Департамент информационных технологий г. Москвы (ДИТ Москвы) автоматизировал процессы управления объектами имущественного комплекса учреждений на платформе «1С:Предприятие». Новая информационная система позволяет в едином информационном пространстве получить всю информацию об объекте имущества, добывая необходимые данные из городских источников. Для обеспечения возможности единовременной работы большого количества пользователей с созданным программным обеспечением используется технология «1С:Fresh».
Департамент информационных технологий г. Москвы (ДИТ) — орган исполнительной власти, отвечающий за создание и эксплуатацию городских информационных систем, поставки компьютерной техники в бюджетные учреждения, разработку инструментов открытого правительства и перевод городских и муниципальных услуг в электронный вид.
Цели проекта: создать инструмент принятия управленческих решений, повысить эффективность, прозрачность финансово-хозяйственной деятельности в отношении имущественного комплекса учреждений и органов исполнительной власти города Москвы.
Для достижения целей необходимо было реализовать:
- Учет физических, функциональных и прочих характеристик объектов недвижимости с применением технологии информационного моделирования.
- Интеграцию с общегородскими информационными ресурсами, содержащими сведения об имуществе для обеспечения автоматизации процессов эксплуатации, технического обслуживания и ремонта нефинансовых активов.
Ожидаемые эффекты от внедрения:
- повышение уровня исполнительской дисциплины специалистов учреждений города Москвы, задействованных в управлении имущественным комплексом;
- повышение качества работы специалистов учреждений города Москвы, задействованных в управлении имущественным комплексом;
- сокращение трудозатрат при выполнении функциональных обязанностей специалистов, задействованных в управлении имущественным комплексом учреждений города Москвы;
- повышение оперативности и комплексности обработки информации об объектах имущественного комплекса города Москвы.
Задачи проекта:
- повысить эффективность работы пользователей;
- повысить качество взаимодействия работников учреждений города Москвы при исполнении должностных обязанностей;
- оптимизировать процессы, снизить трудозатраты, исключить ошибки, возникающие вследствие проведения ручных операций;
- повысить оперативность и комплексность обработки информации, организации единого источника информации;
- исключить потери данных. Разграничить права доступа пользователей к данным;
- обеспечить интеграцию со средствами информационного моделирования и визуализации;
- обеспечить мониторинг, оценку и учет текущего состояния объектов имущественного комплекса города Москвы;
- обеспечить оценку своевременности и качества исполнения подрядными организациями (исполнителями государственных контрактов) обязательств по обновлению и/или восстановлению имущественного комплекса образовательных организаций в рамках капитального ремонта;
- обеспечить оперативную оценку готовности имущественного комплекса образовательных организаций к различным мероприятиям (оценке строительной потребности в капитальном ремонте согласно ТЗК, осмотру состояния зданий/инженерной инфраструктуры образовательной организации, началу нового учебного года, началу отопительного сезона и т.п.).
У учреждений и органов исполнительной власти города Москвы возникла потребность в автоматизации процессов управления объектами имущественного комплекса учреждений города Москвы.
Участники процессов обменивались документами по электронной почте, что исключало возможность отслеживания статуса обработки документов другими участниками и контроля сроков исполнения.
- Отсутствие централизованного инструмента ведения учета объектов имущества (земельных участков, объектов недвижимости) и их характеристик.
- Отсутствие единого информационного пространства.
- Затрудненное формирование аналитической отчетности, в особенности консолидированной отчетности по совокупности учреждений.
- Отсутствие интеграции с городскими реестрами объектов имущества. Пользователи получали необходимую информацию вручную из доступных источников и обрабатывали данные в Excel.
- Потеря данных учета в ходе взаимодействия участников процесса и при увольнении ответственных лиц.
Архитектура решения представляет собой централизованную «облачную» БД «Управление имуществом» (собственная разработка).
Для реализации поставленных задач были созданы 4 информационные базы с разделением по областям данных, учреждения — пользователи разбиты на группы, каждое учреждение имеет доступ к выделенной области данных в общей базе данных. При этом контролирующие организации имеют возможность формирования общей отчетности, получая данные из всех информационных баз, из всех областей данных.
Схема архитектуры
- ЕКИС — Информация об учреждениях, адресах и договорах с ресурсоснабжающими организациями;
- ЕГАС ОДОПМ — технические паспорта зданий (экспликации);
- АИС РСМ подсистема Реестр ГУ — информация об имущественных правах, обременениях, площадных характеристиках;
- АИС РЗН — данные паспортов благоустройства территорий (МАФы, зеленые насаждения, дорожно-тропиночная сеть);
- ИС РЕОН — цифровой картографический фон масштаба 1:10000 Единой государственной картографической основы города Москвы;
- ИСЭ — информация об объемах потребления, производства, распределения топливно-энергетических ресурсов и воды;
- База данных МосгорБТИ — поэтажные планы в векторном формате;
- АСУПР — показания приборов учета и мониторинг поставки энергоресурсов на объекты социальной сферы;
- ФГИС ЕГРН — данные Росреестра по объектам недвижимости (здания и земельные участки);
- ЕЦХД — описание сцен и месторасположения камер видеонаблюдении на объекте недвижимости.
Схема интеграции
Развитие функционального блока «Управление имуществом» открыло для пользователей возможность работать в режиме «единого окна», где доступны создание/корректировка объектов имущества, получение информации из городских реестров «по кнопке», формирование консолидированной отчетности и различных печатных форм, планирование бюджетов, планирование планов ремонта, составление сметной документации и пр.
Для обработки и консолидации огромного количества данных, распределенных по различным источникам, специалисты ООО «1С-КСУ» настроили загрузку данных из 8 информационных систем с использованием интеграционных механизмов.
Для обеспечения возможности единовременной работы большого количества пользователей с созданным программным обеспечением используется технология «1С:Fresh», доступ к которой пользователей обеспечен с использованием тонкого клиента технологической платформы «1С:Предприятие». За период пользовательской сессии, во время которой ведется активная работа по вводу данных, в системе заводится более 1000 документов ежедневно. Документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) ответственными специалистами учреждений города Москвы.
Помимо учета объектов имущества в разрезе карточек, содержащих данные из различных информационных источников и данных, дополненных вручную, пользователям доступны такие сервисы как:
- поэтажные планы в векторном формате;
- паспорта благоустройства территорий и инвентаризационный план;
- цифровой картографический фон Единой государственной картографической основы города Москвы;
- ортофотоплан;
- панорамы зданий (пешеходная съемка);
- наземная панорамная съемка, с возможностью измерения расстояний;
- показания приборов учета и мониторинг поставки энергоресурсов;
- камеры видеонаблюдения ЕЦХД, с описанием сцен обзора и местоположения;
- перспективный план ремонтных работ, заполняемый учреждениями;
- нагрузка на здания.
Иллюстрации-примеры работы сервисов
Поэтажные планы в векторном формате
Цифровой картографический фон Единой государственной картографической основы города Москвы
Панорамы зданий, пешеходная съемка
Наземная панорамная съемка, с возможностью измерения расстояний
Камеры видеонаблюдения ЕЦХД, с описанием сцен обзора и местоположения
Перспективный план ремонтных работ, заполняемый учреждениями
Нагрузка на здания
Снижение операционных и административных расходов
Сокращение трудозатрат в различных подразделениях
В результате реализации проекта заказчик получил:
- единое информационное пространство для учета всех необходимых характеристик объектов имущества системы столичного образования, а также получения структурированной информации, пригодной для расчётов, количественного анализа и возможности консолидации информации на уровне системы образования;
- надежный управленческий инструмент поддержки принятия решений в отношении объектов имущества;
- централизованный учет результатов отраслевого мониторинга. Отражение результатов мониторинга с возможностью использования информации всеми заинтересованными пользователями, а также централизованный контроль устранения выявленных недостатков;
- оперативный контроль объемов и качества потребляемых энергоресурсов (ГВС, ХВС, ЦО, ЭЭ, Газ);
- перевод в электронный вид учетно-технической документации (поэтажный план, экспликация, картография);
- расчет плановых показателей и оценка фактических мощностей загрузки помещений и территорий учебных учреждений.
Развитие функционального блока «Управление имуществом» позволило повысить эффективность:
процессов эксплуатации, технического обслуживания и ремонтов объектов инфраструктуры системы образования, а также автоматизировать процессы планирования и организации работ по техническому обслуживанию и ремонту объектов имущества (зданий, сооружений, оборудования);
учета за счет реализации принципа однократного ввода данных (интеграция с общегородскими информационными ресурсами).
Экономический эффект от внедрения
- сокращение операционных и административных расходов — 10%;
- сокращение трудозатрат в различных подразделениях — 20%;
- ускорение получения управленческой отчетности — 25%.