Компания «Метиз Импекс» построила интегрированную систему учета и управления на базе решения «1С:Комплексная автоматизация». В рамках проекта внедрен типовой функционал, а также выполнен ряд доработок, учитывающих особенности выполнения бизнес-процессов. Настроен монитор целевых показателей для управляющего звена, которые позволяют оперативно отслеживать текущую ситуацию в разрезе показателей продаж. Настроен функционал ведения история изменений в документах и справочниках — обеспечена возможность возврата к более ранней версии в случае допущения ошибок, настроен мобильный клиент. Разработано 68 нетиповых печатных форм, разработано 14 управленческих отчетов.
![ООО «Метиз Импекс»](/upload/iblock/c64/fw8717py0a7y2k3hfoq7m5h50i0fqudw.jpg)
Компания ООО «Метиз Импекс» является лидером на рынке по реализации продукции протезирования нижних конечностей собственного производства, а также является эксклюзивным дистрибьютором протезной и ортопедической продукции известных зарубежных брендов. Покупателями продукции являются бюджетные и коммерческие организации на территории РФ, значительная доля продаж занимает экспорт в страны ЕАЭС и дальнего зарубежья.
Цели проекта:
- Объединить и оптимизировать бизнес-процессы компании в интегрированной системе учета и управления на базе ПП «1С:Комплексная автоматизация».
- Обеспечить руководство компании достоверной оперативной статистической и аналитической информацией для принятия эффективных управленческих решений.
- Снизить трудоемкость и сократить время обработки данных работниками предприятия.
- Минимизировать стоимость владения информационной системой.
Задачи проекта:
- Перейти на новую систему и сократить количество используемых ИТ-систем.
- Перейти на оперативное отражение всех хозяйственных операций в системе.
- Обеспечить автоматический обмен системы с внешними системами в режиме времени близком к реальному.
- Сохранить обновляемость системы для поддержки дальнейшего развития компании.
Компания «Метиз Импэкс» является торговой компанией и частью бренда «METIZ», включающей также производственную компанию.
Изначально учет деятельности торговой и производственной организаций был организован в единой базе «1С:Управление производственным предприятием», при эксплуатации которой проводились значительные доработки контура подсистем «Управление производством», «Управление продажами», «Управление закупками», «Управление складской логистикой». Систематизация и структурирование доработок отсутствовали.
После внутренних обсуждений было принято решение о разделении учета двух компаний, что способствовало организации двух отдельных информационных баз с единой структурой метаданных. Унаследовав измененную конфигурацию, некоторый функционал сотрудниками торговой организации не использовался — функциональность была избыточна, а состав доработок непонятен.
При появлении новых требований ИТ-служба выполняла запросы пользователей, при этом была вынуждена учитывать имеющуюся структуру решения и уделять время на изучение и анализ, чем среднестатистическая оценка по данному виду работ. Используемый подход с каждым новым требованием приближал компанию к получению «неповоротливой системы». В этом случае стабильность работы снижалась, а риск потери управления системой повышался из-за отсутствия целостной архитектуры бизнес-процессов и методологии внесения изменений в конфигурацию.
Помимо технических сложностей в доработке системы, после разделения компаний на две базы потребовались передача и получение информации от производственной компании. Для этих целей использовался обмен данными (заказы, накладные, НСИ). Задержка во времени, периодические сбои в обмене, потеря данных — это причины, которые не позволяли сотрудникам отделов продаж обладать полной картиной об остатках и замедляли процессы реализации продукции конечным покупателям. Следствие — неэффективная работа, снижение результативности продаж, срыв сроков и/или неполная поставка товара клиенту.
Стоит отметить, что при наличии нескольких направлений продаж, актуальные сведения по остаткам и резервам — это один из важных показателей для организации корректной работы. Зачастую из-за «разрыва» в коммуникациях между подразделениями и неактуальных остатках возникали спорные ситуации и инциденты с дефицитом фактических позиций на складе. Все это сказывалось на порядке в работе бизнес-процесса по продаже, цель которого — доставить продукцию клиенту в нужном объеме в указанный срок. Учитывая значимость отрасли, в которой работает компания, безусловным требованием является бесперебойная и безошибочная работа таких подразделений, как продажи, закупки и склад.
Исходя из вышеперечисленных факторов, можно сделать вывод, что имеющаяся архитектура и функциональность системы не обеспечивали прозрачность и результативность процессов, снижали качество управленческих решений и искажали оценку эффективности работы бизнеса.
Стремление компании применять современные подходы и систематизировать работу в системе привело к принятию решения о переходе на систему класса ERP «1С:Комплексная автоматизация».
Интегрированная система учета и управления построена на базе решения «1С:Комплексная автоматизация». Автоматизированы следующие блоки.
- CRM и маркетинг.
- Продажи.
- Закупки.
- Склад и доставка.
- Кадры.
- Зарплата.
- Казначейство.
- Финансовый результат и контроллинг.
- Внеоборотные активы.
- Регламентированный учет.
- Мониторинг целевых показателей.
В части взаимодействия с внешними системами:
- для учета обувной продукции настроена типовая выгрузка и загрузка данных из системы «Честный знак»;
- для обмена данными о заказах клиента и заказах поставщику, реализация товаров и услуг и приобретениях товаров и услуг разработан обмен с функцией логирования результатов выгрузки/загрузки.
Использованное дополнительное ПО, компьютерная техника и оборудование
Дополнительно приобретены и внедрены программные продукты «1С:Документооборот КОРП» и «1С:Сервер взаимодействия».
Система взаимодействует со следующим торговым оборудованием:
- сканеры для работы на складе при приемке и отгрузке товара и в бухгалтерии для обработки накладных;
- принтер этикеток — для вывода на печать штрихкодов товара;
- эквайринговый терминал — для загрузки данных по безналичным оплатам.
![](/upload/tmp/Схема архитектуры системы.png)
Схема архитектуры системы
В рамках проекта в большей степени использовался типовой функционал, что потребовало внесение изменений в текущие бизнес-процессы и адаптацию персонала. Доработки осуществлялись в рамках расширений с целью снижения нагрузки при обновлении системы.
Изменение процессов, их стандартизация и унификация способствовали накоплению в информационной системе данных, на основании которых возможно принимать решение. Также это позволило настроить и использовать на ежедневной основе «Монитор целевых показателей» для руководящих лиц компании, отслеживая данные об обороте и остатках денежных средств, оценивая продуктивность работы отделов продаж по направлениям.
В данном случае уникальность проекта заключается в предоставлении компании платформы для совершенствования своих процессов, дальнейшему развитию анализа данных и цифровизации — движению к системе эры «пост-ERP».
Снизилась себестоимость
Выросла прибыль компании
Ускорилась обработка заказов
Сократилась дебиторка
Продолжительность проекта по переходу на современную систему составила 9 месяцев.
В результате был внедрен типовой функционал программного решения «1С:Комплексная автоматизация», а также выполнен ряд доработок, учитывающих особенности выполнения бизнес-процессов:
- 76 печатных форм;
- 6 отчетных форм;
- двунаправленный обмен с расширенным логирование до номенклатуры с базой «1С:ERP» производственной организации;
- рабочее место по расширенному анализу заказа клиентов и формированию общей заявки на поставщика;
- добавление собственной методики и формулы расчета пополнения минимальных остатков на складе;
- изменения логики приемки товаров: оформление приходного ордера на товары на основании приобретения товаров и услуг (при наличии заказа поставщику);
- оформление ГТД на импорт: автоматическое заполнение разделов в соответствии с кодами ТНВЭД;
- загрузка заявок от клиента в заказ клиента в соответствии с форматом Microsoft Excel заказчика;
- собственная форма отражения учета аналогов в карточке заказа клиента;
- быстрая форма отображения остатков и цен в форме списка номенклатуры;
- калькулятор по расчету таможенных пошлин и платежей, учитывая заказы поставщику и приобретения товаров и услуг;
- учет бракованных импортных изделий, недостач и излишков по поставщикам;
- учет спецификаций госконтрактов и контроль остатков по ней при оформлении заказа клиента;
- рабочее место по массовому созданию расходных ордеров на товары на основании реализации товаров и услуг (при условии наличия заказа клиента);
- рабочее место по массовой обработке накладных с помощью сканера штрихкодов.
В результате использования типовых механизмов резервирования товаров и обеспечения закупки под назначения исключены ситуации «двойного» бронирования — менеджеры по продажам могут отгрузить только то, что предназначено для заказа и/или имеется на складе в свободном остатке. Благодаря изменениям в процедуре бронирования была решена одна из главных проблем в предыдущей системе — некорректные остатки — что позволило снизить фактор срыва поставок клиенту.
Экономический эффект от внедрения:
- сокращение трудозатрат в подразделениях — 25%;
- ускорение получения управленческой отчетности — 30%;
- ускорение получения регламентированной отчетности — 20%;
- снижение объемов материальных запасов — 5%;
- сокращение расходов на материальные ресурсы — 10%;
- сокращение операционных и административных расходов — 10%;
- сокращение сроков исполнения заказов / оказания услуг — 40%;
- снижение себестоимости продукции / услуг — 5%;
- увеличение объема выпускаемой продукции / оказываемых услуг — 20%;
- рост прибыли — 20%;
- ускорение обработки заказов — 50%;
- сокращение дебиторской задолженности — 10%.
Евгений Заика, директор по экономике ООО «МЕТИЗ ИМПЭКС»
В результате проекта:
- автоматизировано 60 рабочих мест;
- внедрена подсистема регламентированного учета;
- внедрена подсистема расчета заработной платы и управления персоналом (включая настройку не типовых начислений — подарки, оплата фитнеса, парковок и т.д.);
- внедрены подсистемы управления закупками, продажами, складом, казначейство;
- настроен монитор целевых показателей для управляющего звена, которые позволяют оперативно отслеживать текущую ситуацию в разрезе показателей продаж;
- упрощена процедура работы отдела продаж — снижен документооборот в системе «1C» в части функционала с заказами клиента и резервированием;
- обеспечен функционал резервирования «под заказ» — настроен функционал обособленных поставок;
- снижена доля ошибок в остатках на складах за счет резервирования «под заказ»;
- настроен функционал ведения история изменений в документах и справочниках — обеспечена возможность возврата к более ранней версии в случае допущения ошибок;
- разработан отчет в виде рабочего места для отделов продаж, позволяющий проводить расширенный анализ статуса обеспечения заказов клиента;
- создан функционал, позволяющий вести учет недополученного от поставщика товара, товара по замене брака, излишков — обеспечена прозрачность в учете TMЦ;
- разработан двухсторонний обмен с системой «1C:ERP» компании «Метиз Производство»;
- настроен мобильный клиент;
- настроена работа программного продукта «Склад 15» компании «Клеверенс» и его интеграция с системой «1C:КА 2»;
- разработано 68 нетиповых печатных форм, разработано 14 управленческих отчетов.