В Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова — филиале ПАО «Туполев» автоматизировали оперативный учет с помощью решения «1С:ERP Управление предприятием». В результате проекта существенно уменьшилось время согласования договорных, финансовых документов на 50%. Заказы обрабатываются на 5% быстрее. Повысилась эффективность работы подразделений. При этом не нарушилась работа наследуемой системы.
Казанский авиационный завод имени С. П. Горбунова (филиал ПАО «Туполев») — одно из крупнейших предприятий авиационной промышленности РФ, основанное в 1932 году. Производит военные и гражданские самолеты, а также товары народного потребления.
Цель проекта — обеспечить необходимые условия для улучшения качества управления предприятием:
- увеличить полноту отражения данных в оперативном учете,
- повысить оперативность и гибкость обработки данных за счет использования современной информационной системы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- автоматизировать контроль использования средств целевого финансирования;
- автоматизировать оперативный учет договоров и связанный с ним финансовый учет в системе;
- реализовать электронное согласование закупок;
- реализовать электронное согласование договоров и казначейских операций.
На начальном этапе реализации стратегии цифровой трансформации предприятия было решено оптимизировать процессы оперативного учета, обеспечив их выполнение в соответствии с 275-ФЗ и 223-ФЗ. С этой целью было принято решение постепенного перехода с системы, много лет эксплуатируемой на заводе и обеспечивающей в основном автоматизируемый учет финансовых подразделений, на современное решение «1С:ERP Управление предприятием» с расширением автоматизации процессов.
Выбор решения был обусловлен несколькими причинами: достаточно широким использованием «1С:ERP Управление предприятием» на родственных предприятиях, покрывающим в единой автоматизированной системе потребности всех подразделений, а также ранее выполненным проектом по автоматизации процессов заработной платы и управления персоналом на базе «1С:Зарплата и Управление Персоналом 8 КОРП», что позволило уже иметь своих специалистов 1С в ИТ-службе предприятия и продолжать выстраивать сквозные процессы на одной платформе «1С:ERP Управление предприятием».
Система автоматизации оперативного учета построена на базе решения «1С:ERP Управление предприятием».
Автоматизированы следующие процессы:
- Формирование и согласование заявок на закупку:
- согласование заявок на закупку;
- формирование печатной формы «Обоснование выбора поставщика»;
- фиксация отклонений при приемке мерных товаров относительно заказов в количественном соотношение.
- Согласование договоров:
- согласование договоров;
- блокировка возможности корректировки договора в зависимости от статуса;
- создание дополнительных необходимых аналитик договоров;
- фиксация связи основного договора и его дополнительных соглашений с возможностью быстрого перехода из одного в другое;
- хранение перечня лицензий со сроками их действия;
- информирование инициатора заключения договора за 30 и 60 дней до срока завершения его действия;
- автоматизация шаблонов наименования договора.
- Казначейство:
- реализованы аналитики в заявке на расходование денежных средств: статья расходов, вид платежа, код платежа, КБК, ЕКБС, машина, заказ, номер и дата счета на оплату, примечание, основание бюджета;
- контроль платежей по статусу контрагента и сроку действия договора;
- формирование реестра платежей отдельно по прямым и косвенным расходам;
- формирование рeестра платежей как отдельного документа, его согласование, выгрузка как самого реестра, так и вложений всех входящих в него заявок на расходование ДС;
- работа с лимитами в разрезе государственных контрактов, машин, производственных заказов, ЦФО, статей ДДС и ШПЗ на месяц;
- учет платежей и поступлений в разрезе документов расчетов, договоров, дополнительных соглашений, спецификаций и производственной аналитики (статья бюджета, код платежа, ШПЗ, КБК, ЕКБС);
- формирование отчета «Реестр оплаченных и неоплаченных заявок на расходование денежных средств»;
- формирование отчета «Список реестров платежей».
Архитектура интеграции систем
Вариант работы: Клиент-серверный (сервер базы данных: MS SQL Server).
Общее число автоматизированных рабочих мест: 1000.
Количество:
- справочников: 169;
- видов документов: 71;
- регистров сведений: 38;
- регистров накопления: 19;
- очетов: 23;
Количество вводимых документов в день: 140.
Объем информационной базы (Мб) : 17000 Мб.
Важным требованием к внедряемой системе была реализация интеграции с наследуемой системой. Поскольку в проект вошли лишь процессы оперативного учета, необходимо было обеспечить функционирование бухгалтерского учета в наследуемой системе без двойного ввода данных пользователями.
При реализации интеграции с наследуемой системой возникла сложность по реализации функционала на стороне наследуемой системы. Ресурсы специалистов заказчика были ограничены, а подрядчик, сопровождающий систему, был загружен большим объемом других работ. Исходя из ограниченности ресурсов заказчика, работы по интеграции были сначала перенесены на период ОПЭ, а затем и в целом остановлены работы по проекту в августе 2021 года.
В декабре 2021 года заказчик скомплектовал новую ИТ0команду, которая, кроме работы с 1С взяла, на себя реализацию интеграции. С участием новой команды были пересмотрены требования к запуску функционала в ОПЭ и ПЭ. Работы возобновлены в январе 2022 года и успешны завершены в августе 2022 года, независимо от переноса сроков реализации проекта без отклонения по бюджету.
Ускорение обработки заказов
Сокращение трудозатрат
В результате проекта существенно уменьшилось время согласования договорных, финансовых документов. Повысилась эффективность работы подразделений. При этом не нарушилась работа наследуемой системы. Дальнейшие планы по развитию — автоматизация регламентированного учета в «1С:ERP Управление предприятием». Полный отказ от наследуемой системы.
Достигнутый экономический эффект от внедрения:
- сокращение трудозатрат в подразделениях: 50%
- ускорение получения управленческой отчетности: 10%
- ускорение обработки заказов: 5%