![](/images/winner-case-page-top.png)
ГАУ Свердловской области «Фармация» построила систему автоматизации оптово-розничной торговли лекарственными препаратами на базе «1С:ERP Управление предприятием 2» и других решений на платформе «1С:Предприятие». В результате проекта удалось построить единую систему управления предприятием, с полноценным учетом движения маркированных лекарственных препаратов. На предприятии выстроено управление ценообразованием в оптовой и розничной торговле. Для учета движения вакцин во время пандемии COVID, кроме поддержки системы маркировки лекарственных препаратов, реализован специальный учет движения вакцин, результатов которого является комплекс детальных отчетов для министерства здравоохранения
![ГАУ Свердловской области «Фармация»](/upload/iblock/278/99kzkrhk31tqpt2q0msntuxvp27lfe81.jpg)
Государственное автономное учреждение Свердловской области «Фармация» занимается обеспечением льготных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания. Кроме центрального офиса и примерно 10 складов, у предприятия имеется сеть аптек по всей Свердловской области — около 75 аптек. Численность сотрудников — 400 человек.
Основная цель проекта: подготовить предприятие к работе с маркированными лекарственными препаратами.
Также решалась важная задача перевода всех управленческих информационных систем, используемых на предприятии, на единую платформу «1С:Предприятие 8» для снижения затрат на ИТ и повышения управляемости бизнеса.
К началу проекта во второй половине 2019 года на одном из крупнейших предприятий Свердловской области в качестве управленческой системы использовалась устаревшая АИС «Склад», основной функционал которой разработан был еще в прошлом тысячелетии, в течение 2000-2019 г.г. неоднократно предпринимались попытки перевода управления предприятием на единые современные платформы, но этому мешали разные причины.
К 2019 году на предприятии, да и на рынке труда уже не осталось специалистов, способных поддерживать и развивать систему при приемлемых временных и финансовых затратах. К тому же неизбежно приближалась маркировка лекарственных препаратов на всей цепочке их движения от производителя/импортера к потребителю.
На предприятии была автоматизирована часть приемки товара в «1С:ERP. Управление предприятием 2», остальная работа с лекарственными препаратами выполнялась в технологически устаревших программных продуктах. Также не были интегрированы между собой используемые на предприятии системы «1С:Бухгалтерия», «1С:Документооборот КОРП», «1С:Розница 8. Аптека», «1С:Зарплата и управление персоналом».
Система автоматизации оптово-розничной торговли лекарственными препаратами построена на базе решений:
- «1С:ERP. Управление предприятием 2» 150 рабочих мест;
- «1С:Розница 8. Аптека» — 130 рабочих мест;
- «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения» — 100 рабочих мест;
- «1С:Бухгалтерия государственного учреждения» — 25 рабочих мест.
Всего автоматизировано 405 рабочих мест.
Отдельным подпроектом была интеграция информационных систем предприятия между собой. В результате удалось интегрировать между собой «1С:Управление предприятием 2» и «1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения», «1С:Зарпдлата и кадры бюджетного учреждения», «1С:Розница 8. Аптека», «1С:Документооборот 8. КОРП».
Кроме того, выполнены интеграции
- в финансовой части реализована интеграция с информационной системой, используемой казначейством, для возможности использования привычной подсистемы «Клиент банк» для загрузки и разноски платежей финансовой службой;
- с системой, используемой для учета льготного обеспечения в части обмена заданиями на перевозку;
- с городскими порталами, информирующими о наличии и ценах на лекарственные препараты в различных аптеках города;
- с системой «Сводный заказ», используемых оптовыми продавцами и закупщиками в качестве электронной площадки для торговли;
- реализован обмен электронными документами с большинством поставщиков и покупателей;
- реализованы http-сервисы для выгрузки и анализа детальных данных в BI-системе.
![](/upload/tmp/6215d78ebb46.png)
Схема архитектуры системы
ГАУ СО «Фармация» — ключевое предприятие в обеспечении лекарственными препаратами населения Свердловской области. Многие препараты требуют особых условий хранения и перевозки, что накладывает свои требования на организацию управленческих процессов. При этом многие лекарства (в частности, вакцины) должны попадать в ЛПУ точно в срок, что дополнительно усложняет процессы планирования логистики.
На сегодняшний день деятельность одного из крупнейших предприятий Свердловской области полностью отражается в единой информационной системе «1С:ERP. Управление предприятием 2».
В ходе исполнения проекта автоматизации в систему «1С:ERP. Управление предприятием 2» внедрена библиотека МДЛП, что позволило продолжить использовать передовое решение от компании «1С» для централизованного управления оптово-розничной торговлей лекарственных препаратов от приемки в «1С:ERP. Управление предприятием» до чека в «1С:Розница 8. Аптека».
Также в мае 2020 года произошла реорганизация предприятия из ГУП в Государственное автономное учреждение, что потребовало смены коммерческого бухгалтерского учета на бюджетный учет, параллельной трансформации всего учета, внедрения программных продуктов «1С:Бухгалтерия государственного учреждения» и «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения» и оперативной интеграции с «1С:ERP. Управление предприятием 2» и во все процессы.
Сократились трудозатраты в подразделениях
Ускорилось получение отчетности
Сократилась дебиторская задолженность
В результате проекта удалось построить единую систему управления предприятием, с полноценным учетом движения маркированных лекарственных препаратов.
На предприятии выстроено управление ценообразованием в оптовой и розничной торговле. Причем, что важно, ГАО СО «Фармация» продает лекарственные препараты в разных субъектах федерации, которые самостоятельно устанавливают наценки на жизненно-важные лекарственные препараты (ЖНВЛП) и наркотические и психотропные вещества (НСиПТВ). Эти особенности также учтены в подсистеме ценообразования и сегодня большая часть цен рассчитываются и назначаются автоматически с учетом принадлежности к спискам ЖНВЛП, НСиПТВ, ценовой группы, территории продажи, формата торговой точки и т.д.
Большая часть процессов автоматизирована штатными средствами «1С:Управление предприятием 2». Но также учтены особенности работы предприятия, например:
- Управление закупками не пономенклатурно, а по категориям лекарственных препаратов. Создан инструмент для расчета и покрытия потребностей в опте и рознице (с точностью до каждой торговой точки).
- Управление складской логистикой, автоматическое формирование заданий на сборку на склад за сутки до отгрузки и «робот печати» для автоматической адресации пакетов печатных документов по складам и подразделениям предприятия.
- Также на складе учтены процессы сертификации лекарственных препаратов в сторонней лаборатории и учет наличия сертификатов для выпуска препаратов в продажу, сборка и контроль сборки с формированием уведомлений о продаже маркированного товара в «Честный знак». Специалисты ООО «Рассвет» предложили оптимизировать процесс складской логистики для существенного ускорения движения препаратов от разгрузки от отпуска в рейс клиентам.
- Управление транспортной логистикой — формирование рейсов в соответствии с графиками отгрузок по направлениям, учет готовности рейса к отправке; автоматический расчет километража, стоимости прочих работ за перевозчика и автоматическое формирование входящих актов за перевозчиков.
- На предприятии используются разные договоры, т.к. есть коммерческие продажи, есть исполнение госконтрактов, поставки в ЛПУ и т.д. Автоматизирован учет всех видов договоров и расчетов по ним, реализованы все шаблоны договоров, используемых при продаже. Это позволяет менеджерам оперативно печатать договор сразу после согласования условий.
- Для учета движения вакцин во время пандемии COVID, кроме поддержки системы маркировки лекарственных препаратов, реализован специальный учет движения вакцин, результатов которого является комплекс детальных отчетов для министерства здравоохранения
- Для упрощения бюджетного учета в «1С:ERP» в различных документах реализованы реквизиты специфичные для бюджетного учета: КФО, КОСГУ, КПС и т.д. Данные реквизиты автоматически подставляются в документы, где это возможно и передаются в «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» вместе с документами для автоматического подбора типовой операции.
Экономический эффект от внедрения:
- на 20% сократились трудозатраты в подразделениях;
- на 50% ускорилось получение управленческой и регламентированной отчетности;
- на 10% снизились объемы материальных запасов;
- на 20% сократились расходы на материальные ресурсы;
- на 5% сократились оперционные и административные расходы;
- на 20% выросла оборачиваемость складских запасов;
- на 30% сократились сроки исполнения заказов / оказания услуг;
- на 10% сократилась дебиторская задолженность.