Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат построил автоматизированную систему хранения и обработки данных и цифровизовал бизнес-процессы на базе решения «1С:ERP Управление предприятием 2» и модуля «1С:Молокозавод. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2». Проект стал масштабной работой по внедрению функционала основных бизнес-процессов и формированию IT-инфраструктуры завода. Внедрение охватило все области деятельности предприятия и проходило в крайне сжатые сроки — в течение 7 месяцев. В результате на 10% сократились трудозатраты в подразделениях, на 15% быстрее формируется управленческая отчетность, на столько же снизились производственные издержки. Сроки исполнения заказов уменьшились на 10%, а обработка заказов ускорилась на 20%.
АО «Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат», входящий в состав АО «Холдинговая компания «Ак Барс» — один из лидеров пищевой промышленности в Татарстане. Мощности производства позволяют перерабатывать до 400 тонн молока, это составляет 20% от суточного объема сырья, произведенного в республике . Выпускает более 80 наименований продукции, среднее количество отгрузок в сутки — более 2500 поставок в регионы Татарстана и за его пределы.
Цели проекта:
- создать единое информационное пространство для отражения и усовершенствования текущих бизнес-процессов, поддержки принятия управленческих решений;
- построить единую учетно-управленческую информационную систему, способную эффективно поддерживать деятельность компании в течение ближайших 5 лет.
Задачи проекта:
- перейти на современную информационную систему, соответствующую требованиям и потребностям компании;
- повысить качество планирования ресурсами предприятия, в том числе: управление запасами ТМЦ, управление запасами готовой продукции с учетом объемов выпущенной продукции заводов и перемещений между территориально удаленными распределительными центрами и складами;
- автоматизировать процессы продаж с оперативным перемещением готовой продукции по складам распределительных центров;
- обеспечить ведение в системе полноценного бухгалтерского и налогового учета с автоматическим формированием регламентированных отчетов;
- максимально сохранить удобство работы пользователей, оптимизировать существующие рабочие места и унифицировать печатные формы и отчеты всех подразделений завода.
До начала проекта в качестве автоматизированной системы хранения и обработки данных использовались система «1С:Управление производственным предприятием» с модулем «1С:Предприятие 8. Молокозавод ред. 1.3». Автоматизированная система была развернута в режиме MSSQL. Все процессы — от закупки сырья до формирования финансового результата завода — с 2013 года регистрировались в «1С:Предприятие 8. Молокозавод ред. 1.3». Среднее количество хозяйственных операций на момент внедрения составляло 78 980 документов в месяц.
В «1С:Предприятие 8. Молокозавод ред. 1.3» отсутствовали процессы управления качеством (лабораторный анализ, учет жиро-белкового баланса), а также расчет использованного молочного сырья на продукцию исходя из фактического показателя массовой доли жира и массовой доли белка выпущенной продукции.
Основная проблема состояла в наличии большого количества ошибок по блокировкам при проведении документа «Реализация товаров и услуг».
Особенностью процессов на производственных площадках завода является многопредельное производство с переработкой полуфабрикатов и возвратных отходов, используется система аналогов по ресурсным спецификациям, распределение вспомогательных материалов на объем выпуска продукции. Завод использует давальческую схему документооборота: принимает на переработку сырье от клиента и выпускает несколько видов продукции, используя побочную продукцию полученной из сырья клиента.
На распределительных центрах и складах подразделений завода отсутствовала информация по фактическим остаткам в связи с наличием перемещением на удаленные склады и отгрузкой готовой продукции текущего дня, не все движения готовой продукции своевременно регистрировались в «1С:Предприятие 8. Молокозавод ред. 1.3» ввиду значительного документооборота на заводе.
Все клиенты завода условно группировались по следующим категориям:
- торговые сети (средние и крупные локальные и федеральные торговые сети);
- бюджетные организации;
- мелкооптовые клиенты.
Прием заказов клиентов проводился операторами в «1С:Предприятие 8. Молокозавод ред. 1.3»:
- по телефону от торговых представителей или клиентов;
- по электронной почте;
- через систему EDI (загрузка заказов от сетей);
- через сайт Exite в формате excel;
- через загрузку файла формата .rtf ;
- через загрузку заказов из файла Excel (с контролем условий поставки).
В «1С:Предприятие 8. Молокозавод ред. 1.3» использовалось большое количество видов цен, акции и скидки оформлялись как новый вид цены. Продажа готовой продукции, в зависимости от клиента, производилась в разных тароупаковках.
Единая учетно-управленческая информационная система построена на базе решения «1С:ERP Управление предприятием 2» и модуля «1С:Молокозавод. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2».
Внедрение охватило все области деятельности предприятия. В первую очередь были запущены основные подсистемы:
- Закупка сырья.
- Управление качеством.
- Производство.
- Финансы.
- Кадры.
- Учет заработной платы.
Подсистемы «Продажи», «Склады» были запущены второй очередью в связи с большим объемом доработок по созданию рабочих мест. При этом «Продажи» были запущены без остановки приема молока, производства и отгрузок завода (заявки клиентов были приняты и обработаны).
Важной частью проекта было внедрение модуля «1С:Молокозавод. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2». Это позволило получить данные по использованному молочному сырью на производство готовой продукции, исходя из фактического показателя массовой доли жира и массовой доли белка выпущенной продукции.
Выпуск готовой продукции и перемещения на склады готовой продукции передаются в модуль «1С:Молокозавод. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2» автоматически через терминал сбора данных. Мастера смены сканируют штрих-коды выпущенной продукции, через ПО «Клеверенс» данные поступают в оперативный учет производства.
В связи с тем, что распределительные центры и склады территориально удаленны, организована ордерная схема учета на материальных складах, что дает возможность отражать остатки материалов в реальном времени.
По регламентированному учету в «1С:ERP Управление предприятием 2» все производственные операции по выпуску продукции, перемещениям и списанию в цехах выгружаются из отраслевого модуля «1С:Молокозавод. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2». По всем статьям расходов настроено распределение: для производственных затрат — по спецификациям, по заработной плате основного производства и общехозяйственным расходам, по плановой заработной плате в разрезе каждой продукции; для топливно-энергетических ресурсов — по фактической стоимости затрат на материалы и заработной платы. Организован учет работ по вспомогательным подразделениям и последующем распределением этих работ на основное производство и на реализацию.
В рамках внедрения подсистемы «Учет заработной платы реализован» расчет по водителям автоколонны, оплата ремонта, дополнительные виды времени для них, договоры гражданско-правого характера. Реализованы начисления и автоматический расчет заработной платы, несколько сложных графиков работ: сменная работа, ночные, сверхурочные. Реализованы два вида расчета заработной платы, 20 видов доплат и премий. Произведен расчет заработной платы на более чем 1000 человек за январь 2019 года.
Функционал «1С:ERP Управление предприятием 2» был доработан по подсистемам «Продажи», «Логистика» и «Склады» в связи со спецификой процессов на предприятии. Основная сложность процессов на заводе связана с оперативным перемещением готовой продукции на распределительные центры с целью обеспечения заказов клиентов. На заводе реализован механизм распределения серий выпущенной продукции, который учитывает потребности заказов клиентов с учетом текущих остатков по производственным площадкам и складам готовой продукции, а также условия отгрузок по датам маркировки и маршрутам. Заказы клиентов принимаются ежедневно до 16 часов и отгружаются до 6 утра дня доставки клиентов.
С целью оперативной обработки данных в «1С:ERP Управление предприятием 2» были разработаны рабочие места операторов и диспетчеров:
- Рабочее место по приему заявок.
- Распоряжение на отгрузку по датам.
- Рабочее место диспетчера (распределение продукции для отгрузки, формирование отгрузочных документов).
- Анализ загрузки маршрутов доставки.
Количество автоматизированных рабочих мест: 150.
Схема архитектуры системы
Проект стал масштабной работой по внедрению функционала основных бизнес-процессов и формированию IT-инфраструктуры всех подразделений завода. Внедрение «1С:ERP Управление предприятием 2» затронуло все подразделения заводов и управление, начиная от приемки сырья завода и заканчивая экономическим отделом завода. В процессе внедрения участвовали следующие подразделения:
Топ-менеджмент управления АО «Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат».
- Бухгалтерия, в т.ч. расчетчики заработной платы.
- Экономисты.
- Маркетологи.
- Отделы продаж: тендерный, сетевой, розничный.
- Отдел закупок.
- Склады.
- Логистика.
- Производство.
- Лаборатория.
- Кадры.
В соответствии с целями АО «Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат» по лидерству в отрасли необходимо было внедрить единую информационную систему на всех производственных площадках в крайне сжатые сроки в течение 6-7 месяцев.
Задача была успешно выполнена с активным участием модераторов по подсистемам со стороны заказчика и активными пользователями. За 7 месяцев система была внедрена на трех производственных площадках завода и трех распределительных центрах в следующих структурных подразделениях завода:
- Зеленодольский молочный завод,
- Буинский молочный завод,
- Чистопольский молочный завод,
- РЦ г.Чистополь,
- РЦ Бело-Безводное,
- РЦ Закамье.
Для обеспечения качественного и быстрого внедрения «1С:ERP Управление предприятием 2» на заводе была использована проектная технология по стандарту PMI PMBOK.
Сократились трудозатраты в подразделениях
Ускорилось формирование отчетности
Снизились производственные издержки
Ускорилась обработка заказов
В срок 7 месяцев внедрена единая информационная система на базе «1С:ERP Управление предприятием 2» на 3 производственных площадках завода и 3 распределительных центрах с унификацией хозяйственных операций и оформления документов.
В подсистеме молочного производства: разработаны отчет «Обороты молока» и «Отчет сверки документов регламентированного и отраслевого учета». Доработан функционал по созданию сводного счета-фактуры по поступлению молока от сдатчиков доработан функционал обработчика создания серий для готовой продукции в документах «Выпуск готовой продукции», «Перемещение сырья и готовой продукции». Доработан функционал по созданию регистра сведений соответствия упаковки ресурсной спецификации, заполнение документа «Выпуска готовой продукции». Разработан функционал «Подбора аналога материала» в документах «Выпуск готовой продукции», «Этап производства» с возможность выбора документа «Разрешение на замену материала». Доработан функционал по созданию документов «Перемещение сырья и готовой продукции в производстве» в отраслевом модуле на основании «Перемещения товаров» регламентированного учета для закупки прочих материалов.
В подсистеме «Управление качеством»: доработан функционал заполнения средних показателей лабораторных анализов в документах «Выпуск готовой продукции» и «Перемещение сырья и готовой продукции». Доработан функционал рабочего места лаборанта и приемщика сырья. Создан обработчик для генерации «Кода пробы» в документе «Распоряжение на проведение лабораторного анализа».
В подсистеме «Продажи» автоматизированы новые рабочие места: «Прием заказов», «Прием заказа по централизованным закупкам», «Распределение по маршрутам», реализован функционал по формированию и печати отгрузочных форм согласно настройкам клиента.
Для распределительных центров автоматизированы новые рабочие места: «Диспетчеры (операторы склада)», «Передача смены склада» по аналогии с «1С:Предприятие 8. Молокозавод ред. 1.3», реализован функционал по созданию «Заказов на перемещение по потребностям» и «Распоряжений на отгрузку по датам», функционал «Распределение серий для удаленных складов» с учетом заказов на перемещение, фактических перемещений по распределительным центрам завода.
В подсистеме «Финансы» разработаны обработки по загрузке/выгрузке платежных документов банка с возможностью заполнения данных по клиентам, договорам.
Настроены права доступа, позволяющие обеспечить доступ к документам в соответствии с должностными обязанностями каждого конкретного сотрудника различными уровнями доступа к информации.
Проведены консалтинговые работы, разработаны и внедрены новые методологии бухгалтерского, налогового и управленческого учета.
Унифицированы существующе отчеты и печатные формы. В результате внедрения информационной системы количество используемых отчетов и печатных форм сократилось с 204 до 176.
В системе появилась возможность посмотреть расшифровки отчетов вплоть до документа.
Экономический эффект от внедрения:
- на 10% сократились трудозатраты в подразделениях,
- на 15% быстрее формируется управленческая отчетность,
- на 10% быстрее формируется регламентированная отчетность,
- на 15% снизились производственные издержки,
- на 10% уменьшились операционные и административные расходы,
- на 10% выросла оборачиваемость складских запасов,
- на 10% сократились сроки исполнения заказов / оказания услуг,
- на 20% ускорилась обработка заказов,
- на 5% снизился производственный брак.