Промышленная группа «Гермес» перешла с зарубежной ERP-системы на «1С:ERP. Управление холдингом» за 3 месяца. В рамках проекта в кратчайшие сроки было выполнено плановое отключение модулей зарубежной ERP-системы, осуществлены моделирование и доработки типовой конфигурации. В результате регламентированный учет ведется только в «1С:ERP. Управление холдингом», а отчетность формируется на 25% быстрее. Компания также отметила рост прибыли на 25,1%, повышение оборачиваемости складских запасов на 10%. Себестоимость продукции снизилась на 34%.
Промышленная группа «Гермес» (ранее Viessmann Россия) — группа машиностроительных предприятий полного цикла. Является эксклюзивным поставщиком систем отопительных котлов Vitopend, COPA, Gassero, а также промышленных водогрейных и паровых котлов Vitomax, производимых на заводе в Липецке. В компания работает более 300 сотрудников.
Цель проекта: функциональная замена ERP-системы на базе иностранного производителя на «1С:ERP. Управление холдингом» в точно определенный срок. Внедряемая система должна выполнять существующие бизнес-процессы и полностью сопровождать операционную и финансовую деятельность.
Задачи проекта:
- Создать комплексное решение для предприятий группы на базе единой конфигурации.
- Повысить уровень автоматизации процессов, относительно зарубежной ERP.
Сбытовая и управляющая компания ООО «Виссманн» и производство ООО «Виссманн-Липецк» входили в состав международного промышленного концерна Viessmann Climate Solutions. Viessmann Group является одним из ведущих в мире производителей систем отопления/охлаждения и промышленных установок. В 2022 году концерном было принято решение о выходе из российского рынка. В рамках данного решения произошла сделка по продаже двух российских юридических лиц новому российскому собственнику. Таким образом компании вошли в состав gромышленной uруппы «Гермес» — группы машиностроительных предприятий полного цикла со 100% локализованной продукцией, производимой на европейском оборудовании по немецкой технологии.
На момент старта проекта на предприятии была развернута следующая ИТ-архитектура:
- ERP-система иностранного производителя для оперативного и финансового учета.
- «1С:Зарплата и управление персоналом 8» для кадрового учета и расчета зарплаты.
- Ms Excel для подготовки управленческого учета.
В рамках проекта компания перешла с зарубежной системы на «1С:ERP. Управление холдингом». Автоматизированы следующие функции:
- Управление НСИ и интеграции:
- была перенесена НСИ, такая как: контрагенты, договоры, номенклатура, ресурсные спецификации, объекты ОС;
- обеспечено автоматизированное формирование ресурсных спецификаций в системе путем загрузки из внешних файлов.
- Управление продажами:
- организован процесс по размещению заказов клиентов, с последующим обеспечением заказа, отгрузкой по заказу;
- разработаны и запущены механизмы обмена с внешней WMS-системой в части оформления продаж подготовка отгрузки, подтверждение отгрузки продукции с учетом серийных номеров каждой единицы товара;
- запущены механизмы ведения взаиморасчетов с покупателями;
- настроен раздельный учет товаров и готовой продукции по сериям;
- настроен автоматизированный доступ и контроль предоставления скидок менеджерами в зависимости от группы клиентов и товаров.
- Управление закупками:
- реализованы процессы планирования закупок на основании размещенных планов производства;
- Реализованы механизмы консолидированного сбора потребности к закупке на любой момент, с последующим автоматизированным оформлением заказов поставщикам;
- Реализованы механизмы поддержания остатков на складе по схеме «минимальных допустимых остатков»;
- запущены механизмы ведения взаиморасчетов с поставщиками.
- Управление производством:
- реализован процесс планирования производства с использованием планов производства в системе;
- запущены процессы расчета графиков производства, формирования заказов на производство;
- реализованы механизмы анализа потребности под заказ и автоматического формирования документов передач материалов в производство;
- реализован механизм автоматической генерации серийных номеров продукции по алгоритмам, принятым у заказчика;
- реализованы механизмы формирования и печати маршрутных производственных карт совместно с печатью сборочных чертежей;
- запущены процессы производства продукции в системе и списания материалов на выпуск;
- разработаны и запущены механизмы закрытия производственных операций с использованием мобильных рабочих мест (терминалов сбора данных).
- Управление складской логистикой:
- автоматизированы процедуры складского учета — оприходование, отгрузка, списание, перемещение ТМЦ;
- организован складской учет в части взаимодействия с компаниями — переработчиками.
- Казначейство:
- реализованы механизмы по размещению и согласованию оплат, в том числе с внешними системами;
- разработана автоматическая имплементация банковской выписки.
- Регламентированный и налоговой учет:
- реализован процесс ведения регламентированного учета;
- разработана справка-расчет по каждому документу приобретения и реализации. В ней производится расчет рублевых сумм относительно валютного курса;
- доработан документ «Таможенная декларация» с целью автоматического расчета пошлины с учетом разделения на коды ТНВЭД и с учетом расходов;
- доработан отчет «Ведомость ТМЦ в эксплуатации», внесены изменения в отчет для вывода колонки со стоимостью;
- разработан расчет плановой себестоимости продукции с учетом стоимости работ по подразделениям.
- Зарплата и управление персоналом. Настроена интеграция «1С:ERP. Управление холдингом» и «1С:Зарплата и управление персоналом» для отражения расходов по заработной плате в регламентированном учете.
Схема архитектуры
Масштаб проекта:
- На предприятии было автоматизировано 130 рабочих мест.
- Общая численность сотрудников в группе компаний — около 300 человек.
- Два юридических лица: производство в Липецкой области, торговый дом — в Москве и филиалы (8 в городах РФ).
- 110 000 SKU всего, 12 000 целевых, 8 640 активных.
- Объем документации — 900 отгрузочных документов в месяц.
Основные сложности и недостатки текущей корпоративной системы выражалась в следующем:
- Крайне ограниченный срок до перехода к ОПЭ: изначально 6 месяцев, непосредственно перед стартом проекта был снижен до 3-х. Было объявлено, что отключение иностранной ERP состоится строго 01.04.2023.
- Крайне адаптированная конфигурация ERP-системы иностранного производителя для целей холдинга потребовала значительных доработок на стороне «1С».
- Фундаментальные отличия работы операторов западной ERP-системы, по сравнению с практикой работы с «1С».
- Необходимость изменения большинства бизнес-процессов в пользу методологии «1С:ERP. Управление холдингом».
- Трудности с переносом актуальных данных из зарубежной ERP-системы в «1С:ERP. Управление холдингом»: несмотря на получение от немецких коллег более 150 справочников из ERP-системы иностранного производителя, выгружать НСИ и остатки пришлось, фактически, несколько раз и вручную. Главным образом, это произошло из-за различий в структуре данных между учетными системами, недопонимания с коллегами из бывшей штаб-квартиры и отсутствием времени на обсуждение и уточнение запроса.
- Перевод регламентированного учета с методик западной системы в «1С:ERP. Управление холдингом».
Реорганизация предприятия во время проведения проекта, а значит дополнительно стояли следующие вызовы:
- практически все ПО требовало замены либо покупки лицензий, т.к. ранее лицензии на ПО предоставлялись;
- серверное оборудование и большая часть архитектуры были размещены в Германии, требовались закупки в России собственного оборудования, а также его настройка;
- отдельной проблемой были лицензии Microsoft и работа по переводу оргтехники в новую сеть и новый домен, которые тоже создавались практически с нуля.
Увеличение прибыли
Снижение себестоимости
В результате проекта выполнено плановое отключение модулей зарубежной ERP с 01.04.2023 г., осуществлены моделирование и доработки типовой конфигурации «1С:ERP. Управление холдингом», регламентированный учет ведется только в «1С:ERP. Управление холдингом».
Экономический эффект от внедрения (%):
- рост прибыли: +25,1%;
- ускорение получения регламентированной отчетности: +25%;
- рост оборачиваемости складских запасов: +10%;
- снижение зависимости от зарубежного ПО: 100%;
- снижение себестоимости продукции / услуг: +34%;
- увеличение объема выпускаемой продукции / оказываемых услуг: +27,5%.