||
Краткое описание

Волковысский мясокомбинат построил автоматизированную систему оперативного производственного учета на базе «1С:ERP Управление предприятием 2 для Беларуси». Уникальность проекта в масштабе автоматизации: внедрение затронуло полный бизнес-цикл предприятия. В результате мясокомбнат получил систему полного учета движения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции на всех производственных участках. Производство стало полностью прозрачным и отвечает всем требованиям специалистов-мясопереработчиков. Введена в эксплуатацию продуманная и адаптированная к отраслевым требованиям система ввода, корректировки и согласования нормативно-справочной информации.

ОАО «Волковысский мясокомбинат»
Заказчик

Открытое акционерное общество «Волковысский мясокомбинат» — один из крупнейших производителей мяса и мясных продуктов в Республике Беларусь. Мясокомбинат изготавливает мясо и субпродукты, различные виды колбасных изделий и копчености, мелкокусковые полуфабрикаты, мясокостные полуфабрикаты, фарши, котлеты, пельмени и вареники. В общей сумме на предприятии производится около 300 наименований мясной продукции. 

1
Цели и задачи

Цель проекта: построить единую информационную систему, предусматривающую интеграцию всех бизнес-процессов, системный контроль и полную прослеживаемость всех точек производственных процессов, начиная от обработки заказов клиентов до выписки накладных, от приемки сырья и материалов до выпуска и отгрузки готовой продукции, учитывая разные параметры, в том числе и технологические потери на различных участках производства. 

Задачи проекта:

  1. Внедрить систему полного учета движения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции на всех производственных участках.
  2. Обеспечить сквозной контроль партий готовой продукции на всех этапах жизненного цикла.
  3. Обеспечить интеграцию информационной системы с государственной информационной системой AITS.
  4. Организовать систему учета и анализа потерь на каждом участке производства, с возможностью оперативно вносить коррективы в производственный процесс.
  5. Создать базу для полноценного управленческого учета (оперативное формирование аналитической и сводной отчетности, предоставление ее руководству предприятия).
  6. Организовать взаимодействие всех структурных единиц предприятия и сократить время обработки данных работниками предприятия за счет единого информационного пространства и одновременного доступа к информации. Оптимизировать затраты времени и уменьшить человеческий фактор в процессе обработки информации сотрудниками предприятия.
2
Ситуация до старта проекта

К началу проекта все основные бизнес-процессы предприятия были автоматизированы с помощью нескольких частично объединенных подсистем, построенных на базе устаревших технологий и требовавших постоянного контроля. Существующая на предприятии система автоматизации не в полной мере учитывала специфику отрасли. Недостатки автоматизации учета не позволяли полноценно прослеживать движение сырья по производственным стадиям, начиная от приемки и до выпуска готовой продукции, а также контролировать соблюдение рецептур и технологических процессов. Все сведения заносились работниками вручную в соответствующие журналы.

Не на всех производственных участках была организована система маркировки продукции штрих-кодами, из-за чего не была обеспечена полная прослеживаемость партий готовой продукции. Весовое оборудование было частично интегрировано с учетной системой, что приводило к необходимости ручного учета. Разрозненность подсистем учета вынуждала дублировать информацию в журналах. Такая схема работы не давала возможности в реальном времени получать точную информацию, сколько каких материальных ценностей находится на каждом участке производства и точно учесть потери на каждом из участков.

3
Архитектура решения и масштаб проекта

Автоматизированная система оперативного производственного учета построена на базе решения «1С:ERP Управление предприятием 2 для Беларуси» и «1С:Мясопереработка MES. Модуль для 1С:ERP». В процессе реализации проекта была построена полноценная ERP-система.

Автоматизированы подсистемы:

  • CRM и маркетинг;
  • продажи;
  • закупки;
  • производство;
  • финансовый результат и контролинг;
  • НСИ и администрирование;
  • оперативный учет;
  • мясопереработка.

В ходе проекта была разработана вся необходимая функциональность с учетом специфики мясоперерабатывающей отрасли. Внедрены следующие функциональные возможности на базе программных продуктов «1С:ERP Управление предприятием 2 для Беларуси» и «1С:Мясопереработка MES. Модуль для 1С:ERP»:

  1. Управление складскими запасами.
  2. Резервирование ТМЦ.
  3. Подключение складского оборудования.
  4. Оформление заказов покупателей.
  5. Ценообразование, прайс-листы.
  6. Учет продаж ТМЦ.
  7. Оптовая торговля.
  8. Подключение торгового оборудования.
  9. Оформление заказов поставщикам.
  10. Планирование закупок.
  11. Учет прихода ТМЦ.
  12. Управление отношениями с поставщиками.
  13. Взаиморасчеты с поставщиками.
  14. Управление цепочками поставок.
  15. Управление данными о составе и структура изделия, рецептура.
  16. Диспетчеризация производства на уровне цеха.
  17. Переработка давальческого сырья.
  18. Сертификация качества сырья и продукции.
  19. Учет деятельности вспомогательных производств.
  20. Управление инженерными данными и нормативно-справочной информацией (PDM, MDM).
  21. Учет производственных заказов.

Разработан и адаптирован функционал под специфику мясной промышленности:

  1. Приемка скота в живом весе.
  2. Постановка в очередь и отправка на убой.
  3. Сканирование уникальных бирок животных.
  4. Взвешивание и маркировка полутуш.
  5. Выделение субпродуктов, сопутствующих продуктов.
  6. Посолка.
  7. Формирование приемных квитанций.
  8. Охлаждение и заморозка мясосырья, учет потерь.
  9. Обвалка и разделка мясосырья.
  10. Фаршесоставление.
  11. Формирование блочной продукции.
  12. Производство колбасных изделий.
  13. Формовка и развес специй.
  14. Формирование паллет.
  15. Интеграция с весовыми комплексами Bizerba.
  16. Интеграция с весовым оборудованием.
  17. Прослеживаемость продукции от итоговой этикетки готовой продукции до уникальной бирки. животного.
  18. Учет уникальных штрихкодов ящиков.
  19. Упаковка и маркировка продукции, в том числе ящиками.
  20. Учет тары.
  21. Производство полуфабрикатов.
  22. Комплектация заказов.
  23. Отгрузка продукции.
  24. Отправка событий в AITS — животные.
  25. Отправка событий в AITS — прослеживаемость.
  26. Специализированные отчеты и печатные формы. 

Функциональная схема архитектуры

4
Особенности и уникальность проекта

Уникальность проекта в масштабе автоматизации. Внедрение «1С:ERP для Беларуси» и «1С:Мясопереработка MES. Модуль для 1С:ERP» затронуло полный бизнес-цикл предприятия — от приемки скота до продажи готовых продуктов, с учетом всех рисков мясоперерабатывающего предприятия: сложности контроля качества закупаемого мяса, ограниченные сроки хранения сырья и готовой продукции, необходимость вести параллельный учет в нескольких единицах измерения (например, в головах и килограммах).

В ходе внедрения был использован дополнительный функционал лицензирования лицензий «1С:Предприятие 8 КОРП», позволяющий оптимизировать многопоточную нагрузку на процессорные ядра, при их увеличении свыше 12 единиц. Внедрение лицензирования уровня КОРП позволило осуществлять гибкое управление нагрузкой в кластере «1С».

Функционал корпоративных лицензий «1С» позволил использовать возможности:

  • регулировать безопасный расход памяти за один вызов;
  • регламентировать количество используемых каждым процессом информационных баз;
  • отслеживать объем памяти рабочих процессов, до которого сервер считается производительным и определять соответствующее этим данным распределение нагрузки на кластер;
  • ограничивать максимальный объем памяти рабочих процессов, что позволяет планировать общую нагрузку сервера. Возможно также разнообразие стратегий балансировки кластера (по памяти, либо по производительности) для улучшения показателей нагрузки сервера предприятия.
5
Результаты проекта

Сократились производственные издержки

15%

Увеличился объем выпускаемой продукции

10%

Сократилось время обработки заказов

20%

Система позволила добиться полной прозрачности производства и отвечает всем требованиям специалистов-мясопереработчиков:

  1. Организовано единое информационное пространство всего оперативного учета: от приемки сырья до отгрузки клиентам.
  2. Решена проблема контроля сроков и качества на всех этапах движения сырья и продукции. На предприятии обеспечен контроль над каждой партией товара, более того, при необходимости можно восстановить историю отдельного изделия: из какого сырья оно было сделано, по какой рецептуре, где и как хранилось, когда и какому заказчику отгружено.
  3. Решение автоматизирует прием скота в убойном цеху, процесс подготовки мяса (отправка на убой, раскрой туш, обвалка и жиловка, разделение мяса по сортам), учет выхода сопутствующих продуктов и субпродуктов на основании данных за день и их передачу на переработку или хранение в зависимости от назначения, учет естественных потерь сырья в результате заморозки или охлаждения, поступление сырья из холодильника в цех фаршесоставления и в производство колбасных изделий, производство полуфабрикатов.
  4. Реализованы возможности по управлению рецептурой готовых изделий и расчету потребностей производства в сырье, специях, вспомогательных материалах.
  5. Налажена регистрация отбора проб на производственных процессах, регистрация качественных показателей.
  6. Складские и производственные операции на предприятии сопрягаются с высокотехнологичным весовым комплексом Bizerba, весовым оборудованием, компьютерной техникой и системой штрих-кодирования, что позволяет повышать оперативность и точность учета материалопотоков.
  7. Внедрение системы сквозного весового контроля решило задачу создания базы для контроля технологических процессов. Стало возможным однозначно идентифицировать каждую партию готовой продукции и связать ее с партиями сырья и материалов. При необходимости можно восстановить всю историю полуфабрикатов и партий готовой продукции.
  8. Настроена регистрация фактов упаковки и отгрузки готовой продукции.
  9. Оптимизирован процесс комплектации заказов, учитывающий тип обрабатываемой продукции (короба, паллеты).
  10. Реализован процесс отправки событий в AITS-животные и AITS-прослеживаемость.
  11. Автоматизировано формирование отчетов по оперативному учету производства, в том числе по наличию материальных ценностей на складах и участках производства, движению материальных ценностей, получению полуфабрикатов, потерям на различных участках производства. Введена в эксплуатацию продуманная и адаптированная к отраслевым требованиям система ввода, корректировки и согласования нормативно-справочной информации.
  12. По итогам проекта можно отметить следующие важные результаты внедрения системы:
  • увеличилась скорость обработки данных и оформления внутренних документов;
  • повысилась эффективность учета производственных операций;
  • устранились ошибки при ведении учета;
  • упростилась работа по формированию производственной отчетности.

Важная особенность внедренной системы состоит в работе такого компонента, как отражение операций и управление производственными процессами в режиме онлайн, в любой момент времени можно получить достоверную информацию по остаткам товарно-материальных ценностей на складах и участках производства, их движению, результатах выполнения производственных операций и их план-фактном анализе.

Получен следующий экономический эффект от внедрения:

  1. Сокращение трудозатрат в подразделениях: 20%. 
  2. Ускорение получения управленческой отчетности: 25%. 
  3. Сокращение производственных издержек: 15%. 
  4. Увеличение объема выпускаемой продукции: 10%. 
  5. Сокращение сроков исполнения заказов / оказания услуг: 15%. 
  6. Уменьшение времени обработки заказов: 20%.    
  7. Сокращение длительности простоя оборудования: 15%
  8. Рост прибыли: 20%. 

Елена Корожан, заместитель генерального директора по экономике ОАО «Волковысский мясокомбинат»
Введена в эксплуатацию адаптированная к отраслевым требованиям система оперативного производственного учета на базе «1С:ERP Управление предприятием 2 для Беларуси». В результате внедрения увеличилась скорость обработки данных и оформления внутренних документов, повысилась эффективность учета производственных операций. Важная особенность внедренной системы — отражение операций и управление производственными процессами в режиме онлайн, в любой момент времени можно получить достоверную информацию по остаткам товарно-материальных ценностей на складах и участках производства, их движению, результатах выполнения производственных операций и их план-фактном анализе. 

Версия для печати
Вход для
партнеров
Эксперты фирмы «1С» и партнеров будут рады дать вам консультацию.
Задать вопрос по кейсу

БАЗЫ ЗНАНИЙ "ПРОФКЕЙС"

Публикации,
связанные
с проектом
Новости
26 июля 2024
О третьем релизе 1С:ITILIUM 1.0.1.3 и завершении поддержки 1С:ITIL Стандарт

В июле 2024 года вышел третий релиз новой системы для управления сервисом 1С:ITILIUM, выпущенной в начале 2024 года фирмой «1С» и компанией-разработчиком «Деснол Софт» для замены продуктов 1С:ITIL и Итилиум.

16 июля 2024
О выходе редакции 3.0 программного продукта «1С:Медицина. Больничная аптека»

Решение предназначено для детального аналитического учета аптечных товаров в больничной аптеке, отделениях и кабинетах, а также в розничных аптечных пунктах медицинской организации.