||
Краткое описание

Компания «Газпром автоматизация» построила систему управ­ле­ния бизнес-процессами. Система построена на базе «1С:До­ку­мен­то­о­бо­рот». При этом система «1С:Документооборот» ис­поль­зо­вана как система управления бизнес-процессами (BPM) и в такой роли она является мозгом существующих систем упра­вле­ния. Главный принцип выполнения проекта — фокус на людях и на их взаимодействии. Большой масштаб проекта — в системе работают 1200 сотрудников. При этом система позволила «мягко и ненавязчиво внедряться в рабочие интерфейсы поль­зо­ва­те­лей». Среднее время исполнения поручений сок­ра­тилось с двух недель до двух дней. Среднее время согласования платежей сократилось до двух дней. Проект выполнялся силами спе­ци­а­листов компании без привлечения подрядчика.

Газпром автоматизация
Заказчик

«Газпром автоматизация» — системный интегратор по объектам автоматизации, метрологического обеспечения и связи «Газпром» — одна из крупнейших ИТ-компаний России. Компания обес­пе­чи­вает полный цикл работ от аудита, разработки и НИОКР до внедрения, пуско-наладочных работ, сервисного обслуживания и капитального ремонта автоматизированных систем управления. «Газпром автоматизация» имеет два филиала и 14 дочерних предприятий. В компании работает 5 тыс. сотрудников.

1
Цели и задачи

Цель проекта — повысить эффективность деятельности компании за счёт построения системы управления бизнес-процессами на базе «1С:Документооборот».

Задачи:

  • обеспечить исполнение регламентов и повысить скорость взаимодействия сотрудников;
  • сократить время исполнения поручений;
  • сократить время согласования документов.
2
Ситуация до старта проекта

Бизнес-процессы компании делятся на три группы:

  1. Управляющие процессы: управление поручениями; управление финансами.
  2. Производственные процессы: управление конкурентными закупками; управление проектами; материально-техническое обеспечение; управление производством.
  3. Поддерживающие процессы: управление договорной работой; документооборот; регламентированный учёт; прочее (претензионная работа, логистика).
Евгений Гафаров
Многие считают, что венец автоматизации — это красивые отчёты на экране у директора. Конечно, это не так. Директор прежде всего заинтересован в том, чтобы его поручения исполнялись.
Евгений Гафаров

Специфика проекта заключается в том, что информационно-управляющая система компании «Газпром автоматизация» многокомпонентная. До старта проекта существовала проблема — в ключевой информационной системе было три разных подсистемы управления бизнес-процессами. Все они разрабатывались в разное время разными специалистами, у каждого из них — индивидуальный функционал (к слову, всегда недостаточный). Кроме того, компания имела незаменимых разработчиков, каждый из которых был специалистом в своей узкой области, что вызывало большие трудности в доработке и настройке.

3
Архитектура решения и масштаб проекта

Система управления бизнес-процессами (BPM) представляет собой мозг существующих систем управления. Преимущества использования BPM-систем:

  • деятельность предприятия процессная и проектная;
  • идеология BPM близка нам ментально по образу мыслей;
  • BPM держит в фокусе взаимодействие сотрудников.

Основная идея проекта заключается в том, что система «1С:Документооборот» должна стать «мозговым центром» ИТ-систем компании. И проект по внедрению системы «1С:Документооборот» рассматривался именно как переход на основную BPM-систему. «Корпоративная информационная управляющая система» была тесно интегрирована с системой «1С:Документооборот». Теперь все бизнес-процессы методологи настраивают в системе «1С:Документооборот».

Информационно-управляющая система компании состоит из тесно интегрированных информационных систем, ключевыми элементами которой являются «Корпоративная информационная управляющая система» и «1С:Документооборот» (рис. 1). Система «1С:Документооборот» — это «мозговой центр» ИТ-систем компании. Она помогает использовать компонентный подход и служит ключевой компонентой ИТ-системы компании.

Архитектура информационно-управляющей системы компании «Газпром автоматизация»

Рис. 1. Архитектура информационно-управляющей системы компании «Газпром автоматизация».

Каждая из информационных систем тесно интегрирована с «1С:Документооборот»: настроены как потоки данных, так и потоки управления, то есть передача задач. Основываясь на контексте, полученном из корпоративной информационной системы, и руководствуясь бизнес-процессами, которые настраиваются в «1С:Документооборот», «мозг» ИТ-системы генерирует задачи. Эти задачи попадают в систему, в которой работают пользователи. Пользователи выполняют задачи, после чего отметка о выполнении возвращается в «1С:Документооборот», и бизнес-процесс движется дальше.

Евгений Гафаров
Распространено заблуждение, что «1С:Документооборот» — это прежде всего система электронного документооборота. Мы же считаем, что это в большей степени BPM-система.
Евгений Гафаров
4
Особенности и уникальность проекта

В многокомпонентной информационной системе пользователи зачастую работают с одной информационной базой, но при этом многие бизнес-процессы на предприятии являются сквозными. Система «1С:Документооборот» позволяет их автоматизировать. Например, в одной из систем запущен бизнес-процесс — согласование договора. Событие — старт этого процесса — получено «мозговым центром» системы «1С:Документооборот» (рис. 2). Создана задача на согласование договора юристу, работающему в той же информационной системе, где произошел запуск бизнес-процесса. Юрист согласовывает договор — отметка об исполнении задачи передаётся в «1С:Документооборот», и, соответственно, генерируется новая задача на согласование бухгалтеру, который, в свою очередь, работает в другой информационной системе «1С:Бухгалтерия». Таким образом, система «1С:Документооборот» позволяет поддерживать сквозные бизнес-процессы.

Сквозной бизнес-процесс «Согласование договора»

Рис. 2. Сквозной бизнес-процесс «Согласование договора».

При построении системы управления бизнес-процессами команда проекта придерживалась перечисленных ниже принципов.

  • Комплексный и компонентный подход. Информационная система — это совокупность интегрированных специализированных компонент.
  • Фокус на людях, концентрация усилий на бизнес-процессах:
    • взаимодействие между сотрудниками;
    • эффективность работы сотрудников;
    • взаимодействие команды проекта внутри себя и с пользователями.
  • Учёт среды и контекста. Работающая система — это капитал, в том числе человеческий (навыки, привычки). Необходимо бережно относиться к работающим системам и аккуратно переходить на новые.
  • Выбор адекватных решений и систем:
    • где возможно, использовать типовой функционал;
    • когда нужно, «бесстрашно» создавать свои решения.

Решения «1С» помогают «Газпром автоматизация» следовать этим основным принципам.

«1С:Документооборот» помогает сфокусироваться на людях и их эффективности

Применение данного принципа имеет ряд преимуществ:

  • пользователи работают в «родных» прикладных системах, выполняют задачи в привычных им интерфейсах;
  • работа по регламентам теперь автоматизирована в системе «1С:Документооборот», в привычных формах появляются элементы управления.

«Мы мягко и ненавязчиво внедряемся в рабочие интерфейсы пользователей», — отмечает Евгений Гафаров. В чём же заключается это «мягко и ненавязчиво для пользователей»? Допустим, пользователь работает в привычном ему контексте, например, в списке документов. Он видит в первую очередь именно те документы, по которым у него есть задачи. То есть в привычных формах внимание пользователей фокусируется именно на тех документах, с которыми они должны работать. При этом сотрудники всегда могут переключиться и посмотреть полный список документов.

В каждой информационной системе или для каждой группы пользователей можно предложить свои собственные формы, списки задач. Действующий регламент — это мощное средство повышения эффективности людей и предприятия в целом, система «1С:Документооборот» поддерживает регламенты предприятия. Поток управления обеспечивает выполнение регламента, причём делает это:

  • мягко, то есть внедряется в привычные пользователям интерфейсы;
  • неотвратимо, то есть задачи нельзя проигнорировать, пользователям необходимо их выполнять.

Бережное отношение к существующим системам и аккуратный переход на новые

Зачастую на предприятиях подолгу задерживаются старые системы — люди работают в них давно, уже сложились привычки, методы и навыки. Резко переводить их на работу в новой незнакомой системе — задача непростая. Система «1С:Документооборот» позволяет включить старую систему в многокомпонентную ИТ-систему, сделав её одной из компонент и интегрировав потоки данных и управления. В результате:

  • потоки данных и управления охватывают и новую, и старую системы;
  • появляется свобода в выборе момента отказа от старой системы.

Таким образом, «1С:Документооборот» упрощает переход на новые системы.

5
Результаты проекта

Преимущества компонентного подхода и «мозгового центра»:

  • масштабируемость и тиражируемость: легко подключить новые компоненты к единому «мозговому центру»;
  • централизация логики управления: все бизнес-процессы настраиваются в одном месте;
  • простая кастомизация, высокая адаптивность: каждая группа пользователей, работающая в системе, может получить индивидуальный интерфейс, а внесение изменений в логику процесса возможно без остановки корпоративной информационной системы;
  • лёгкость внедрения и поддержки: ИТ-специалисты выполняют несложную работу — настраивают эти бизнес-процессы в «1С:Документооборот»;
  • оптимальный состав работ: больше настройки, меньше программирования, а значит, легко найти и обучить специалистов по работе с системами. 

До старта данного проекта в информационной системе существовало три разных механизма управления бизнес-процессами. Теперь при переходе на единую BPM-систему все эти проблемы отпали. Таким образом, использование «1С:Документооборот» как ключевой компоненты позволяет избежать технических проблем.

Важно было заставить регламенты работать и повысить скорость взаимодействия. Для этого нужно концентрироваться не на автоматизации конкретных операций и отдельных рабочих мест, автоматизировать не отдельных игроков, а команду и взаимодействие людей.

Евгений Гафаров

Основные результаты по функциональным областям приведены ниже.

  1. Управление поручениями: бизнес-процесс автоматизирован за 2 месяца, среднее время исполнения поручений сократилось с двух недель до двух дней.
  2. Управление финансами: казначейство, согласование платежей; особенность — от трёх до восьми согласующих. Бизнес-процесс автоматизирован за 3 месяца. Эффект: исключены хождения по кабинетам, среднее время согласования платежей сократилось до двух дней.
  3. Организационный документооборот, бизнес-процессы: согласование служебных записок, согласование исходящих писем и ознакомление с приказом. Бизнес-процесс автоматизирован за 4 месяца. Эффект: исключены хождения по кабинетам, среднее время согласования сократилось до одного дня.
  4. Достигнута независимость от уникальных программистов, поддерживающих три самописные подсистемы управления бизнес-процессами.
Евгений Гафаров
Всех этих эффектов было бы невозможно достичь, если бы мы не использовали главный принцип — «фокус на людях».
Евгений Гафаров

Таблица. Уровень автоматизации бизнес-процессов, включённых в рамки проекта, до старта и после завершения проекта.

Бизнес-процессыУровень автоматизации
Управляющие процессыЯнварь 2014Декабрь 2016
управление поручениями 10% 100%
Управление финансами 0% 50%
Производственные процессы
управление конкурентными закупками 0% 80%
управление проектами 0% 60%
материально-техническое обеспечение 70% 80%
управление производством 0% 50%
Поддерживающие процессы
управление договорной работой 10% 100%
документооборот 0% 100%
регламентированный учёт 100% 100%
прочее: претензионная работа, логистика 0% 0%
6
Дополнительная информация о проекте

«Возможно, в будущем нам предстоит переход на новую систему, например, когда подойдёт время внедрять систему «1С:ERP Управление предприятием 2», — отмечает Евгений Гафаров. — Прежде всего, мы сделаем её частью нашей многокомпонентной системы, подключим её к нашему «мозгу», настроим потоки данных и потоки управления, внедримся в интерфейсы, для того чтобы было удобно пользователям. И постепенно, согласно плану, начнём переводить пользователей со старых механизмов на новые».

Версия для печати
Вход для
партнеров
РАБОЧИХ МЕСТ
1,2
тыс
Газпром автоматизация
Январь 2014 —
Центральный федеральный округ РФ

БАЗЫ ЗНАНИЙ "ПРОФКЕЙС"

Отзывы заказчиков
руководитель внутренней автоматизации ПАО «Газпром автоматизация»
Евгений Гафаров
Мы мягко и ненавязчиво внедряемся в рабочие интерфейсы пользователей. При этом мы становимся независимыми от уникальных специалистов, которые поддерживали бы более сложные BPМ-системы.
Новости
17 декабря 2024
О начале розничных продаж курсов «1С:Бизнес-обучение» для первых лиц организаций и топ-менеджмента

Познакомиться с сервисом «1С:Бизнес-обучение», а также получить актуальный список доступных курсов можно на сайте https://bizedu.1c.ru/. Там вы можете изучить подробный план каждого курса, познакомиться с авторами курсов, ознакомиться с видеофрагментом курса, а также приобрести отдельные курсы.

02 декабря 2024
Новое в версии 8.3.26 платформы «1С:Предприятие»

По запросам от партнеров и пользователей были расширены возможности аутентификации, сделан ряд доработок в системе взаимодействия, внедрен новый механизм уведомления клиента, расширены возможности журналирования и аудита, что особенно важно для корпоративных внедрений.