доступа к информации позволяет получать её более оперативно.
В отделе автоматизированной системы управления производством было бюро, которое раньше занималось переносом документов с бумажного носителя в электронный вид. И уже на основании этих документов в электронном виде и формировалась финансовая отчётность. Получалась такая цепочка: подразделение формировало документ на бумаге, далее эти данные передавались в другое подразделение, и вводились в электронном виде. Сейчас подразделение сразу формирует документы из системы «1С:ERP Управление предприятием 2».
Окупаемость будет достигнута за счёт того, что будет оцениваться фонд заработной платы сотрудников, которые занимались, по сути, переработкой первичных документов и внесением их в систему и соотнесения этого с тем, что сейчас документы сразу готовятся из «1С:ERP Управление предприятием 2».
«Мы получили достаточно хорошую платформу для дальнейшего развития всех наших инфраструктурных процессов. Ведь у системы «1С:ERP Управление предприятием 2» функционал обладает гораздо более широкими возможностями, по сравнению с теми, что пока используются. «В перспективе мы видим, что можем развивать нашу систему, автоматизировать всё большее количество процессов и получать все плюсы от глубокой автоматизации предприятия. А именно оперативно получать регламентированную отчётность и управленческие данные, и сократить трудозатраты в подразделениях» — отмечает Дмитрий Сурков.
В планах ЛЭМЗ формирование бухгалтерской регламентированной отчётности полностью в системе «1С:ERP Управление предприятием 2». На заводе также намерены реализовать в системе «1С:ERP Управление предприятием 2» контроль цеховой производственный программы, управлять служебными записками, входящими, исходящими письмами, контролировать выполнение приказов. «С каждым новым проектом „1С:ERP Управление предприятием 2“ развивается, и тем, кто станет выполнять подобный проект после нас, будет уже легче это сделать», — заключил Дмитрий Сурков.