||
Краткое описание проекта

Компания «ММК-Уголь» оп­ти­ми­зи­ро­ва­ла и ав­то­ма­ти­зи­ро­ва­ла ве­де­ние уп­ра­влен­че­с­ко­го, ре­гла­мен­ти­ро­ван­но­го и опе­ра­тив­но­го про­и­з­вод­с­твен­но­го учё­та, ох­ва­ты­ва­ю­ще­го все пе­ре­де­лы гор­но­го про­и­з­вод­ства — от за­боя до от­гру­з­ки про­ду­к­ции по­т­ре­би­те­лю. Но­вая си­с­те­ма уп­ра­вле­ния по­с­тро­е­на на ба­зе ре­ше­ний «1С:ERP Го­р­но­до­бы­ва­ю­щая про­мы­ш­лен­ность 2» и «1С:До­ку­мен­то­о­бо­рот КОРП». Она учи­ты­ва­ет осо­бен­но­сти про­и­з­вод­с­твен­но­го учё­та на пред­при­я­ти­ях гор­но­до­бы­ва­ю­щей от­ра­сли, в ча­ст­но­сти, обе­с­пе­чи­ва­ет опе­ра­тив­ный учёт про­и­з­вод­с­твен­ных по­ка­за­те­лей по до­бы­че, про­хо­д­ке, обо­га­ще­нию и от­гру­з­ке про­ду­к­ции, по­ла­в­ный учёт за­трат и ра­с­чёт се­бе­с­то­и­мо­сти в ра­з­ре­зе еди­ниц те­х­ни­ки. В ре­зу­ль­та­те су­ще­с­твен­но сни­же­ны тру­до­за­тра­ты на под­го­то­в­ку уп­ра­в­лен­че­с­кой от­чё­т­но­сти, уве­ли­чи­лась ско­рость ра­бо­ты фи­на­н­со­вой слу­ж­бы, со­к­ра­ти­лось ко­ли­чес­тво оши­бок.

ООО «ММК-Уголь»
Заказчик

Компания «ММК-Уголь» занимается добычей и переработкой коксующихся углей и входит в группу предприятий «Магнитогорский металлургический комбинат», обеспечивая сырьевую безопасность ММК. Производственные подразделения компании: шахта «Чертинская-Коксовая», шахта «Костромовская», центральная обогатительная фабрика и цех сервиса и логистики. Общая численность сотрудников компании «ММК-Уголь» — более 3000 человек.

1
Цели и задачи проекта

Основная цель проекта — автоматизация управленческого, бухгалтерского, налогового и производственного учёта для своевременного оперативного получения информации о состоянии предприятия, быстрого закрытия месяца и оперативного формирования отчётности для головной компании. Кроме того, требовалось обеспечить синхронизацию нормативно-справочной информации и организовать обмен информацией и электронный документооборот с информационными системами компании «ММК», а также внутри предприятия. Эти инициативы направлены на повышение эффективности управления компанией и снижение рисков бизнеса.

Задачи проекта:

  • обеспечение финансового учёта, своевременного формирования регламентированной и управленческой отчётности (управленческий учёт, оперативный учёт, бухгалтерский и налоговый учёт, управление взаиморасчётами, управление дебиторской и кредиторской задолженностью, расчёт себестоимости, обеспечение быстрого закрытия месяца по управленческому и регламентированному учёту);
  • обеспечение контроля и управление денежными средствами (казначейство и управление денежными средствами);
  • обеспечение оперативного учёта производственных процессов по основным процессам: добыча, проходка, переработка, перевозки и транспорт, отгрузка, ремонты, геологоразведка;
  • ведение складского учёта, снабжения и продаж (управление складом, управление закупками, управление запасами, управление продажами);
  • мониторинг и анализ показателей деятельности предприятия (производство, бюджетирование, финансы, управленческая отчётность);
  • ведение электронного документооборота и делопроизводства;
  • интеграция с внешними информационными системами, обмен данными между информационными системами «ММК-Уголь» и «ММК», синхронизация и управление нормативно-справочной информацией.
2
Ситуация до старта проекта

До старта проекта в компании «ММК-Уголь» использовалось несколько информационных систем: несколько информационных баз системы «1С:Управление производственным предприятием» и КИС SIKE. Производственный учёт вёлся в Excel и КИС SIKE. Возможности этих решений не полностью соответствовали потребностям предприятия. Основные недостатки действовавшей на тот момент информационной системы:

  • большое количество информационных баз и обменов информацией между ними;
  • отсутствие достоверной и оперативной производственной информации;
  • недостаток функционала для решения отраслевых производственных задач;
  • нехватка уровня детализации информации;
  • ведение одних и тех же справочников в разных системах, ручной перенос данных;
  • дублирование документов и ввода данных в систему;
  • большое количество плохо документированного нетипового функционала;

Кроме того, бо́льшая часть процессов не была формализована. Для дальнейшего развития системы управления было принято решение перейти на новую комплексную систему, как наиболее современную и отвечающую всем актуальным и перспективным потребностям горнодобывающего предприятия.

Производственный учёт на предприятиях горнодобывающей отрасли имеет свои особенности. Процессы добычи, перемещения и переработки полезных ископаемых характеризуются специфическими показателями, которые необходимо учитывать при автоматизации.

Отметим, что параллельно шла реорганизация предприятия: предприятия компании «Белон» (шахта «Чертинская-Коксовая», шахта «Костромовская», обогатительная фабрика ЦОФ «Беловская» и цех сервиса и логистики) объединялись в компанию «ММК-Уголь».

3
Архитектура решения и масштаб проекта

Новая система управления компании «ММК-Уголь» построена на базе решения «1С:ERP Горнодобывающая промышленность 2». Кроме того, электронный документооборот и делопроизводство внутри предприятия реализовано с помощью системы «1С:Документооборот КОРП», интегрированной с «1С:ERP Горнодобывающая промышленность 2».

Были автоматизированы следующие направления деятельности.

  1. Бухгалтерский и налоговый учёт с возможностями:
    • полавного учёта затрат;
    • расчёта себестоимости в разрезе единиц техники;
    • распределения услуг вспомогательных производств и общепроизводственных расходов на капитальные и текущие расходы проходческих участков;
    • списания расходов будущих периодов на эксплуатационные горно-подготовительные работы;
    • распределения накладных расходов по объектам строительства.
  2. Оперативный учёт и управление производством по основным процессам (добыча, подготовительные работы, перевозки и транспорт, отгрузка продукции железнодорожным транспортом, геологоразведка) с возможностями:
    • оперативного учёта горных работ, времени работы и простоев оборудования, с детализацией по отдельным операциям, условиям работ, причинам простоев;
    • повагонного учёта поступления, перемещения и отгрузки продукции, позволяющего отслеживать перемещения вагонов от поступления на станцию до передачи грузополучателю.
  3. Управленческий учёт.
  4. Управление складом.
  5. Формирование и обеспечение потребностей, управление запасами и закупками.
  6. Управление взаиморасчётами с поставщиками.
  7. Управление продажами, взаиморасчёты с клиентами.
  8. Управление затратами, прочими расходами.
  9. Казначейство и управление денежными средствами с возможностями контроля лимитов для заявок на расход денежных средств и отчётов по бюджету движения денежных средств.
  10. Расчёт плановой и фактической себестоимости продукции.
  11. Документооборот и делопроизводство, а также электронный документооборот с компанией «ММК» для обмена первичными документами между предприятиями группы.

Был доработан функционал следующих подсистем:

  • бухгалтерский и налоговой учёт;
  • управление продажами;
  • управление складом и закупками;
  • казначейство;
  • управление горными работами и технологическими перевозками;
  • управление переработкой и обогащением продукции;
  • управление отгрузкой продукции;
  • управление качеством продукции.

Архитектура системы компании представлена на рисунке.

Архитектура информационной системы «ММК-Уголь»

Архитектура информационной системы «ММК-Уголь»

В рамках создания комплексной системы учёта была реализована единая система нормативно-справочной информации (справочников номенклатуры, контрагентов, договоров). Настроена интеграция с информационной системой головного предприятия (КИС «ММК») в части централизованного управления нормативно-справочной информацией (номенклатура, контрагенты, договора контрагентов), взаиморасчётов, казначейства, бюджетирования, работы с тендерной площадкой и электронного документооборота.

Автоматизировано 100 рабочих мест. Проектная команда состояла из специалистов всех направлений деятельности — программистов, методистов, экспертов, бухгалтеров, технических и производственных специалистов и насчитывала 31 человека (13 человек со стороны исполнителя и 18 человек со стороны заказчика).

4
Особенности и уникальность проекта
  1. Отраслевая специфика. Производственный учёт на предприятиях горнодобывающей отрасли имеет свои особенности. Процессы добычи, перемещения и переработки полезных ископаемых характеризуются специфическими показателями, которые необходимо учитывать при автоматизации. В частности, были реализованы оперативный учёт производственных показателей по добыче, проходке, обогащению и отгрузке продукции, полавный учёт затрат, расчёт себестоимости в разрезе единиц техники, распределение расходов будущих периодов, интеграция с системой ЭТРАН и весовым оборудованием и др. Подключение весового оборудования позволило автоматически загружать в систему данные о весе порожних и гружёных вагонов, а интеграция с системой ЭТРАН — автоматически заполнять реквизиты документов, загружать данные о движении вагонов.
  2. Комплексный подход. Создана комплексная система учёта, объединяющая управленческий, регламентированный и производственный учёт, и охватывающая все переделы горного производства — от забоя до отгрузки продукции потребителю в количественном и качественном выражении.
  3. Реорганизация предприятия. Проект проходил в условиях реорганизации предприятия: предприятия компании «Белон» (шахта «Чертинская-Коксовая», шахта «Костромовская», обогатительная фабрика ЦОФ «Беловская» и цех сервиса и логистики) были объединены в компанию «ММК-Уголь». В результате были пересмотрены ряд бизнес-процессов, изменены требования к документации и отчётности. Наиболее сложной при внедрении стала задача координации действий сотрудников различных подразделений, работающих в единой информационной системе.

Отдельной важной задачей была адаптация сотрудников предприятия к новой системе. Для этого было проведено обучение пользователей по работе в новой системе, подготовлены инструкции пользователей, а также организован переходный период, во время которого часть данных вводилась в старой системе, а часть — уже в системе «1С:ERP Горнодобывающая промышленность 2».

5
Результаты проекта

Главный результат проекта — оптимизация и автоматизация бизнес-процессов. Предприятие «ММК-Уголь» получило комплексную систему учёта, в которой сведены в единое информационное пространство оперативный производственный учёт (добыча, обогащение, перевозки, отгрузка, транспорт и ремонты), управленческий и регламентированный учёт. «Новая система позволяет видеть всю информацию в одном месте на любом этапе производства — от забоя до отгрузки продукции потребителю в количественном и качественном выражении», — говорит Елена Паршукова, начальник управления экономики и финансов «ММК-Уголь».

В ходе проекта достигнута основная цель — быстрое закрытие месяца. Бесшовная интеграция с решением «1С:Документооборот КОРП» позволила оптимизировать процессы согласования документов, обеспечила возможность быстрого внутреннего согласования заявок на расход денежных средств, заказов на внутреннее потребление и других внутренних документов.

Построенная комплексная система учёта позволила существенно снизить трудозатраты на подготовку управленческой отчётности, увеличить скорость работы финансовой службы, сократить количество ошибок и корректировок в течение года.

Версия для печати
Вход для
партнеров
Эксперты фирмы «1С» и партнеров будут рады дать вам консультацию.
Задать вопрос по кейсу
Отзывы заказчиков
начальник управления экономики и финансов «ММК-Уголь»
Елена Паршукова
Переход на «1С:ERP Горнодобывающая промышленность 2» позволил нам создать единую централизованную систему, объединяющую управленческий, регламентированный и производственный учёт. Новая система позволяет видеть всю информацию в одном месте на любом этапе производства — от забоя до отгрузки продукции потребителю в количественном и качественном выражении.
Публикации,
связанные
с проектом
Новости
19 Октября 2018
Управление человеческими ресурсами

Данная книга входит в серию «1С:Академия ERP», другие издания которой также рекомендуются к изучению для понимания процессов, протекающих в компаниях, и их взаимосвязей, как между собой, так и с точки зрения управления персоналом и управления ресурсами предприятия в целом.

15 Октября 2018
«1С:ERP Управление предприятием 2 для Казахстана», ред. 2.4

Основными направлениями развития в редакции 2.4 стали: инструменты управления производством, планирование, инструменты управления продажами, складом и доставкой, финансовый результат и контроллинг, международный финансовый учёт, внеоборотные активы и регламентированный учёт.