В «Севернефтегазпром» построили интеграционную пространственную геоинформационную систему управления имуществом на базе решения «1С:GIS Управление пространственными данными». Внедрение новой системы преследовало цель оптимизировать, упорядочить, структурировать работу отдела имущества и смежных отделов. Система позволила хранить всю информацию по зданиям, земельным участкам, дорогам, линиям электропередач, газопроводам и другим сооружениям в одном информационном пространстве — инженеры видят в карточках объектов всю необходимую информацию, которая до этого хранилась в разных местах, вплоть до бумажных папок с техническими паспортами объектов.
ОАО «Севернефтегазпром» — одно из основных добывающих предприятий, входящих в группу Газпром. Основные направления деятельности — добыча, сбор, подготовка к транспорту и реализация природного газа, проведение поисковых и геологоразведочных работ. Ключевой проект — разработка и обустройство Южно-Русского нефтегазоконденсатного месторождения.
Цель проекта — повысить качество и скорость принятия управленческих решений за счет наглядной визуализации и отображения на карте различных объектов имущественного учета и их показателей.
Задачи проекта:
- Обеспечить ведение реестра объектов имущественного учета.
- Реализовать сбор, хранение и предоставление данных, описывающих свойства объектов имущественного учета.
- Обеспечить классификацию объектов имущества, стандартизацию атрибутного состава каждого класса имущества.
- Реализовать возможность управления стадиями жизненного цикла имущества (приемка, ввод в эксплуатацию и т.д.).
- Обеспечить планирование арендных платежей по земельным участкам.
- Обеспечить привязку объектов имущественного учета к географическим данным.
- Реализовать возможность визуализации пространственных данных по объектам имущества.
- Реализовать возможность наглядного анализа факторов, влияющих на бизнес-процессы управления имуществом.
- Обеспечить возможность формирования аналитической отчетности по объектам имущественного учета.
- Обеспечить интеграцию и получение данных бухгалтерского учета по объектам имущественного учета.
- Обеспечить возможность сбора и хранения данных об объектах имущества, полученных из Росреестра, БТИ.
До старта проекта в ОАО «СНГП» существовала собственная методика управления имуществом на базе программных продуктов фирмы «1С» — «1С:Документооборот КОРП» и «1С:ERP Управление предприятием». Системы были связаны между собой частично, что усложняло процесс управления имуществом и со временем перестало отвечать тем высоким требованиям, которым следует компания. Требовалась оптимизация бизнес-процессов: повышение эффективности и прозрачности работы на местах, а также увеличение скорости принятия управленческих решений за счет наглядной визуализации и отображения на карте различных объектов имущественного учета и их показателей.
На этапе обследования обозначились ключевые проблемы:
- данные хранились в разных системах: на бумажных носителях, СЭД (ДО 2.1), таблицах Excel, «1С:Документообороте» и «1С:ERP Управление предприятием»;
- не автоматизирован расчет арендных платежей и перенос данных расчета в «1С:ERP Управление предприятием»;
- двойной, а порой и тройной ввод информации;
- по каждому объекту имущества не было возможности оперативно собрать нужную информацию — правоустанавливающую, кадастровую, техническую, бухгалтерскую; увидеть расположение объекта на карте, ограничения и взаимосвязи объектов; оперативно отследить историю их жизненного цикла (ввод в эксплуатацию, реконструкции/модернизация, вывод из эксплуатации).
Интеграционная пространственная геоинформационная система управления имуществом ОАО «Севернефтегазпром» построена на базе решения «1С:Предприятие 8. GIS Управление пространственными данными». Это решение предназначено для повышения качества и скорости принятия управленческих решений за счет наглядной визуализации и отображения на карте различных объектов учета и показателей деятельности предприятия, имеющих пространственную привязку. Позволяет проводить визуальный анализ взаимного и географического расположения объектов, своевременно выявлять критические значения показателей и производить наглядный анализ скрытых факторов, влияющих на бизнес-процессы.
Внедрение новой системы управления имуществом преследовало цель оптимизировать, упорядочить, структурировать работу отдела имущества и смежных отделов. Система позволила хранить всю информацию по зданиям, земельным участкам, дорогам, линиям электропередач, газопроводам и другим сооружениям в одном информационном пространстве — инженеры видят в карточках объектов всю необходимую им в работе информацию, которая до этого хранилась в разных местах, вплоть до бумажных папок с техническими паспортами объектов.
Наличие карт в системе позволяет видеть объект и всю важную информацию по нему сразу на карте.
При этом интеграция с Росреестром дает пользователям возможность оперативно актуализировать информацию по каждому объекту, а реализация блока планирования арендных платежей по земельным участкам позволяет выполнить необходимые расчеты по аренде, не выходя из системы, максимум в течение часа (ранее процесс требовал перехода в MS Exel и занимал несколько дней).
Основные характеристики внедренной системы:
- 132 справочника;
- 227 регистров;
- 20 автоматизированных рабочих мест;
- 25 видов документов;
- 44 отчета;
- 140 Мб — размер базы.
Функционально-техническая архитектура
На сегодняшний день газовый промысел Южно-Русского месторождения, с точки зрения используемых технологических и инженерных решений, является одним из самых передовых в России. Производственные мощности ОАО «Севернефтегазпром» отличают высокая степень автоматизации всех процессов, оснащенность новейшим оборудованием, сочетающим высокоточные технологии с производственной и экономической эффективностью.
В результате создания и внедрения в ОАО «Севернефтегазпром» интеграционной пространственной геоинформационной системы управления имуществом все операции стали проводиться в единой информационной системе — СУИМ, что существенно сократило трудозатраты и повысило достоверность информации.
В рамках проекта реализована интеграция со смежными информационными системами и загрузка данных из электронных паспортов БТИ.
Решение «1С:Предприятие 8. GIS Управление пространственными данными», представляющее собой картографическую систему для отображения хранящихся объектов на карте, доработано следующими подсистемами:
- подсистемой ведения реестра объектов имущества;
- подсистемой договоров;
- подсистемой расчета арендных платежей.
Проектной команде удалось решить непростую задачу — автоматизировать расчет плановых арендных платежей без выхода из системы, с учетом специфики и условий договоров, включая особенности земельных участков, берущихся в аренду (леса, болота и пр.), особенностей федерального и регионального законодательства в части расчета тарифов, учета инфляции и различных поправочных коэффициентов.
Сократились трудозатраты на поиск информации
Результаты проекта:
- Минимизирован ручной труд, за счет исключения двойного ввода — все операции вводятся в единую информационную систему.
- В разы сократилось время поиска требуемой информации по объектам. недвижимого имущества, в т.ч. за счет визуализации пространственных данных по объектам имущества.
- На порядок сократились трудозатраты по расчету арендных платежей.
- Произведена консолидация данных, связанных объектам недвижимого имущества в едином информационном пространстве.
- Повышена достоверность информации и снижены риски возникновения ошибок.
- Реализована оперативная актуализация данных по объектам имущества по данным Росреестра.
- Улучшено качество управления за счет оперативности получения информации для принятия решений и повышения достоверности информации.
- Существенно сокращен бумажный документооборот.
- Реализован наглядный и оперативный контроль ключевых показателей по договорным обязательствам с привязкой к геообъектам на карте.
Сокращение трудозатрат на выполнение операций в цифрах:
- 42% — ввод информации;
- 98% — поиск информации;
- 96% — формирование отчета.