Новосибирский энергомашиностроительный завод «ТАЙРА» построил систему автоматизации управленческого учета на базе решения «1С:ERP Управление предприятием 2». В результате на предприятии обеспечен расчет плановой себестоимости по данным ресурсных спецификаций; расчет фактической себестоимости продукции в разрезе заказов клиентов; а также возможность ведения раздельного учета затрат и расчета себестоимости в разрезе заказов клиентов. Организована работа ОТК в единой информационной системе вместе с производственными подразделениями, что позволило оперативно отслеживать результаты контроля выполнения производственных операций.
Новосибирский энергомашиностроительный завод «ТАЙРА» — один из крупнейших производителей в РФ, специализирующийся на производстве вентиляционного, энергетического и газоочистного оборудования. Постоянными партнерами завода являются крупнейшие машиностроительные, металлургические, энергетические, атомные холдинги РФ и ближнего зарубежья.
Цели проекта:
- Обеспечить расчет плановой и фактической себестоимости готовой продукции, узлов и деталей.
- Повысить точность данных для расчета себестоимости в части прямых материальных затрат.
- Улучшить процесс обеспечения производства материальными ресурсами за счет совершенствования процесса резервирования материалов и контроля остатков на складах.
- Повысить эффективность управления затратами на исправление брака за счет оперативного сбора данных и ведения статистики по браку в производстве.
- Повысить точность планирования закупок дорогостоящих комплектующих с длительным сроком поставки.
Задачи проекта:
- Обеспечить расчет плановой себестоимости по данным ресурсных спецификаций.
- Обеспечить расчет фактический себестоимости продукции в разрезе заказов клиентов.
- Обеспечить интеграцию системы оперативного учета с «1С:Зарплата и управление персоналом».
- Обеспечить возможность работы ОТК в единой информационной базе вместе с производственными подразделениями, позволяющую отслеживать результаты контроля выполнения производственных операций.
- Разработать инструменты обеспечения потребностей производства в материалах.
- Обеспечить сохранение максимально типового функционала системы, влияющего на трудоемкость ее обновления и технической поддержки.
До старта проекта:
- В «1С:Управляем производственным предприятием» велся оперативный учет.
- В «1С:Бухгалетрия» велся регламентированный учет.
- Отдел технического контроля вел учет в MS Excel, в «1С:Управляем производственным предприятием» не работал.
- В «1С:Управляем производственным предприятием» отсутствовала возможность вести раздельный учет затрат по заказам.
- В «1С:Управляем производственным предприятием» не рассчитывалась себестоимость производимой продукции.
- Плановые калькуляции рассчитывались в MS Excel.
Основной предпосылкой к внедрению новой информационной системы стало отсутствие возможности в «1С:Управление производственным предприятием» вести раздельный учет затрат по заказам. Дальнейшая эксплуатация требовала разработки нового функционала, либо увеличения трудоемкости учета.
Ввиду указанных причин, а также из-за анонсированного фирмой «1С» прекращения поддержки «1С: Управление производственным предприятием», заказчик заранее принял решение о внедрении новой информационной системы на базе программного продукта «1С: ERP Управление предприятием».
Система комплексной автоматизация управленческого учета построена на базе решения «1С:ERP Управление предприятием 2».
Автоматизированные функции
- Учет продаж:
- оформление заказов клиентов;
- планирование продаж;
- ценообразование, прайс-листы
- отслеживание сроков выполнения заказов;
- анализа продаж;
- анализ взаиморасчетов с покупателями.
- Учет закупок:
- планирование закупок;
- обеспечение потребностей в материальных ресурсах;
- оформление заказов на услуги;
- анализ условий поставки ТМЦ;
- анализа закупок;
- анализ взаиморасчетов с поставщиками.
- Учет движения денежных средств:
- справочник статьей ДДС;
- платежный календарь;
- учет движения денежных средств (безналичных и наличных)
- Складской учет:
- серийный учет номенклатуры, для которой требуется регистрация сертификатов;
- приемка ТМЦ на склад;
- входной контроль ТМЦ;
- поддержание складских запасов;
- учет остатков и движения ТМЦ между складами;
- резервирование ТМЦ.
- Производственный учет:
- справочник ресурсных спецификаций;
- оформление разрешений на замену материалов;
- рабочее место ПДО;
- планирование графика производства;
- рабочее место для операторов и экономистов производства;
- обеспечение производства материальными ресурсами;
- учет спецодежды и инструмента;
- технический контроль на всех этапах производства;
- оформление заказов по переработке на стороне;
- учет движения деталей и узлов в производстве;
- учет незавершенного производства;
- учет выпуска готовой продукции в плановых и фактических ценах;
- учет прямых и распределяемых затрат в производстве;
- учет брака;
- печать этикетов для готовой продукции.
- Ремонт и сервисное обслуживание:
- прием продукции на ремонт;
- учет производственных операций по ремонту продукции;
- поддержание запасов в части запасных комплектов для ремонта и сервиса реализованной продукции;
- учет затрат на ремонт и сервисное обслуживание;
- анализ движения продукции в производстве и на складах в разрезе серий.
- Учет внеоборотных активов:
- учет основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА);
- учет малоценного имущества;
- расчет амортизации ОС и НМА.
- Расчет плановой и фактической себестоимости:
- справочник статей расходов;
- расчет плановых калькуляций;
- учет постатейных расходов;
- учет возвратных отходов;
- расчет себестоимости;
- анализ расходов и расходов;
- анализ себестоимости произведенной продукции.
- Обмен данными:
- обмен данными с «1С:Управление производственным предприятием»;
- обмен данными с «1С:Зарплата и управление персоналом»;
- обмен данными с MS ACCESS.
Выполненные работы
В рамках проекта по внедрению информационной системы на базе программного продукта «1С:ERP Управление предприятием» выполнены следующие работы:
- Формирование рабочей группы проекта и согласование подхода к реализации проекта по внедрению информационной системы. Создание и согласование проектной документации, стратегии запуска информационной системы, план-графика работ и бюджета проекта.
- Проведение интервью с ключевыми пользователями, по каждому из автоматизируемых контуров учета, с целью сбора и анализа требований заказчика к информационной системе.
- Анализ бизнес-процессов и документов по каждому из автоматизируемых контуров учета.
- Моделирование бизнес-процессов предприятия в типовой версии программного продукта 1С:ERP по всем блокам учета.
- Создание контрольных примеров, с учетом специфики предприятия на условно-реальных данных Заказчика.
- Демонстрация смоделированного в информационной системе процесса (контрольного примера) рабочей группе проекта по каждому из учетных блоков.
- Фиксация отклонений бизнес-процессов от возможностей типового программного продукта 1С:ERP.
- Перенос НСИ, документов, остатков из исторической системы на базе «1С:Управление производственным предприятием», а также ввод начальных остатков.
- Адаптация, настройка и тестирование обмена данными между программными продуктами «1С:ERP Управление предприятием» и «1С:Зарплата и управление персооналом», «1С:ERP Управление предприятием» и «1С:Управление производственным предприятием».
- Доработка типового функционала системы с целью адаптации 1С:ERP к бизнес-процессам компании, в том числе разработка АРМ.
- Разработка пользовательских инструкций по всем автоматизируемым учетным блокам.
- Инструктирование (обучение) пользователей системы по каждому автоматизируемому учетному блоку.
- Оперативная поддержка пользователей в ходе опытной эксплуатации по каждому автоматизируемому блоку учета, а также при отражении данных по сквозному примеру на основании реальных данных.
- Оперативная поддержка пользователей в ходе опытно-промышленной эксплуатации по каждому автоматизируемому блоку учета.
Работы по адаптации типового решения
Формирование заказов поставщикам по потребностям
Отдел материально-технического снабжения (ОМТС) оформляет заказы поставщикам на основании потребностей производственных подразделений в покупных материалах и комплектующих. Материалы и комплектующие резервируются на центральном складе под заказ, поступивший от экономистов цехов. Для снижения трудозатрат на оформление заказов было доработано рабочее место по обеспечению потребностей:
- добавлена возможность резервировать материалы и комплектующие из свободных остатков центрального склада:
- выведена колонка со свободным остатком;
- разработана команда для резервирования.
- добавлена возможность для резервирования материалов и комплектующих в оформленных ранее заказах поставщикам:
- выведен список заказов без резерва;
- разработана команда для резервирования в заказах.
Автоматизация работы ОТК
Отдел технического контроля осуществляет входной контроль материалов и комплектующих, контроль деталей, узлов и готовой продукции в процессе производства. Было доработано рабочее место для осуществления функций контроля в производстве, доработаны документы приемки ТМЦ для входного контроля. В рамках проекта автоматизированы следующие бизнес-процессы:
- определение материалов, требующих обязательную сертификацию;
- приемка на складе (закупка и поступление на склад сертифицируемой номенклатуры);
- проведение входного контроля:
- передача ТМЦ для контроля в ОТК;
- внесение данных о сертификатах в систему;
- отметка прохождения контроля;
- технический контроль в производстве:
- предъявление продукции на контроль;
- отметка прохождения контроля;
- регистрация серийных номеров комплектующих в привязке к серии продукции;
- оформление актов несоответствия;
- отражение затрат на доработку бракованных изделий.
Расчет плановых калькуляций
Планово-экономический отдел выполняет расчет плановых калькуляций для формирования цены продукции и предоставляет расшифровку заказчикам. Была разработана подсистема для расчета калькуляций, которая включает:
- справочник статей калькуляции, для каждой статьи настраивается один из способов расчета:
- расчет по данным ИБ (расчет по одному из показателей: стоимость сырья и материалов, зарплата основных производственных рабочих, накладные расходы);
- процент от другой статьи;
- сумма статей;
- ручное заполнение;
- регистр для внесения показателей плановой калькуляции;
- справочник видов калькуляций (содержит набор статей);
- документ для расчета калькуляции (расчет выполняется по выбранному виду калькуляции, для разных групп материалов можно использовать различные виды цен, итоговый расчет можно скорректировать вручную).
Разработка автоматизированных рабочих мест:
- автоматизированное место планово-диспетчерского отдела, позволяющее ускорить работу с заказами на производство и перемещение узлов и деталей, производимых в задел;
- автоматизированное место оператора, экономиста, ОТК повышающее удобство работы с большим массивом производственных данных: отражение выпуска, списание материалов на производство, отражение результатов контроля выполнения производственных операций.
Схема архитектуры
Масштаб проекта
Количественные результаты:
- проанализировано и автоматизировано более 250 бизнес-процессов;
- автоматизировано 280 рабочих мест;
- создано и настроено 312 учетных записей в системе;
- настроено 116 профилей;
- разработано 50 внешних отчетов и печатных форм;
- настроено 44 внутренних отчета;
- разработано более 40 пользовательских инструкций;
- рроведено обучение для 128 пользователей.
Особенности перехода с «1С:Управляем производственным предприятием» на «1С:ERP Управление предприятием»
В момент перехода было запущено 348226 заказов на производство. Заказы находились на разной стадии выполнения. Было принято решение не переносить в новую систему начатые заказы, запускать в работу в 1С:ERP только новые заказы. Преимущества данного решения:
- сокращение затрат на перенос данных;
- минимизация ошибок, которые могут возникнуть из-за разных требований систем к качеству данных;
- более комфортный переход на новую систему для пользователей.
Для реализации данного решения был разработан обмен между 1С:УПП и 1С:ERP для переноса данных:
- выпуск деталей, узлов и готовой продукции;
- перемещение деталей, узлов и готовой продукции между складами;
- списание материалов и полуфабрикатов на себестоимость производства.
В результате внедрения информационной системы были достигнуты следующие результаты:
- обеспечен расчет плановой себестоимости по данным ресурсных спецификаций;
- обеспечен расчет фактической себестоимости продукции в разрезе заказов клиентов;
- обеспечена возможность ведения раздельного учета затрат и расчета себестоимости в разрезе заказов клиентов;
- выполнена настройка статей затрат и обеспечен расчет себестоимости в разрезе направлений деятельности и заказов клиентов с необходимым набором аналитик;
- разработан инструмент для формирования плановых калькуляций с гибкой настройкой расчета затрат для каждой статьи калькуляции;
- организована работа ОТК в единой информационной базе вместе с производственными подразделениями, что позволило оперативно отслеживать результаты контроля выполнения производственных операций.
- разработаны новые инструменты обеспечения потребностей производства в материалах упростили работу ОМТС в части резервирования материалов и оформления заказов поставщикам;
- максимально сохранена типовая конфигурация системы, влияющая на трудоемкость ее обновления и технической поддержки.
Планы развития информационной системы предприятия
Развитие функционала ОТК:
- оформление технических паспортов;
- учет затрат на исправление брака;
- процесс согласования актов о браке;