В психиатрических больницах специализированного типа, подведомственных Минздраву России, построили медицинскую информационную систему на основе облачной подсистемы Фреш. Автоматизированы процессы управления потоками пациентов, поступления, лечения и выписки пациентов, персонифицированного учета оказания медицинской помощи, деятельности диагностических служб и клинической лаборатории. Достигнута важная цель по интеграции с подсистемами ЕГИСЗ. В результате проекта трудозатраты на подготовку медицинских документов снизились на 15%. А процесс проведения лабораторных исследований ускорился на 30%. Автоматизация позволила упорядочить движение лекарственных препаратов и сократить временные издержки на осуществление их учета старшими и постовыми сестрами на 10%.
ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава РФ занимается разработкой научных основ реализации государственной политики в сфере здравоохранения, научным обоснованием развития системы охраны здоровья населения, организации и информатизации здравоохранения.
Цели проекта:
- автоматизации учета деятельности медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях;
- автоматизации учета ведения взаиморасчетов с контрагентами;
- построение управлением потоков пациентов;
- обеспечение персонифицированного учета оказанной медицинской помощи.
Задача проекта: создать медицинскую информационную систему.
Ведение истории болезни пациентов и ведение медицинских документов во всех восьми психиатрических больницах специального типа с интенсивным наблюдением (далее — ПБСТИН) осуществлялось на бумажных носителях. Учет аптечных препаратов и расходного материала в пяти ПБСТИН осуществлялось на базе решения «1С:Медицина. Больничная аптека», в остальных на разном ПО, которое не взаимодействовало с МДЛП. Средства автоматизации клинических лабораторий отсутствовали. Как следствие, не выполнялись требования нормативно-правовых актов по интеграции с ЕГИСЗ МЗ РФ и МДЛП а также по электронному взаимодействию с бюро МСЭ Минтруда России.
Облачная подсистема Фреш является облачной версией программных продуктов 1С. Использование данной подсистемы позволило сотрудникам ПБСТИН получить доступ к созданной централизованной облачной МИС, функционирующей в защищенной сети передачи данных Минздрава России (ЗСПД). Доступ к МИС осуществляется по ЗСПД, с использованием программно-аппаратных крипто-шлюзов. МИС ПБСТИН включает в свой состав следующие подсистемы:
- Приемное отделение.
- Отделение стационара.
- Контроль исполнения медицинских услуг.
- Электронные медицинские карты.
- Руководитель.
- Регламентированная отчетность и статистика.
Для обеспечения информационного взаимодействия с внешним информационным обеспечением осуществлена интеграция:
- «1С:Медицина. Больница» с «1С:Медицина. Больничная аптека»;
- «1С:Медицина. Больница» с «1С:Медицина. Клиническая лаборатория»;
- «1С:Медицина. Больница» с «1С:Медицина. Регион»;
- «1С:Медицина. Регион» с сервисом обогащения;
- «1С:Медицина. Регион» с сервисом идентификации;
- «1С:Медицина. Регион» с ГИП;
- «1С:Медицина. Регион» с РЭМД ЕГИСЗ;
- «1С:Медицина. Регион» с ФРМР/ФРМО;
- «1С:Медицина. Больничная аптека» с ФГИС МДЛП.
Проект МИС ПБСТИН охватил 8 федеральных государственных бюджетных учреждений, которые являются психиатрическими больницами специализированного типа с интенсивным наблюдением, в которых на лечении находится около 4000 пациентов в год. В совокупности автоматизировано 496 рабочих места, за которыми в МИС работает более 1300 сотрудников. В среднем ежемесячный прирост медицинских документов составляет 12 тыс. штук. Постепенно увеличивается количество и передаваемых в РЭМД СЭМД, в настоящий момент успешно проходит регистрацию более 8 тысяч документов ежемесячно.
МИС ПБСТИН создан на основе облачной подсистемы Фреш в защищенной сети передачи данных Минздрава России (ЗСПД Минздрава России). Это обеспечило существенную экономию аппаратных ресурсов, централизованное выполнение и автоматизацию процессов обслуживания. Создание МИС ПБСТИН осуществлялось поэтапно:
- На 1-м этапе в 2 пилотных медицинских организациях (МО) была произведена установка и настройка типовой конфигурации «1С:Медицина. Больница» и подключена часть анализаторов к ЛИС. Осуществлен сбор пожеланий и требований по модернизации системы.
- На 2-м этапе осуществлена модернизация системы на основании требований пользователей и подключение оставшихся анализаторов к ЛИС. Также были учтены пожелания МО по доработкам и модернизации.
- На 3-м этапе система находилась на сопровождении и продолжились работы по модернизации, в соответствии с пожеланиями, собранными на втором этапе.
Уникальности проекту придает реализация дополнительных функциональных возможностей типового программного обеспечения 1С:
- Автоматизация работы дежурных врачей.Реализована путем создания ежемесячного графика дежурств, содержащего дни и смены дежурств конкретного медицинского работника. Если вход в систему осуществляется в период, когда данный сотрудник назначен дежурным врачом, то ему автоматический становятся доступен список всех пациентов учреждения.
- Создание документа «Дневник дежурного врача». В результате реализации в документе указывается от кого принял смену, во сколько, кому сдал смену и во сколько. Осуществляется описание состояния работы учреждения в целом, основные происшествия и вся необходимая информация. Данный документ востребован заведующими отделений и заместителями главного врача для ознакомления с ситуацией за прошедшую дежурную смену в целом по учреждению.
- Автоматизация блока по принудительному лечению в соответствии с психиатрическим профилем учреждений, в результате созданы следующие документы:
- сведения о судебном деле;
- судебные постановления, на основании которых применены принудительные меры по лечению в психиатрической клинике;
- акт медицинского психиатрического освидетельствования;
- сестринский «Журнал наблюдения» за пациентами отделения;
- регистрация судорожных припадков;
- регистрация общественно-опасных деяний;
- физические стеснения пациента.
В результате автоматизации блока по принудительному лечению разработаны следующие отчеты:
- внутрибольничные ООД;
- журнал ограничения пациентов;
- история смены режимов пациентов;
- пациенты подлежащие медицинскому освидетельствованию;
- принятые решения по МПО;
- режимы наблюдений в подразделении;
- доработана статистическая форма «Сведения о контингентах психически больных (форма № 36)»;
- разработана статистическая форма «Сведения о контингентах психически больных на принудительном лечении (форма № 36-ПЛ)».
- Создание подсистемы «Социальная работа», обеспечивающая работу социальных работников медицинских организаций при взаимодействии с недееспособными. В рамках создания подсистемы автоматизированы процессы по формированию опекунских комиссий и регистрации протоколов заседаний этих комиссий, реализована возможность создания сопроводительных документов и запросов в различные организации.
- Интеграция «1С:Медицина. Больница» с «1С:Медицина. Больничная аптека», путем передачи сведений об исполненных врачебных назначениях позволила перейти на персонифицированное списание лекарственных препаратов.
- Интеграция «1С:Медицина. Больница» с «1С:Медицина. Клиническая лаборатория» позволила формировать заказы для ЛИС и принимать результаты исследований в виде готовых протоколов.
- Подключение более 20 лабораторных анализаторов к подсистеме «1С:Медицина. Клиническая лаборатория».. Реализация обеспечения взаимодействия с федеральными регистрами (ФРМО, ФРМР) и сервисами (идентификации, обогащения, ГИП, РЭМД).
Реализация данного проекта позволила создать МИС, которая автоматизирует учет медицинской деятельности и соответствует требованиям восьми федеральных медицинских учреждений. Автоматизированы процессы управления потоками пациентов, поступления, лечения и выписки пациентов, персонифицированного учета оказания медицинской помощи, деятельности диагностических служб и клинической лаборатории. Достигнута важная цель по интеграции с подсистемами ЕГИСЗ. Ежедневно осуществляется регистрация большого числа СЭМД в РЭМД, основными из которых являются:
- осмотр лечащим врачом;
- протоколы консультаций;
- протоколы инструментальных исследований;
- протоколы лабораторных исследований;
- эпикризы в стационаре выписные;
- направление во внешние мед организации по форме 057/у;
- направление на МСЭ (медико-социальную экспертизу).
Важнейшим аспектом успеха проекта для ПБСТИН стал факт электронного документооборота с бюро МСЭ, посредством отправки структурированного электронного медицинского документа «Направление на МСЭ» в реестр электронных медицинских документов и получения от бюро МСЭ результатов о присвоении и продлении инвалидности пациентам.
В результате внедрения системы получены следующие преимущества:
- Сокращение трудозатрат на подготовку медицинских документов — 15%.
- Ускорился процесс проведения лабораторных исследований на 30%.
- Автоматизация позволила упорядочить движение лекарственных препаратов и сократить временные издержки на осуществление их учета старшими и постовыми сестрами на 10%, а также появилась возможность осуществления персонифицированного учета лекарственных препаратов в отделениях.