||
Краткое описание

В Самарском национальном исследовательском университете построили единую систему управления доступом пользователей на базе решения «1С:Документооборот» и модуля АИС «ИМЦ Управление университетом» на базе платформы «1С:Предприятие». Решена задача автоматического управления пользовательским доступом сотрудников вуза к функциональности произвольного набора информационных систем на основании кадровых приказов, политики представления доступа и пула занимаемых пользователем должностей. Решение интегрировано с ActiveDirectory и поддерживает централизованное изменение пароля пользователем в разрешенных информационных системах.

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва
Заказчик

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева основан в 1942 г. с целью подготовки инженеров для авиационной промышленности. Университет ведет подготовку специалистов для ракетно-космической, авиационной, радиоэлектронной, металлургической, автомобильной, инфокоммуникационной и других отраслей промышленности по 202 образовательным программам.

1
Цели и задачи

Цели проекта:

  • уменьшить трудозатраты на ручное управление доступом пользователей к информационным системам вуза,
  • освободить наемный персонал оFт обязанностей по настройке прав пользователей, смене пароля.

Задачи проекта:

  • построить единую систему управления доступом пользователей;
  • обеспечить единую связку логин+пароль у каждого пользователя для доступа к информационным системам вуза (не только 1С);
  • обеспечить прозрачную систему разграничения пользовательских прав и доступа к информационным системам, завязанную на штатное расписание вуза.
2
Ситуация до старта проекта

Порядка 3000 сотрудников используют в своей работе широкий пул информационных систем, включая:

  • электронный документооборот;
  • систему управления учебным процессом;
  • библиотечную систему;
  • личный веб-кабинет сотрудника;
  • почтовые и прочие сервисы и системы.

Для доступа в каждую из систем у сотрудника имеется своя уникальная связка логин+пароль. Часто встречаются случаи, когда таких связок на одну систему у одного пользователя несколько (совместители или иная ситуация).  

Любая попытка к изменению прав пользователя приводит к огромным трудозатратам. Вот некоторые из тех действий, которые необходимо было выполнять до реализации проекта:

  • выявить, в какие системы есть доступ;
  • уточнить, в каких системах доступ должен остаться ;
  • из пула связок логин+пароль изменить только те, которыми реально пользуется пользователь;
  • перенастроить права согласно устному описанию пользователем решаемых им задач;
  • придумывать новый пароль (и обычно для каждой системы свой);
  • уведомлять пользователя о доступных ему связках логин+пароль.

Не лишним будет упомянуть, что при таком большом пуле связок логин+пароль, указанные выше действия инициировались не только кадровыми приказами, но и ситуациями, когда пользователь забывал, какая связка к какой системе у него используется.

3
Архитектура решения и масштаб проекта

Единая система управления доступом пользователей построена на базе решения «1С:Документооборот» и модуля АИС «ИМЦ Управление университетом» на базе платформы «1С:Предприятие».

Модуль умеет забирать информацию о пароле с ИС «ЛК Вуз», также забирает из ИС «Парус» сведения о штатном расписании вуза, текущем состоянии сотрудника.

В «1С:Документооборот» разработаны ключевые характеристики группы доступа. С помощью HTTP сервиса произведен экспорт групп доступа и ключевых характеристик в модуль АИС «ИМЦ Управление университетом». С помощью HTTP сервиса произведен импорт пакета сведений о пользователе в модуль АИС «ИМЦ Управление университетом».

Автоматизирован и настроен процесс сопоставления текущего набора пользователей с физическими лицами из ИС «Парус».

Созданы документы: утверждение организационный структуры, штатное расписание, кадровый призыв и настроен маршрут их согласования.

Решение интегрировано с ActiveDirectory и поддерживает централизованное изменение пароля пользователем в разрешенных информационных системах.

Итоговая система осуществляет автоматическое управление пользователями и их ролями в информационных системах, обеспечивающих управление учебным процессом, библиотечную деятельность и собственно электронный документооборот. Открытый API принимает кадровые приказы из сторонней системы кадрового делопроизводства и логика системы самостоятельно отрабатывает их. При этом персональные права учитывают наличие у пользователя нескольких трудовых договоров и кадровых исполнений. Такой подход позволяет отказаться от выдачи пользователям нескольких связок логин+пароль не только для разных систем, но и внутри одной системы.

1C_SamaraUni_Shema.jpg

Схема архитектуры системы

4
Особенности и уникальность проекта

В рамках проекта удалось построить единую систему управления доступом, сократить затраты времени на ручное управление и обеспечить сотрудников вуза более удобными условиями работы.

Сложность проекта заключалась в связке «1С:Документооборот» c ИС «Парус». Алгоритм импорта будет отслеживать только основное исполнение сотрудника в бинарном варианте «работает/не работает». Данную схему стоит воспринимать временным решением, т.к. оно не способно обеспечить достаточно высокий уровень отслеживания кадровых приказов.

«Парус» является поставщиком сведений для модуля «АИС Управление университетом» о кадровых движениях сотрудников. Для этого в «Парусе» был реализован функционал, по передаче приказов по студенческому контингенту. Основные кадровые события, которые необходимо передавать в модуль «АИС Управление университетом»:

  1. Прием сотрудника.
  2. Увольнение сотрудника.
  3. Кадровое перемещение сотрудника.
  4. Временное кадровое перемещение сотрудника.

В процессе разработки необходимо определить список дополнительных кадровых событий, передаваемых в «1С:Документооборот» из ИС «Парус». Возможные дополнительные кадровые события:

  1. Исполнение обязанностей.
  2. Временное исполнение обязанностей.
  3. Отпуск (любой).
  4. Командировка.
  5. Больничный.

Специалистам на этапе внедрения приходилось проводить работы в вечернее время, чтобы не мешать учебному процессу. Помимо всего, этого необходимо было обучить порядка 50 пользователей, подстраиваясь под их расписание. Важными особенностями проекта являются возможности отработки приказов временного исполнения должностей и передача части прав пользователя на конкретного исполнителя. Это позволило обрабатывать приказы по временным должностям непосредственно в «1С:Документооборот» и сразу назначать права пользователей в «1С:Документооборот» с ограничениями по срокам.

5
Результаты проекта

Выросла эффективность работы администраторов

20%
  1. Сократилось время на решение вопроса пользовательского доступа. Часть вопросов решается в момент обращения (смена пароля), часть в момент проведения кадрового приказа. Это особенно важно в случае делегирования обязанностей и/или временной передачи трудовой функции между сотрудниками (исполнение обязанностей на период отпуска/командировки/болезни и т.п.). Из-за большого количества пользователей ранее вопросы по смене пароля занимали 20-30% (зависело от графика сессий) рабочего времени. Сейчас этот показатель удалось снизить до 3-5%.
  2. Удалось переключить администраторов на более серьезные задачи, в том числе, не связанные с работой пользователей. Повысилась эффективность работы на 20%.
  3. У пользователей появилась единая связка логин+пароль, обеспечивающая им доступ к необходимому пулу информационных систем и их функциональных возможностей, согласно занимаемым штатным должностям.
  4. Появилась прозрачность в определении прав как конкретного пользователя, так и функциональной группы пользователей. Например, теперь с уверенностью в 100% можно говорить, что у всех сотрудников кафедр, отвечающих за готовность рабочих программ дисциплин, всегда будет один и тот же функционал.
Версия для печати
Вход для
партнеров
РАБОЧИХ МЕСТ
500
ИМЦ
Платформа
1С:Предприятие 8 КОРП
Январь 2022 —
Приволжский федеральный округ РФ
Эксперты фирмы «1С» и партнеров будут рады дать вам консультацию.
Задать вопрос по кейсу

БАЗЫ ЗНАНИЙ "ПРОФКЕЙС"

Отзывы заказчиков
заместитель начальника отдела управления информатизации и телекоммуникаций Самарского национального исследовательского университета имени академика С. П. Королёва
Герман Юрьевич Тихонов
Благодаря внедрению «1С:Документооборот» и модулю одуля АИС «ИМЦ Управление университетом» удалось сократить трудозатраты персонала, обслуживающего наши информационные системы. Также улучшилось качество систем для студентов, тем самым повысилось качество образовательных услуг.
Новости
05 апреля 2024
На Едином онлайн-семинаре 1С более 51 500 слушателей узнали о новшествах учета, налогообложения и автоматизации

3 апреля состоялся Единый онлайн-семинар 1С. К интернет-трансляции подключились более 51 500 бухгалтеров, руководителей и ИТ-специалистов по всей стране. В каждом из 10 часовых поясов Единый семинар стартовал в 10:00 по местному времени. Разработчики и методисты фирмы «1С» рассказали об актуальных изменениях законодательства, о новых возможностях программ и сервисов 1С. В ходе мероприятия слушателей в онлайн-режиме консультировали специалисты 329 партнеров – 1С:Франчайзи.

03 апреля 2024
Профкейс: создан чек-лист проверки качества составления плана-графика проекта

Чек-лист размещен в базе знаний «Методические материалы для РП и аналитиков» раздел «Бюджет проекта и тендеры»