||
Краткое описание

В компании «Севернефтегазпром» построили корпоративную информационно-управляющую систему на базе «1С:ERP Управление предприятием» и «1С:Документооборот». В результате проекта создано единое информационное пространство. Выполнена полная автоматизация, системная интеграция и регламентация управленческих процессов для систем управления, включенных в объем внедрения. Повысилась прозрачность учета, планирования и использования материальных ресурсов за счет внедрения сквозной аналитики. 

ОАО «Севернефтегазпром»
Заказчик

ОАО «Севернефтегазпром» — одно из крупнейших газодобывающих предприятий, входящих в группу «Газпром». Основными направлениями деятельности являются добыча, сбор, подготовка к транспорту и реализация природного газа, проведение поисковых и геологоразведочных работ, деятельность заказчика-застройщика.

1
Цели и задачи

Бизнес-цели проекта:

  1. Сформировать единое информационное пространство.
  2. Эффективно структурировать существующую систему управления.
  3. Улучшить основные показатели деятельности.
  4. Повысить оперативность и достоверность данных о совершаемой деятельности.
  5. Обеспечить своевременное получение отчетности.
  6. Улучшить эффективность управления.
  7. Повысить эффективность центральных бизнес-процессов компании.

Задачи проекта:

  1. Автоматизировать и интегрировать бизнес-процессы ОАО «Севернефтегазпром», включаемые в состав всех функциональных систем управления, на базе программного комплекса, состоящего из следующих программных продуктов:
  • «1С:ERP Управление предприятием»;
  • «1С:Документооборот».
  1. Перейти на современный, комплексный программный продукт, обеспечивающий единый массив плановой и фактической информации с применением единой нормативно-справочной информации:
  • обеспечить процессы планирования и формирования основного массива фактических/учетных данных в одном программном продукте;
  • обеспечить высокую интеграцию, оперативность обработки данных;
  • снизить риски ошибок передачи данных;
  • обеспечить доступность, понятность и адаптивность интерфейсов 1С.
  1. Создать методологию функциональных систем ОАО «Севернефтегазпром» в части их основных компонентов: формы и документы, нормативно-справочная информация, целевые алгоритмы и процессы.
  2. Обеспечить документальное оформление, совершенствование методологических документов функциональных систем управления, стандартизировать их содержание и подходы к описанию.
  3. Соовершенствовать отдельные функциональные области путем повышения автоматизации и интеграции в единое информационное пространство ОАО «Севернефтегазпром».
  4. Создать методологическую и техническую основу для осуществления обмена данными между программным обеспечением, входящим в состав корпоративной информационно-управляющей системы ОАО «Севернефтегазпром» (КИУС), и программным обеспечением других информационных баз, в соответствии с техническим заданием.
2
Ситуация до старта проекта

В компании активно применяются информационные технологии в области организации управления.

ИТ-архитектура компании исторически основывалась на базе программных продуктов фирмы «1С». На момент начала проекта в ОАО «Севернефтегазпром» использовались устаревшие программные продукты:

  • «1С:Управление производственным предприятием» (УПП);
  • «1С:Документооборот 1.3»;
  • «1С:МТО Материально-техническое обеспечение»;
  • «1С:Управление автотранспортом»;
  • IBM:Cognos;
  • БИТ Финанс.

Проблемы до старта проекта:

  1. Применение в работе снимаемых с поддержки программных решений 1С.
  2. Развитие действующей информационно-управляющей системы (ИУС) происходило разрозненно, согласно требованиям отдельных владельцев, и в результате ИУС представляла собой отдельные решения, которые не имели достаточных интеграционных связей между собой и не позволяли обеспечить оперативность обработки данных и их сопоставимость.
  3. Недостаточное покрытие функций управления информационными технологиями в соответствии с требованиями менеджмента.
  4. Недостаточная интеграция процессов управления различных функциональных систем управления в используемых программных решениях.
  5. Регламентация процессов в используемых программных решениях не покрывала требования локальных нормативных актов компании.
  6. Наличие дублированной и противоречивой информации в системе.
  7. Отсутствие возможности для обеспечения менеджмента компании в режиме реального времени информацией для принятия решений и инструментами анализа данных и их визуализации.

Для определения путей решения проблем была разработана и утверждена концепция совершенствования и интеграции информационно-управляющих систем (ИУС), которая стала основанием для старта проекта. Концепция содержала детальный комплекс мер по переходу от базовой архитектуры к целевой архитектуре предприятия.

3
Архитектура решения и масштаб проекта

Корпоративная информационно-управляющая система (КИУС) создана на базе конфигураций «1С:ERP Управление предприятием» и «1С:Документооборот» и состоит из следующих функциональных систем:

  1. Система бухгалтерского и налогового учета (СБУиНУ).
  2. Система управления планированием и исполнением обязательств (СУПИО).
  3. Система управления складами и материальным снабжением (СМТС).
  4. Система бюджетного управления (СБУ).
  5. Система управления инвестициями (СУИ).
  6. Система управления расчетами (СУР).
  7. Система управления правовым сопровождением (СУПС).
  8. Система управление нормативно-справочной информацией КИУС (СНСИ).
  9. Система управления производственной безопасностью (СУПБ).
  10. Система управления автотранспортом (СУАТ).
  11. Система учета и отчетности по международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО).
  12. Система корпоративной отчетности (СКОРП).
  13. Система стратегического управления (ССТУ).
  14. Система мониторинга ключевых показателей эффективности для АРМ руководителя (КПАРМ).
  15. Корпоративный документооборот (КД).
  16. Внутренний документооборот (ВД).
  17. Система управления рисками (СУРиск).
  18. Система внутреннего контроля (СВК).
  19. Система администрирования обмена данными с программным обеспечением на платформе «1С:Предприятие» (САОД-1С).
  20. Система администрирования обмена данными с совместимыми внешними информационными базами (САОД-СВИС).

Корпоративная информационно-управляющая система ОАО «Севернефтегазпром» (КИУС) обеспечивает методологическую и техническую интеграцию (взаимосвязь) указанных функциональных систем управления, а также кросс-функциональных процессов, которая достигается за счет использования единого методологического подхода к формированию данных и разработки ИТ-архитектуры системы интеграции и обмена данными.

В процессе внедрения организован перенос данных баз ПО IBM Cognos ТМ1 в части подсистем корпоративной информационной системы бюджетного управления, а именно: бюджет подразделений, бюджет капитальных вложений, подсистема расчетов по стандартам МСФО. Настроен обмен данными корпоративной информационно-управляющая системы ОАО «Севернефтегазпром» со следующими элементами программного обеспечения (информационными системами):

  • ИУС ЭКО на платформе «1С:Предприятие»;
  • ИУС ЗУП на платформе «1С:Предприятие»
  • АСУ ТОИР — программное обеспечение, выполняющее функцию автоматизированной системы управления техническим обслуживанием и ремонтом оборудования;
  • ИУС ДУ — программное обеспечение, выполняющее функцию информационно-управляющей системы диспетчерского управления.

SNG_Shema.jpg

Схема бизнес-архитектуры КИУС
4
Особенности и уникальность проекта

Особенности проекта:

  1. Значительный функциональный объем внедрения, не зафиксированный в справочнике 1С по проектам внедрений ERP-систем, выполненных партнерами 1С. В объем внедрения включены 20 подсистем управления, автоматизированы, интегрированы и синхронизированы (без учета процессов и функций регламентированного учета и расчета заработной платы).
  2. Применение подхода «от детальной методологии к доработке / настройке конфигурации», обеспечившего в полной мере реализацию функциональных требований. Перед доработкой / настройкой конфигурации группой методологии (ГМ) со стороны исполнителя была выполнена разработка полного пакета методико-регламентных документов (МРД) по каждой подсистеме. На основании МРД ГМ дополнительно были разработаны методологические проектные решения (МПР), которые были переданы группе функционального проектирования для выполнения доработок / настройки конфигурации с последующим контролем соответствия результатов разработки 1С принятым методологическим решениям.
  3. В условиях необходимости построения сложной корпоративной информационной системы индивидуального назначения с расширенным составом подсистем, большим количеством интеграционных связей и изменчивой внешней средой хозяйственной деятельности предприятия было выбрано перспективное сочетание спирального и каскадного подходов для формирования графика работ. Примененный в проекте подход обеспечил успешную реализацию проекта в ограниченные сроки.

Уникальность проекта заключается в разработке сквозной схемы управления обязательствами, интегрированной с бюджетами компании и АРМ руководителя. Цикл управления реализован от планирования потребности до проведения расчетов по обязательствам. Переход информации между подсистемами и пользователями ИУС полностью автоматизирован и алгоритмизирован.

Вся информация с первых шагов является источником данных для автоматизированного сбора и анализа всех видов бюджетов. Производственная информация о физических объемах синхронизирована с экономическими стоимостными и финансовыми показателями.

Менеджменту компании обеспечена доступность всей информации в режиме реального времени в графической и табличной форме на АРМ руководителя, а также другой необходимой аналитической отчетности.

5
Результаты проекта

Рост оборачиваемости запасов

5%

Снижение себестоимости продукции

1%

Рост производительности труда

10%

Увеличение прибыли

2%
  1. Перевод множественных исторических учетных систем в единое информационное пространство.
  2. Выполнен перевод IT-Архитектуры ОАО «Севернефтегазпром» на современное программное решение на платформе «1С:Предприятие» с возможностью поддержки обновлений программного продукта согласно последним рекомендациям вендора.
  3. Разработана стандартизированная, унифицированная методология бизнес-процессов ОАО «Севернефтегазпром» с учетом специфики их ведения, с применением IT-технологий.
  4. Выполнена полная автоматизация, системная интеграция и регламентация управленческих процессов для систем управления, включенных в объем внедрения.

По итогам внедрения, ОАО «Севернефтегазпром» были достигнуты следующие эффекты:

  1. Сокращение числа операций ввода и проверки данных и расчетов за счет однократного ввода данных в систему, исключение дублирования и противоречивости информации, сокращение трудоемкости ручной обработки данных.
  2. Сокращение ошибок ввода информации.
  3. Сокращение времени на поиск и исправление ошибок.
  4. Повышение прозрачности учета, планирования и использования материальных ресурсов за счет внедрения сквозной аналитики направления использования.
  5. Отражение всех документов и фактов хозяйственной деятельности с отсутствием функциональных разрывов.
  6. Контроль полноты и непротиворечивости данных с учетом интеграции смежных подсистем.
  7. Обеспечение максимальной сквозной автоматизации бизнес-процессов ОАО «Севернефтегазпром».
  8. Обеспечение автоматизации регламентированной, управленческой, корпоративной и отраслевой отчетности.
  9. Поддержание управления предприятием — от планирования потребностей до учета обязательств и расчетов по ним.
  10. Разработка управленческой среды и дополнительного инструментария, отсутствующего в типовых решениях.
  11. Расширение отраслевой специфики и набор специализированных корпоративных форм.

Экономические эффекты от внедрения:

  • 20% — сокращение трудозатрат в подразделениях;
  • 20% — ускорение получения управленческой отчетности;
  • 20% — ускорение получения регламентированной отчетности;
  • 5% — снижение объемов материальных запасов;
  • 5% — сокращение расходов на материальные ресурсы;
  • 5% — сокращение производственных издержек;
  • 5% — сокращение операционных и административных расходов;
  • 5% — рост оборачиваемости складских запасов;
  • 5% — сокращение сроков исполнения заказов/оказания услуг;
  • 1% — снижение себестоимости продукции/услуг;
  • 2% — увеличение объема выпускаемой продукции/оказываемых услуг;
  • 2% — рост прибыли;
  • 10% — рост производительности труда в производстве;
  • 10% — сокращение длительности простоев оборудования.
Версия для печати
Вход для
партнеров
Эксперты фирмы «1С» и партнеров будут рады дать вам консультацию.
Задать вопрос по кейсу

БАЗЫ ЗНАНИЙ "ПРОФКЕЙС"

Отзывы заказчиков
Начальник службы информационно-управляющих систем ОАО «Севернефтегазпром»
Роман Швайкин
Благодаря успешной реализации проекта внедрения корпоративной информационо-управляющей системы, мы одними из первых применили на практике цифровой подход к управлению предприятием, значительно снизили время передачи информации между сотрудниками и подразделениями. Корпоративная информационо-управляющая система — это наш прочный цифровой «фундамент», на котором мы возводим «здание» эффективного и конкурентоспособного бизнеса.
Новости
05 апреля 2024
На Едином онлайн-семинаре 1С более 51 500 слушателей узнали о новшествах учета, налогообложения и автоматизации

3 апреля состоялся Единый онлайн-семинар 1С. К интернет-трансляции подключились более 51 500 бухгалтеров, руководителей и ИТ-специалистов по всей стране. В каждом из 10 часовых поясов Единый семинар стартовал в 10:00 по местному времени. Разработчики и методисты фирмы «1С» рассказали об актуальных изменениях законодательства, о новых возможностях программ и сервисов 1С. В ходе мероприятия слушателей в онлайн-режиме консультировали специалисты 329 партнеров – 1С:Франчайзи.

03 апреля 2024
Профкейс: создан чек-лист проверки качества составления плана-графика проекта

Чек-лист размещен в базе знаний «Методические материалы для РП и аналитиков» раздел «Бюджет проекта и тендеры»