В компании «Регион» построена единая корпоративная информационная система на базе «1С:ERP Управление предприятием 2». В ходе проекта в системе были технически реализованы специфические особенности учёта и управления, связанные с государственным оборонным заказом. В итоге ГНПП «Регион» получило единый контур управления предприятием, который охватывает большинство служб и отделов предприятия. Практика заказчика показала, что внедрение новой информационной системы управления предприятием позволило предприятию получить сквозную аналитику от блока «Заказ клиента» до самых нижних уровней первичных документов.
ГНПП «Регион» входит в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение» является ведущим в России разработчиком и поставщиком высокоточного вооружения для флота и авиации. Проектируемые им корректируемые авиационные бомбы являются одним из самых высокоточных видов вооружения Военно-воздушных Сил России. Предприятие было организовано в 1969 г. Общая численность компании составляет 960 человек.
Цель проекта — объединить все учётные данные ГНПП «Регион» в единой корпоративной информационной системе.
Для достижения цели проекта нужно было решить следующие задачи:
- разработать методологию управленческого учёта;
- внедрить систему класса ERP и автоматизировать следующие функциональные области:
- документооборот;
- закупки (снабжение) и управление отношениями с поставщиками;
- управление продажами, логистикой и транспортом;
- управленческий и финансовый (бухгалтерский и налоговый) учёт;
- анализ данных и прогнозирование;
- обеспечить интеграцию информационной системы управления предприятием со сторонними системами автоматизации.
Система управления ГНПП «Регион» ранее представляла собой совокупность нескольких локальных решений. Многие операции, касающиеся, к примеру, регистрации и передачи данных, осуществлялись пользователями вручную, на бумажных носителях. Возникали проблемы с оперативностью предоставления информации. Стремление руководства предприятия к оптимизации бизнес-процессов и более эффективному контролю ресурсов предприятия, а также пересмотр ранее применявшихся методик работы подразделений и поддержка курса на импортозамещение, привели к решению централизовать все данные компании в одной системе отечественного вендора.
Информационная система управления предприятием «Регион» построена на базе решения «1С:ERP Управление предприятием 2». Были автоматизированы следующие функциональные области:
- закупки (снабжение) и управление отношениями с поставщиками;
- управление продажами, логистикой и транспортом;
- управленческий и финансовый (бухгалтерский и налоговый) учёт;
- анализ данных и прогнозирование.
В ходе проекта были выполнены следующие работы:
Подсистема «Оперативный учет»:
- Учётный блок «Складской учет»:
- формирование и очистка справочника номенклатуры, для этого на предприятии была создана группа для работы со справочником;
- детализация расположения ТМЦ по местам хранения, с указанием особых параметров на каждое место хранения;
- разработаны функции ордерного учёта и обособления ТМЦ под заказ клиента;
- разработаны схемы обеспечения потребности по заказу.
- Учётный блок «Управление закупками»:
- разработан учёт заказов поставщикам и контроль их исполнения;
- настроен учёт взаиморасчётов с поставщиками в разрезе заказов поставщикам;
- внедрён учёт закупок для собственного производства;
- разработаны схемы работы по кооперации.
- Учётный блок «Управление продажами»:
- настроено ведение портфеля заказов покупателей с дополнительными аналитическими разрезами учёта;
- настроен учёт взаиморасчётов с покупателями, в разрезе заказов с покупателями;
- разработан процесс ценообразования.
Подсистема «Казначейство»:
-
- ввод планов БДДС;
- формирование планового платёжного календаря, управление денежной позицией;
- формирование заявок на расходование ДС;
- сбор заявок, согласование и утверждение;
- формирование реестра платежей для исполнения;
- отражение исполнения статуса заявок на расходование денежных средств;
- формирование отчётности по движению ДС.
Подсистема «Бухгалтерский и налоговый учет».
Схема информационной системы «ГНПП Регион». Выделенные красным цветом области будут автоматизированы в рамках следующего этапа развития системы.
Всего было автоматизировано 100 рабочих мест (более 70 пользователей работают в системе ежедневно). В день вводится порядка 500 документов.
В качестве особенностей данного внедрения можно отметить:
- интеграцию с системами корпоративной отчётности и системой централизованного ведения НСИ корпорации «Тактическое ракетное вооружение»;
- учёт при внедрении особенностей расчёта себестоимости в новой подсистеме учёта затрат (вер. 2.2) для нужд выполнения государственного оборонного заказа;
- реализацию отдельных механизмов по планированию списания учёта ТМЦ и построения «Схемы кооперации по выполнению ГОЗ».
Со стороны корпорации «Тактическое ракетное вооружение» к ГНПП «Регион» предъявлены детализированные требования к отчётности и, следовательно, к статьям, разрезам и аналитикам фактических показателей. Эти требования были реализованы в системе. Например, учёт движения ПКИ (учёт остатков, поступления и выбытия со склада) не только по складам и номенклатуре, но и по заказам поставщика, направлению деятельности и договорам, учёт взаиморасчётов в разрезе заказов поставщика, учёт движения капитальных вложений по видам основных средств и нематериальным активам, учёт движения готовой продукции на складе в стоимостном выражении по элементам затрат в разрезе заказов клиента и номенклатуры готовой продукции.
Создание информационной системы управления в ГНПП «Регион» позволило полноценно заменить устаревшие разрозненные ИТ-системы и автоматизировать ключевые бизнес-процессы. В итоге организация получила единый контур управления предприятием, который охватывает большинство служб и отделов предприятия.
Источники эффективности внедрённого решения:
- в области бюджетирования и казначейства: от ручной регистрации данных о фактах по бюджетам и о планируемых платежах перешли к автоматическому сбору и передаче данных в корпоративную систему;
- в области управления закупками: ранее пользователи в бумажном виде передавали заявки данных, а сотрудники службы снабжения консолидировали полученные данные, информация о статусе закупки также запрашивалась у менеджеров службы; теперь пользователи регистрируют в системе потребность в ТМЦ и услугах, а система предоставляет информацию о статусе закупки;
- в области управления продажами и управления складом: повысилась оперативность предоставления руководителям информации о портфеле заказов (статус исполнения, состояние расчётов и т. д.) и складских остатках, руководители имеют возможность получать сведения в режиме онлайн.
Практика заказчика показала, что внедрение новой информационной системы управления предприятием позволило предприятию получить сквозную аналитику от блока «Заказ клиента» до самых нижних уровней первичных документов. Это привело к более оперативному внутреннему документообороту, быстрому доведению необходимой информации до адресата и, соответственно, к сокращению времени на принятие управленческих решений.