На двух заводах «Белая дача» удаленно запустили систему управления на базе «1С:ERP Управление предприятием» всего за четыре месяца. Проект одновременно выполнялся на двух заводах по производству готовых салатов: в городе Котельники (Московская обл.) и в особой экономической зоне Алабуга (Татарстан). В рекордно короткий срок предприятие перешло на новую систему управления без каких-либо потерь в функционале. При этом были реализованы инструменты, которых не было в прежней ИТ системе — стол заказов, протоколы качества, механизмы управления рекламациями.
«Белая Дача Трейдинг» — лидер российского рынка мытых резаных салатов. В состав холдинга входят три производственные площадки в городах Котельники, Елабуга, Новосибирск и два сельскохозяйственных предприятия «АгроНеро» и «Долина солнца». Совокупная производственная мощность составляет около 100 тонн салатной продукции в сутки.
Цель проекта: быстрый и бесшовный переход на «1С:ERP Управление предприятием» с системы управления предприятием одного из крупнейших западных вендоров.
Задачи проекта: реализовать в «1С:ERP Управление предприятием» следующие функции:
- Управление сбытом.
- Управление закупками.
- Управление складскими операциями.
- Производственный учет.
- Управление качеством сырья и продукции.
- Учет затрат и полный расчет себестоимости.
- Бухгалтерский и налоговый учет.
- Интеграция с системой «1С:Зарплата и управление персоналом 3.0.»
Предприятие всегда уделяло большое внимание вопросам автоматизации управления. Одним из первых в России внедрило на своих заводах систему учета на базе решения крупного американского вендора.
Но время идет — лидеры российского рынка автоматизации меняются и с 2018 года стало понятно, что существующая ИТ-система не отвечает потребностям предприятия. К тому же, срок поддержки разработчиком системы подходил к концу, а объем кастомизаций не позволял безболезненно перейти на новую версию и требовал затрат, сравнимых с новым полноценным внедрением. Был проведен глубокий сравнительный анализ технических возможностей текущей системы и иных систем. Стало понятно, что эта система существенно проигрывает отечественной системе «1С:ERP Управление предприятием» по соотношению цена/качества, при том что возможности «1С:ERP» не уступали возможностям имевшейся зарубежной системы. Было принято решение переходить на «1С:ERP» — началась работа по поиску подрядчика.
Критерием отбора было отличное знание «1С:ERP», а также значительный опыт в автоматизации предприятий пищевой отрасли.
По всем критериям подошел Внедренческий Центр «Раздолье», который на тот момент имел уже 3 успешных проекта внедрения «1С:ERP» в пищевой отрасли, подготовил учебный курс по автоматизации пищевой отрасли на «1С:ERP» и обладал квалификацией отраслевого эксперта.
Проект одновременно выполнялся на двух заводах по производству готовых салатов: в городе Котельники, Московская область и в особой экономической зоне Алабуга, республика Татарстан.
Автоматизированы функции:
- Управление продажами.
- Управление закупками.
- Управление складом и запасами.
- Управление производством.
- Управление качеством сырья и продукции.
- Управление затратами и расчет себестоимости.
- Регламентированный учет.
- Интеграция с системой «1С:Зарплата и управление персоналом 3.0.».
Несмотря на масштаб проекта, за счет оптимизации производительности «1С:ERP», предприятию не потребовалось приобретать чрезвычайно дорогое оборудование.
Параметры серверного оборудования: intel Xeon 3.0ГГц, два процессора по 12 ядер, оперативная память 256 Гб DDR4, накопители под данные сервера 1С 2×10 TB SATA
Сервер приложений и базы данных: intel Xeon 3.0ГГц, два процессора по 12 ядер, оперативная память 256 Гб DDR4, накопители под данные сервера 1С 2×375GB SSD
Параметры рабочих мест: Процессор 1-2 ядра 2,6 Ггц. Оперативная память 2-4 Гб. Накопитель/жесткий диск 100-500 Гб. Сетевой интерфейс 100 Мбит/с.
Управление сбытом
Предприятие осуществляет поставку своей продукции в федеральные торговые сети России, а также в рестораны быстрого питания Макдональдс, Бургер-Кинг, KFC. Это требует 100% выполнения всех заказов, поступивших от клиентов.
Для решения этой задачи использовался многократно апробированный на других подобных проектах инструментарий от ВЦ «Раздолье». В рамках этого АРМ сотрудник отдела сбыта может:
- Быстро принимать заказы от клиентов.
- Учитывать все особенности отгрузки товара клиенту (цены, срок и способ поставки, необходимую упаковку и формы сопроводительных документов).
- Видеть историю заказов клиентов и дополнительно «допродавать» необходимую клиентам продукцию.
- Видеть историю рекламаций от клиентов.
- Видеть состояние взаиморасчетов с заказчиками.
- Контролировать состояние отгрузки/доставки товаров клиентам.
Управление доставкой товара клиентам
По мере сборки товаров на складе, в «1С:ERP Управление предприятием» формируются заявки на доставку заказов до магазинов. Важным является вопрос оперативной распечатки большого количества сопроводительных документов. При этом у каждой торговой сети есть свои особенности в печатных формах документов и это нужно строго учитывать (иначе сеть в праве отказать в приемке товара и оштрафовать поставщика).
Для такой пакетной печати был разработан специальный механизм, который в рамках выбранного маршрута доставки быстро и безошибочно печатает формы документов клиентов, которые действуют в текущий момент времени.
В процессе отгрузки/доставки товара до клиента возможны нештатные ситуации, которые могут привести к порче товара. Был создан специальный АРМ транспортного менеджера, в рамках которого он может отразить факт порчи и тут же определить дальнейшую судьбу товара и метод компенсации потерь (выставить рекламацию транспортной компании, потребовать компенсации с работников производства, списать товар и пр.).
Управление производством
Производство предприятия относится к процессному производству с высокой степень автоматизации переработки — сырье закладывается в производственные линии, где выполняется автоматическая мойка, очистка, резка салатов. При этом нет возможности указать на какую конкретно упаковку готовой продукции была потрачена конкретная паллета с сырьем от поставщика.
Для того чтобы автоматизировать производственный учет был принят ряд организационных и технических решений:
- Сырье учитывается в рамках рабочих смен: все переданное в работу за смену сырье списывается на выпущенные за смену партии продукции, распределяясь в затратах пропорционально спецификации на продукцию.
- Для упаковки принят другой подход: упаковка передается на остатки НЗП производственного подразделения, раз в месяц производится инвентаризация остатков упаковки и весь расход за месяц относится за выпущенные за месяц партии продукции также пропорционально спецификациям на продукцию.
Управление закупками и складом сырья
Особенностью закупок предприятия является то, что конечное качество сырья может быть определено только в процессе его предварительной переработки. В итоге могут быть получены дополнительные потери сырья (некондиция, загрязнение и пр.), которые по договору компенсируют поставщики этого сырья.
Для того, чтобы иметь доказательную базу для выставления рекламаций поставщикам, был разработан механизм протоколов качества. Что это значит:
- При приемке сырья на склад формируется протокол качества пришедшей партии, в котором фиксируются предварительные параметры качества (ожидаемый выход и потери). Осуществляются предварительные расчеты с поставщиками.
- Ссылка на протокол качества печатается на штрих-кодах паллет с сырьем.
- В процессе переработки этих паллет, если выявлены сверхнормативные потери, в протокол качества вносятся корректировки.
- По факту корректировок, в «1С:ERP Управление предприятием» готовится рекламация, по которой поставщик или снижает стоимость поставленной партии на сумму потерь, или взаимозачитывает потери в счет расчетов по следующим поставкам.
Весь этот процесс полностью автоматизирован и выполняется практически в режиме «одной кнопки».
В рамках данного проекта в рекордно короткий срок и за разумный бюджет предприятие перешло на новую систему управления. Произошло это без каких-либо потерь в функционале. При этом были реализованы инструменты, которых не было в прежней ИТ системе — стол заказов, протоколы качества, механизмы управления рекламациями и т.п.
Экономический эффект от внедрения:
- трудозатраты в подразделениях уменьшились на 20%,
- управленческая отчетность формируется на 10% быстрее,
- заказы обрабатываются на 15% быстрее.
Игорь Шушарин, директор ИТ-АО «Белая дача Трейдинг»
«Наш проект показал, что система «1С:ERP Управление предприятием» при должной квалификации собственного персонала и специалистов подрядчика внедряется быстро и достаточно просто — проект перехода не вызывает каких либо потрясений на предприятии, всё идет штатно и предсказуемо.