НПП «Салют» завершило автоматизацию бухгалтерского и налогового учёта, кадрового учёта, а также управления денежными средствами на базе системы «1С:ERP Управление предприятием 2». Автоматизированы основные требования законодательства РФ по работе с гособоронзаказом. В результате внедрения новой системы обеспечен автоматический контроль за эффективностью исполнения государственного оборонного заказа на предприятии. В 2 раза сократился срок подготовки регламентированной отчётности, а время подготовки корпоративной отчётности (по анализу исполнения договоров с заказчиками и исполнителями) сократилось на 40%.
Научно-производственное предприятие «Салют» — одно из ведущих предприятий оборонно-промышленного комплекса России, лидер по разработке и внедрению изделий в области корабельной радиолокации. С 1944 года предприятие специализируется на выпуске радиолокационных станций, средств наблюдения и управления стрельбой корабельной артиллерии. В 60-х годах завод «Салют» принял участие в космических программах.
- Соблюдение в учёте требований Приказа Минпромэнерго России № 200 от 23.8.2006 «Об утверждении Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой̆ по государственному оборонному заказу», закона от 29.12.2012 № 275 «О государственном оборонном заказе», постановления Правительства РФ №47 от 19.1.1998 «О правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности».
- Ведение полноценного бухгалтерского и налогового учёта с автоматическим заполнением основных отчётных форм, деклараций, автоматическим расчётом налога на прибыль и НДС. Возможность учёта деятельности, облагаемой разными ставкам НДС, а также без НДС, автоматизация формирования налогов.
- Ведение кадрового учёта и расчёта заработной платы с возможностью автоматического формирования отчётности в фонды.
- Автоматическое формирование цены и себестоимости заказа.
- Полноценное управление денежными средствами.
НПП «Салют» имеет давнюю историю, поэтому автоматизация предприятия шла эволюционно — в зависимости от текущих потребностей того или иного отдела. Всё это привело к тому, что в работе одновременно использовались 6 информационных систем для разных разделов учёта. Такой широкий «ассортимент» программ создавал массу проблем:
- практически все отчёты собирались вручную из разных источников;
- работа велась не оперативно;
- часть информации терялась.
Кроме того, существовавшая на предприятии бухгалтерская система не обеспечивала необходимых требований работы с гособоронзаказом.
Несколько примеров. Склады предприятия вели «ручной» учёт на карточках, один раз в месяц эти данные вносились в одну из информационных систем, после чего в бумажном варианте остатки на конец месяца передавались всем оперативным службам (отделу снабжения, отделу комплектации, ПДО). То есть, остатки материальных запасов были актуальны только один раз в месяц, а всё остальное время всем службам приходилось только догадываться о состоянии склада или обращаться напрямую и выяснять эту информацию у кладовщиков.
Другой пример из области учёта договоров — договорная база предприятия (с графиками исполнения, сроками платежей, дополнительными соглашениями и прочим) была «оторвана» от базы бухгалтерского учёта. В результате основной корпоративный отчёт «Реестр договоров», который показывает информацию по анализу исполнения и финансирования этапов договоров, каждый раз собирался вручную в Excel. Составление такого отчёта занимало больше двух недель времени.
Для НПП «Салют» важной является информация по открытию и закрытию производственных заказов. К сожалению, она не всегда гарантированно попадала ко всем заинтересованным службам. В итоге на предприятии не было единого списка выполняемых на данный момент заказов, что приводило к проблемам в учёте — затраты могли списываться на заказы которые ещё не начаты или уже выполнены.
Ну и конечно проблемы в бухгалтерском учёте — не был автоматизирован налог на прибыль, на имущество, земельный и транспортный налоги. Часть операций по НДС велась вручную. Не было автоматического распределения зарплаты по заказам, проводки вводились вручную. Процедуры распределения расходов и расчёта остатков незавершённого производства были настроены много лет назад, и на предприятии не было чёткого представления, как именно происходит расчёт, насколько эта информация достоверна.
Автоматизация бухгалтерского и налогового учёта для работы с гособоронзаказом была проведена на базе системы «1С:ERP Управление предприятием 2». Её подсистемы и логика работы показана на рисунке.
- В «1С:ERP Управление предприятием 2» ведётся договорная работа с заказчиками, создаются заказы клиентов и открываются заказы на производство. При открытии заказа формируется плановая калькуляция, которая позволяет проводить план-фактный анализ затрат, в соответствии с требованиями Приказа Минпромэнерго России №200.
- Информация из графика оплаты из заказа клиента служит основой для построения плана поступления денежных средств (доработанный функционал системы «1С:ERP Управление предприятием 2»).
- Информация о датах отгрузки из заказа клиента служит основой для построения отчёта об исполнении заказов (доработанный функционал системы «1С:ERP Управление предприятием 2»).
- Для учёта по 275-ФЗ используются типовые возможности системы «1С:ERP Управление предприятием 2», а также есть ряд доработок, связанных с выплатой зарплаты.
- Работа с поставщиками ведётся в системе «1С:ERP Управление предприятием 2», там же ведётся складской учёт.
- В системе «1С:ERP Управление предприятием 2» ведётся кадровое делопроизводство и расчёт и выплата заработной платы.
- В системе «1С:ERP Управление предприятием 2» ведутся прочие разделы учёта: ОС, НМА и пр.
Вся необходимая регламентированная отчётность сдаётся из системы «1С:ERP Управление предприятием 2». Планирование и управление производством пока ведётся в системе собственной разработки, это единственная программа, которая ещё осталась на предприятии после запуска «1С:ERP Управление предприятием 2». От неё планируется отказаться на следующем этапе автоматизации данного предприятия.
Особенности использования 1С:ERP на предприятиях ОПК (Н. Буторина, «Салют»)
Автоматизированы основные требования законодательства РФ по работе с гособоронзаказом — Приказа Минпромэнерго России №200, закона №275 и постановления Правительства РФ №47:
- ведётся учёт договоров и их этапов, а также дополнительных соглашений, заключённых в рамках госконтрактов;
- составляется плановая калькуляция стоимости контракта, которая потом используется для нормирования затрат;
- закупки и работы подрядных организаций привязаны к исполняемым контрактам;
- все затраты персонифицированы, их легко проверить и отследить;
- полностью отслеживается денежный поток в разрезе контрактов, включая начисление и выплату заработной платы;
- первичные документы, выписываемые из программы, имеют привязку к номеру гособоронзаказа.
Качественные результаты:
- Отказ от использования нескольких разрозненных программных продуктов и работа в единой программе, с реализацией принципа однократного ввода первичной информации. Это привело к улучшению качества учёта, снижению рутинной работы бухгалтерии, специалисты стали больше времени уделять контрольным и управленческим функциям.
- Первичные операции движения ТМЦ оформляются на местах их возникновения, что позволяет избежать ошибок, уменьшить пересортицу и снять с бухгалтерии часть несвойственной для неё работы. В результате все заинтересованные службы в оперативном режиме могут видеть оперативные остатки ТМЦ и планировать их поступление на склад.
- Стало возможно оперативно получать анализ себестоимости и незавершённого производства в разрезе статей калькуляции. В любой момент времени можно посмотреть анализ текущих затрат в разрезе заказов с процентами выполнения по затратам.
- Предприятие получило систему сквозного учёта — от заключения договора, до его исполнения.
Количественные результаты:
- в 2 раза сократился срок подготовки регламентированной отчётности;
- на 70% снизилось количество отчётов собираемых вручную;
- время подготовки корпоративной отчётности (по анализу исполнения договоров с заказчиками и исполнителями) сократилось в результате автоматизации на 40%.