В компании «Уралхим» создали систему управления материально-техническим обеспечением на базе решения «1С:ERP Управление предприятием 2». Для согласования документов используется бесшовная интеграция с «1С:Документооборот», что позволяет пользователям работать в «одном окне», в «1С:ERP Управление предприятием». После реализации проекта формализованы процессы управления материально-техническим обеспечением, повысилась эффективность управления запасами и точность планирования. Срок формирования заявки на конкурс сократился в пять раз и теперь занимает один день вместо недели. Централизация закупки основных материалов позволила сэкономить 5% от среднегодовой закупки. На 40% снижены остатки материалов с уровнем оборачиваемости 90 дней.
Акционерное общество «Объединенная химическая компания «УРАЛХИМ» (АО «ОХК «УРАЛХИМ») — одна из крупнейших компаний на рынке минеральных удобрений в РФ и СНГ, лидер в производстве аммиачной селитры, а также занимает второе место в России по объемам производства аммиака и азотных удобрений. «УРАЛХИМ» располагает мощностями по производству более 3 млн тонн аммиака, 3 млн тонн аммиачной селитры, 1,2 млн тонн карбамида и 1 млн тонн фосфорных и сложных удобрений в год.
Цели проекта:
- Унификация и автоматизация бизнес-процессов, связанных с обеспечением потребности в материально-технических ресурсах, в частности, автоматизация процесса формирования плана закупок материально-технических ресурсов.
- Оптимизация использования ресурсов компании для эффективного управления потребностью в материально-технических ресурсах.
Задачи проекта:
- повышение степени автоматизации деятельности сотрудников компании, задействованных в бизнес-процессах обеспечения потребности в материально-технических ресурсах;
- обеспечение принципа однократного ввода и многократного использования информации;
- обеспечение формализации процессов обеспечения потребности в материально-технических ресурсах;
- повышение точности планирования;
- повышение эффективности и прозрачности управления запасами.
- внедрение единой системы планирования потребности в материально-технических ресурсах на базе «1С:ERP Управление предприятием»;
- интеграция с другими системами;
- унификация сроков планирования заявочной кампании на предприятиях;
- автоматическое формирование плана закупок и отчета по исполнению плана закупок.
ОХК «Уралхим» включает в себя 5 крупных предприятий — производителей минеральных удобрений. Перед началом проекта в каждом предприятии использовалась своя система для планирования закупок и согласования заявок на закупку / использование материально технических ресурсов. Согласование заявок проводилось без использования возможностей «1С:Документооборот».
Предпосылки, которые привели к инициации проекта:
- отсутствие единого процесса планирования потребности.
- отсутствие единой системы планирования потребности.
- отсутствие автоматического формирования плана закупок в системе.
- высокое влияние человеческого фактора.
Система управления материально-техническим обеcпечением построена на базе решения «1С:ERP Управление предприятием 2» с использованием бесшовной интеграции с «1С:Документооборот». Автоматизированы следующие функции:
- Планирование потребности в материалах.
- Оформление заказов поставщикам.
- Планирование закупок.
- Управление отношениями с поставщиками.
- Анализ деятельности в разрезе проектов.
- Автоматизация бизнес-процессов.
- Бюджетирование, финансовое планирование.
- Учет и хранение документов.
- Учет и контроль исполнения поручений.
Функциональные требования, предъявляемые к системе, потребовали модификации решения:
- настроена возможность попозиционного (построчного) согласования документов «Заказ на внутреннее потребление» и «Заказ на ремонт»;
- разработана нетиповая статусная схема документов, отражающая требования заказчика;
- добавлены разрезы аналитик бюджетирования, планирования и учета;
- настроена возможность отслеживания причины и источника возникновения свободного запаса;
- настроена двухуровневая схема формирования планов закупок.
Настроена интеграция с:
- системой для ведения бухгалтерского и налогового учета на базе «1С:Предприятие»:
- складские остатки;
- заявки;
- заказы поставщику;
- приобретение товаров и услуг.
- «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования»:
- объекты ремонта:
- заказы на ремонт.
- системой для управления охраной труда на базе «1С:Предприятие».
- заказы на внутреннее потребление;
- заказы поставщику;
- приобретение товаров и услуг.
- системой для управления нормативно-справочной информацией на базе «1С:Предприятие».
- системой конкурсных закупок стороннего производителя:
- заявки на конкурсные закупки;
- результаты конкурсных процедур.
- системой электронного документооборота.
Схема архитектуры системы
В информационной системе зарегистрировано более 190 пользователей, количество одновременных подключений — около 100. В качестве основного способа доступа пользователей к базам данных используется доступ по технологии тонкого клиента с использованием терминальных серверов.
Основные особенности проекта:
- Компания «Уралхим» имеет сложную филиальную структуру, пользователи системы находятся в Москве, Перми и Кирово-Чепецке Кировской области.
- Для согласования документов используется бесшовная интеграция с «1С:Документооборот», что с одной стороны позволяет использовать все преимущества этого решения (ролевая модель, адресация, уведомления, комплексные маршруты обработки документов), а с другой стороны позволяет пользователям работать в «одном окне», в «1С:ERP Управление предприятием», без дополнительного запуска «1С:Документооборот».
- Интеграция с системой для ведения бухгалтерского и налогового учета на базе «1С:Предприятие» позволяет видеть складские остатки материалов в режиме реального времени и использовать эти данные при определении способа обеспечения потребностей.
- Интеграция с системами «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования» (техническое обслуживание и ремонты) и системой управления охраной труда позволяет загружать в систему управления материально-техническим обеспечением сформированные в этих системах заявки и включать их в консолидированный план закупок.
- Интеграция с системой конкурсных закупок стороннего производителя позволяет формировать заявку для конкурсных поисков поставщиков и загружать в систему планирования потребности в материально-технических ресурсах данные о результатах конкурсных процедур.
- В системе управления материально-техническим обеспечением реализована возможность попозиционного согласования документа, при котором одна строка может быть согласована, а другая отклонена одновременно.
- Реализован учет дополнительных разрезов аналитик, применяемый во всех исторических системах заказчика
- Реализовано отслеживание причин и источников возникновения свободного запаса материала на складах
В работах применялся комплексный подход к решению задач автоматизации бизнес процессов: от разработки методологической базы до создания информационной инфраструктуры. Проектная команда находилась в тесном контакте с конечными пользователями, что позволило разработать максимально удобный для использования продукт.
Сокращение срока формирования заявки на конкурс
Снижение остатков материалов
Сокращение остатков неликвидов
Система управления материально-техниеским обеспечением запущена в промышленную эксплуатацию. В настоящий момент система используется в пилотном филиале в г. Кирово-Чепецк. Ежедневно в систему вводятся до 50 документов «Заказ на внутреннее потребление», которые последовательно согласуются несколькими ответственными лицами и, после утверждения, выгружаются в систему конкурсных закупок стороннего производителя.
Внедрение системы решило следующие задачи:
- Унификация и автоматизация бизнес-процессов, связанных с обеспечением потребности в материально-производственных запасах и услугах, в частности, автоматизация процесса формирования плана закупок материально-технических ресурсов. Срок формирования заявки на конкурс сократился в 5 раз и занимает 1 день вместо недели.
- Оптимизация использования ресурсов ОХК «УРАЛХИМ» для эффективного управления потребностью в материально технических ресурсах. Централизация закупки основных материалов позволила сэкономить 5% от среднегодовой закупки.
- Повышение степени автоматизации деятельности сотрудников ОХК «УРАЛХИМ», задействованных в бизнес-процессах обеспечения потребности в материально-производственных запасах и услугах.
- Повышение точности планирования. В ближайшей перспективе ожидается сокращение остатков неликвидов на 80%.
- Повышение эффективности и прозрачности управления материально-производственными запасами. На 40% снижены остатки материалов с уровнем оборачиваемости 90 дней.