СЕВЕРГАЗБАНК внедрил централизованную систему автоматизации административно-хозяйственной деятельности. В качестве платформы для автоматизации процессов банк выбрал решение «1С:Административно-хозяйственная деятельность банка» на платформе «1С:Предприятие 8». Новая система позволила автоматизировать внутрихозяйственный учет, также банк впервые начал вести учет по блоку финансовая аренда по стандарту МСФО-16. Существенно сократились трудозатраты на выполнение хозяйственных операций и снизились сроки формирования отчетности.
АО «СЕВЕРГАЗБАНК» — универсальный коммерческий банк, предоставляющий широкий спектр услуг для частных лиц, корпоративных клиентов и государственных структур. Банк обслуживает более 500 тысяч физических и 20 тысяч юридических лиц. Банк имеет рейтинг кредитоспособности от агентства «Эксперт РА» на уровне ruA.
Цель проекта: автоматизировать административно-хозяйственную деятельность банка.
Задачи проекта:
- разработать и внедрить методологию ведения бухгалтерского учета в соответствии со стандартами, разработанными ЦБ РФ для банков;
- настроить новую учетную систему под особенности методологии банка;
- разработать инструменты миграции начальных данных в учетную систему;
- разработать функционал интеграционного взаимодействия системы со смежными банковскими системами.
До внедрения системы «1С:Административно-хозяйственная деятельность банка» крупнейший региональный банк вел внутрихозяйственный учет в неспециализированных учетных программах, созданных своими силами. Отдельные области учета, такие как учет финансовой аренды по стандарту МСФО-16, были впервые запущены вместе со стартом эксплуатации системы.
Централизованная система автоматизации административно-хозяйственной деятельности банка «1С:Административно-хозяйственная деятельность банка».
Автоматизированы следующие функции:
- Бухгалтерский учет.
- Банк и касса.
- Расчеты с контрагентами.
- Основные средства.
- Завершение периода.
- Регламентированная отчетность.
- Управление бизнес-процессами и ИТ-процессами.
- Автоматизация бизнес-процессов.
Архитектурное решение представлено в виде двух моделей.
Модель 1. Основные интеграционные потоки.
Описываются следующие потоки:
- обмен данными по контрагентам;
- обмен данными по счетам аналитичского учета;
- обмен платежными данными;
- обмен кассовыми документами;
- обмен мемориальными ордерами;
- обмен данными по остаткам и оборотам счетов аналитического учета для сверки.
Модель 2. Интеграционные потоки для формирования декларации по налогу на добавленную стоимость.
Функционалом обмена данными является комплекс автоматизированных процедур формирования сообщений/запросов с данными для последующей обработки (загрузки данных) внешней автоматизированной банковской системой (АБС), а также процедур выгрузки и последующей обработки данных из АБС в «1С:АХД Банка».
Проведение интеграции данных из используемых учетных систем включает следующие задачи:
- разработка инструментов выгрузки данных из системы «1С:АХД Банка» в АБС в заданном формате;
- разработка инструментов загрузки данных из АБС в систему «1С:АХД Банка» в заданном формате.
Схема архитектуры системы
Проект внедрения системы происходил в сложном организационно-техническом окружении в момент подготовки банка к миграции с одной автоматизированной банковской системы (далее — АБС) на другую, что потребовало максимального вовлечения департамента информационных технологий банка, вендоров, внедряющих новую АБС и всех смежных подразделений на всех этапах проекта.
С внедрением системы банк впервые, как и все кредитные организации, начал вести учет по блоку финансовая аренда по стандарту МСФО-16 — команда методологов «АйТи Капитал» и банка адаптировала требования и учетные процессы банка под типовое решение. Проект, по сути, стал первым пилотным внедрением типового функционала МСФО-16 решения «1С:АХД Банка» среди кредитных организаций.
В типовую систему внутрихозяйственного учета «1С:АХД Банка» были внедрены такие сложные подсистемы, как «статус-машина» и различные автоматизированные рабочие места. Данная работа была проделана с наивысшей степенью соблюдения всех стандартов разработки, рекомендуемых фирмой «1С», что позволило оставить систему обновляемой — банк получает новые обновления, выпускаемые фирмой «1С», с минимальными трудозатратами и в требуемые сроки. При этом был качественно и существенно расширен функционал типового решения.
Проект предусматривал:
- предпроектное обследование деятельности банка в части ведения внутрихозяйственного учета;
- формализацию требований к адаптации типовго решения;
- адаптацию типового решения «1С:АХД Банка» под требования банка;
- перенос необходимых первоначальных данных из первичных систем в систему «1С:АХД Банка»;
- разработку функционала интеграции внедренной системы «1С:АХД Банка» с АБС;
- запуск адаптированного решения в промышленную эксплуатацию.
В рамках проекта автоматизированы следующие учетные блоки:
- учет резервов на возможные потери;
- учет хозяйственных договоров и взаиморасчетов с контрагентами;
- учет расчетов с подотчетными лицами;
- регламентные процедуры бухгалтерского учета;
- учет событий после отчетной даты (СПОД);
- разработка печатных и отчетных форм;
- учет основных средств (ОС);
- учет недвижимости, временно не используемой в основной деятельности (НВНОД);
- учет долгосрочных активов, предназначенных для дальнейшей продажи (ДАПП) и капитальных вложений;
- учет нематериальных активов (далее НМА);
- миграция нормативно-справочной информации (далее НСИ) и остатков по счетам аналитического учета;
- учет запасов;
- внесистемный учет материальных ценностей;
- учет финансовой аренды по стандарту МСФО-16;
- учет НДС;
- налоговый учет отложенных налогов.
Внедренное решение позволило:
- сократить трудозатраты в подразделениях на 60%;
- ускорить получение управленческой отчетности на 40%;
- ускорить получение регламентированной отчетности на 80%.
Диляра Морева, заместитель председателя правления АО «СЕВЕРГАЗБАНК»
Внедрение системы позволило банку снизить затраты на внутрихозяйственный учет, а также минимизировать затраты на поддержку и развитие внедренного программного продукта.