||
Краткое описание

Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат построил автоматизированную систему хранения и обработки данных и цифровизовал бизнес-процессы на базе решения «1С:ERP Управление предприятием 2» и модуля «1С:Молокозавод. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2». Проект стал масштабной работой по внедрению функционала основных бизнес-процессов и формированию IT-инфраструктуры завода. Внедрение охватило все области деятельности предприятия и проходило в крайне сжатые сроки — в течение 7 месяцев. В результате на 10% сократились трудозатраты в подразделениях, на 15% быстрее формируется управленческая отчетность, на столько же снизились производственные издержки. Сроки исполнения заказов уменьшились на 10%, а обработка заказов ускорилась на 20%. 

АО «Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат»
Заказчик

АО «Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат», входящий в состав АО «Холдинговая компания «Ак Барс» — один из лидеров пищевой промышленности в Татарстане.  Мощности производства позволяют перерабатывать до 400 тонн молока, это составляет 20% от суточного объема сырья, произведенного в республике . Выпускает более 80 наименований продукции, среднее количество отгрузок в сутки — более 2500 поставок в регионы Татарстана и за его пределы. 

1
Цели и задачи

Цели проекта:

  • создать единое информационное пространство для отражения и усовершенствования текущих бизнес-процессов, поддержки принятия управленческих решений;
  • построить единую учетно-управленческую информационную систему, способную эффективно поддерживать деятельность компании в течение ближайших 5 лет.

Задачи проекта:

  • перейти на современную информационную систему, соответствующую требованиям и потребностям компании;
  • повысить качество планирования ресурсами предприятия, в том числе: управление запасами ТМЦ, управление запасами готовой продукции с учетом объемов выпущенной продукции заводов и перемещений между территориально удаленными распределительными центрами и складами;
  • автоматизировать процессы продаж с оперативным перемещением готовой продукции по складам распределительных центров;
  • обеспечить ведение в системе полноценного бухгалтерского и налогового учета с автоматическим формированием регламентированных отчетов;
  • максимально сохранить удобство работы пользователей, оптимизировать существующие рабочие места и унифицировать печатные формы и отчеты всех подразделений завода.
2
Ситуация до старта проекта

До начала проекта в качестве автоматизированной системы хранения и обработки данных использовались система «1С:Управление производственным предприятием» с модулем «1С:Предприятие 8. Молокозавод ред. 1.3». Автоматизированная система была развернута в режиме MSSQL. Все процессы — от закупки сырья до формирования финансового результата завода — с 2013 года регистрировались в «1С:Предприятие 8. Молокозавод ред. 1.3». Среднее количество хозяйственных операций на момент внедрения составляло 78 980 документов в месяц.

В «1С:Предприятие 8. Молокозавод ред. 1.3» отсутствовали процессы управления качеством (лабораторный анализ, учет жиро-белкового баланса), а также расчет использованного молочного сырья на продукцию исходя из фактического показателя массовой доли жира и массовой доли белка выпущенной продукции.

Основная проблема состояла в наличии большого количества ошибок по блокировкам при проведении документа «Реализация товаров и услуг».

Особенностью процессов на производственных площадках завода является многопредельное производство с переработкой полуфабрикатов и возвратных отходов, используется система аналогов по ресурсным спецификациям, распределение вспомогательных материалов на объем выпуска продукции. Завод использует давальческую схему документооборота: принимает на переработку сырье от клиента и выпускает несколько видов продукции, используя побочную продукцию полученной из сырья клиента.

На распределительных центрах и складах подразделений завода отсутствовала информация по фактическим остаткам в связи с наличием перемещением на удаленные склады и отгрузкой готовой продукции текущего дня, не все движения готовой продукции своевременно регистрировались в «1С:Предприятие 8. Молокозавод ред. 1.3» ввиду значительного документооборота на заводе.

Все клиенты завода условно группировались по следующим категориям:

  • торговые сети (средние и крупные локальные и федеральные торговые сети);
  • бюджетные организации;
  • мелкооптовые клиенты.

Прием заказов клиентов проводился операторами в «1С:Предприятие 8. Молокозавод ред. 1.3»:

  • по телефону от торговых представителей или клиентов;
  • по электронной почте;
  • через систему EDI (загрузка заказов от сетей);
  • через сайт Exite в формате excel;
  • через загрузку файла формата .rtf ;
  • через загрузку заказов из файла Excel (с контролем условий поставки).

В «1С:Предприятие 8. Молокозавод ред. 1.3» использовалось большое количество видов цен, акции и скидки оформлялись как новый вид цены. Продажа готовой продукции, в зависимости от клиента, производилась в разных тароупаковках.

3
Архитектура решения и масштаб проекта

Единая учетно-управленческая информационная система построена на базе решения «1С:ERP Управление предприятием 2» и модуля «1С:Молокозавод. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2».

Внедрение охватило все области деятельности предприятия. В первую очередь были запущены основные подсистемы:

  1. Закупка сырья.
  2. Управление качеством.
  3. Производство.
  4. Финансы.
  5. Кадры.
  6. Учет заработной платы.

Подсистемы «Продажи», «Склады» были запущены второй очередью в связи с большим объемом доработок по созданию рабочих мест. При этом «Продажи» были запущены без остановки приема молока, производства и отгрузок завода (заявки клиентов были приняты и обработаны).

Важной частью проекта было внедрение модуля «1С:Молокозавод. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2». Это позволило получить данные по использованному молочному сырью на производство готовой продукции, исходя из фактического показателя массовой доли жира и массовой доли белка выпущенной продукции.

Выпуск готовой продукции и перемещения на склады готовой продукции передаются в модуль «1С:Молокозавод. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2» автоматически через терминал сбора данных. Мастера смены сканируют штрих-коды выпущенной продукции, через ПО «Клеверенс» данные поступают в оперативный учет производства.

В связи с тем, что распределительные центры и склады территориально удаленны, организована ордерная схема учета на материальных складах, что дает возможность отражать остатки материалов в реальном времени.

По регламентированному учету в «1С:ERP Управление предприятием 2» все производственные операции по выпуску продукции, перемещениям и списанию в цехах выгружаются из отраслевого модуля «1С:Молокозавод. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2». По всем статьям расходов настроено распределение: для производственных затрат — по спецификациям, по заработной плате основного производства и общехозяйственным расходам, по плановой заработной плате в разрезе каждой продукции; для топливно-энергетических ресурсов — по фактической стоимости затрат на материалы и заработной платы. Организован учет работ по вспомогательным подразделениям и последующем распределением этих работ на основное производство и на реализацию.

В рамках внедрения подсистемы «Учет заработной платы реализован» расчет по водителям автоколонны, оплата ремонта, дополнительные виды времени для них, договоры гражданско-правого характера. Реализованы начисления и автоматический расчет заработной платы, несколько сложных графиков работ: сменная работа, ночные, сверхурочные. Реализованы два вида расчета заработной платы, 20 видов доплат и премий. Произведен расчет заработной платы на более чем 1000 человек за январь 2019 года.

Функционал «1С:ERP Управление предприятием 2» был доработан по подсистемам «Продажи», «Логистика» и «Склады» в связи со спецификой процессов на предприятии. Основная сложность процессов на заводе связана с оперативным перемещением готовой продукции на распределительные центры с целью обеспечения заказов клиентов. На заводе реализован механизм распределения серий выпущенной продукции, который учитывает потребности заказов клиентов с учетом текущих остатков по производственным площадкам и складам готовой продукции, а также условия отгрузок по датам маркировки и маршрутам. Заказы клиентов принимаются ежедневно до 16 часов и отгружаются до 6 утра дня доставки клиентов.

С целью оперативной обработки данных в «1С:ERP Управление предприятием 2» были разработаны рабочие места операторов и диспетчеров:

  1. Рабочее место по приему заявок.
  2. Распоряжение на отгрузку по датам.
  3. Рабочее место диспетчера (распределение продукции для отгрузки, формирование отгрузочных документов).
  4. Анализ загрузки маршрутов доставки.

Количество автоматизированных рабочих мест: 150.

ZelMolKom_Shema.jpg

Схема архитектуры системы

4
Особенности и уникальность проекта

Проект стал масштабной работой по внедрению функционала основных бизнес-процессов и формированию IT-инфраструктуры всех подразделений завода. Внедрение «1С:ERP Управление предприятием 2» затронуло все подразделения заводов и управление, начиная от приемки сырья завода и заканчивая экономическим отделом завода. В процессе внедрения участвовали следующие подразделения:

Топ-менеджмент управления АО «Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат».

  1. Бухгалтерия, в т.ч. расчетчики заработной платы.
  2. Экономисты.
  3. Маркетологи.
  4. Отделы продаж: тендерный, сетевой, розничный.
  5. Отдел закупок.
  6. Склады.
  7. Логистика.
  8. Производство.
  9. Лаборатория.
  10. Кадры.

В соответствии с целями АО «Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат» по лидерству в отрасли необходимо было внедрить единую информационную систему на всех производственных площадках в крайне сжатые сроки в течение 6-7 месяцев.

Задача была успешно выполнена с активным участием модераторов по подсистемам со стороны заказчика и активными пользователями. За 7 месяцев система была внедрена на трех производственных площадках завода и трех распределительных центрах в следующих структурных подразделениях завода:

  • Зеленодольский молочный завод,
  • Буинский молочный завод,
  • Чистопольский молочный завод,
  • РЦ г.Чистополь,
  • РЦ Бело-Безводное,
  • РЦ Закамье.

Для обеспечения качественного и быстрого внедрения «1С:ERP Управление предприятием 2» на заводе была использована проектная технология по стандарту PMI PMBOK.

5
Результаты проекта

Сократились трудозатраты в подразделениях

10%

Ускорилось формирование отчетности

15%

Снизились производственные издержки

15%

Ускорилась обработка заказов

20%

В срок 7 месяцев внедрена единая информационная система на базе «1С:ERP Управление предприятием 2» на 3 производственных площадках завода и 3 распределительных центрах с унификацией хозяйственных операций и оформления документов.

В подсистеме молочного производства: разработаны отчет «Обороты молока» и «Отчет сверки документов регламентированного и отраслевого учета». Доработан функционал по созданию сводного счета-фактуры по поступлению молока от сдатчиков доработан функционал обработчика создания серий для готовой продукции в документах «Выпуск готовой продукции», «Перемещение сырья и готовой продукции». Доработан функционал по созданию регистра сведений соответствия упаковки ресурсной спецификации, заполнение документа «Выпуска готовой продукции». Разработан функционал «Подбора аналога материала» в документах «Выпуск готовой продукции», «Этап производства» с возможность выбора документа «Разрешение на замену материала». Доработан функционал по созданию документов «Перемещение сырья и готовой продукции в производстве» в отраслевом модуле на основании «Перемещения товаров» регламентированного учета для закупки прочих материалов.

В подсистеме «Управление качеством»: доработан функционал заполнения средних показателей лабораторных анализов в документах «Выпуск готовой продукции» и «Перемещение сырья и готовой продукции». Доработан функционал рабочего места лаборанта и приемщика сырья. Создан обработчик для генерации «Кода пробы» в документе «Распоряжение на проведение лабораторного анализа».

В подсистеме «Продажи» автоматизированы новые рабочие места: «Прием заказов», «Прием заказа по централизованным закупкам», «Распределение по маршрутам», реализован функционал по формированию и печати отгрузочных форм согласно настройкам клиента.

Для распределительных центров автоматизированы новые рабочие места: «Диспетчеры (операторы склада)», «Передача смены склада» по аналогии с «1С:Предприятие 8. Молокозавод ред. 1.3», реализован функционал по созданию «Заказов на перемещение по потребностям» и «Распоряжений на отгрузку по датам», функционал «Распределение серий для удаленных складов» с учетом заказов на перемещение, фактических перемещений по распределительным центрам завода.

В подсистеме «Финансы» разработаны обработки по загрузке/выгрузке платежных документов банка с возможностью заполнения данных по клиентам, договорам.

Настроены права доступа, позволяющие обеспечить доступ к документам в соответствии с должностными обязанностями каждого конкретного сотрудника различными уровнями доступа к информации.

Проведены консалтинговые работы, разработаны и внедрены новые методологии бухгалтерского, налогового и управленческого учета.

Унифицированы существующе отчеты и печатные формы. В результате внедрения информационной системы количество используемых отчетов и печатных форм сократилось с 204 до 176.

В системе появилась возможность посмотреть расшифровки отчетов вплоть до документа.

Экономический эффект от внедрения:

  • на 10% сократились трудозатраты в подразделениях,
  • на 15% быстрее формируется управленческая отчетность,
  • на 10% быстрее формируется регламентированная отчетность,
  • на 15% снизились производственные издержки,
  • на 10% уменьшились операционные и административные расходы,
  • на 10% выросла оборачиваемость складских запасов,
  • на 10% сократились сроки исполнения заказов / оказания услуг,
  • на 20% ускорилась обработка заказов,
  • на 5% снизился производственный брак.
Версия для печати
Вход для
партнеров
Эксперты фирмы «1С» и партнеров будут рады дать вам консультацию.
Задать вопрос по кейсу

БАЗЫ ЗНАНИЙ "ПРОФКЕЙС"

Публикации,
связанные
с проектом
Новости
05 апреля 2024
На Едином онлайн-семинаре 1С более 51 500 слушателей узнали о новшествах учета, налогообложения и автоматизации

3 апреля состоялся Единый онлайн-семинар 1С. К интернет-трансляции подключились более 51 500 бухгалтеров, руководителей и ИТ-специалистов по всей стране. В каждом из 10 часовых поясов Единый семинар стартовал в 10:00 по местному времени. Разработчики и методисты фирмы «1С» рассказали об актуальных изменениях законодательства, о новых возможностях программ и сервисов 1С. В ходе мероприятия слушателей в онлайн-режиме консультировали специалисты 329 партнеров – 1С:Франчайзи.

03 апреля 2024
Профкейс: создан чек-лист проверки качества составления плана-графика проекта

Чек-лист размещен в базе знаний «Методические материалы для РП и аналитиков» раздел «Бюджет проекта и тендеры»