Компания «ММК-Уголь» оптимизировала и автоматизировала ведение управленческого, регламентированного и оперативного производственного учёта, охватывающего все переделы горного производства — от забоя до отгрузки продукции потребителю. Новая система управления построена на базе решений «1С:ERP Горнодобывающая промышленность 2» и «1С:Документооборот КОРП». Она учитывает особенности производственного учёта на предприятиях горнодобывающей отрасли, в частности, обеспечивает оперативный учёт производственных показателей по добыче, проходке, обогащению и отгрузке продукции, полавный учёт затрат и расчёт себестоимости в разрезе единиц техники. В результате существенно снижены трудозатраты на подготовку управленческой отчётности, увеличилась скорость работы финансовой службы, сократилось количество ошибок.
Компания «ММК-Уголь» занимается добычей и переработкой коксующихся углей и входит в группу предприятий «Магнитогорский металлургический комбинат», обеспечивая сырьевую безопасность ММК. Производственные подразделения компании: шахта «Чертинская-Коксовая», шахта «Костромовская», центральная обогатительная фабрика и цех сервиса и логистики. Общая численность сотрудников компании «ММК-Уголь» — более 3000 человек.
Основная цель проекта — автоматизация управленческого, бухгалтерского, налогового и производственного учёта для своевременного оперативного получения информации о состоянии предприятия, быстрого закрытия месяца и оперативного формирования отчётности для головной компании. Кроме того, требовалось обеспечить синхронизацию нормативно-справочной информации и организовать обмен информацией и электронный документооборот с информационными системами компании «ММК», а также внутри предприятия. Эти инициативы направлены на повышение эффективности управления компанией и снижение рисков бизнеса.
Задачи проекта:
- обеспечение финансового учёта, своевременного формирования регламентированной и управленческой отчётности (управленческий учёт, оперативный учёт, бухгалтерский и налоговый учёт, управление взаиморасчётами, управление дебиторской и кредиторской задолженностью, расчёт себестоимости, обеспечение быстрого закрытия месяца по управленческому и регламентированному учёту);
- обеспечение контроля и управление денежными средствами (казначейство и управление денежными средствами);
- обеспечение оперативного учёта производственных процессов по основным процессам: добыча, проходка, переработка, перевозки и транспорт, отгрузка, ремонты, геологоразведка;
- ведение складского учёта, снабжения и продаж (управление складом, управление закупками, управление запасами, управление продажами);
- мониторинг и анализ показателей деятельности предприятия (производство, бюджетирование, финансы, управленческая отчётность);
- ведение электронного документооборота и делопроизводства;
- интеграция с внешними информационными системами, обмен данными между информационными системами «ММК-Уголь» и «ММК», синхронизация и управление нормативно-справочной информацией.
До старта проекта в компании «ММК-Уголь» использовалось несколько информационных систем: несколько информационных баз системы «1С:Управление производственным предприятием» и КИС SIKE. Производственный учёт вёлся в Excel и КИС SIKE. Возможности этих решений не полностью соответствовали потребностям предприятия. Основные недостатки действовавшей на тот момент информационной системы:
- большое количество информационных баз и обменов информацией между ними;
- отсутствие достоверной и оперативной производственной информации;
- недостаток функционала для решения отраслевых производственных задач;
- нехватка уровня детализации информации;
- ведение одних и тех же справочников в разных системах, ручной перенос данных;
- дублирование документов и ввода данных в систему;
- большое количество плохо документированного нетипового функционала;
Кроме того, бо́льшая часть процессов не была формализована. Для дальнейшего развития системы управления было принято решение перейти на новую комплексную систему, как наиболее современную и отвечающую всем актуальным и перспективным потребностям горнодобывающего предприятия.
Отметим, что параллельно шла реорганизация предприятия: предприятия компании «Белон» (шахта «Чертинская-Коксовая», шахта «Костромовская», обогатительная фабрика ЦОФ «Беловская» и цех сервиса и логистики) объединялись в компанию «ММК-Уголь».
Новая система управления компании «ММК-Уголь» построена на базе решения «1С:ERP Горнодобывающая промышленность 2». Кроме того, электронный документооборот и делопроизводство внутри предприятия реализовано с помощью системы «1С:Документооборот КОРП», интегрированной с «1С:ERP Горнодобывающая промышленность 2».
Были автоматизированы следующие направления деятельности.
- Бухгалтерский и налоговый учёт с возможностями:
- полавного учёта затрат;
- расчёта себестоимости в разрезе единиц техники;
- распределения услуг вспомогательных производств и общепроизводственных расходов на капитальные и текущие расходы проходческих участков;
- списания расходов будущих периодов на эксплуатационные горно-подготовительные работы;
- распределения накладных расходов по объектам строительства.
- Оперативный учёт и управление производством по основным процессам (добыча, подготовительные работы, перевозки и транспорт, отгрузка продукции железнодорожным транспортом, геологоразведка) с возможностями:
- оперативного учёта горных работ, времени работы и простоев оборудования, с детализацией по отдельным операциям, условиям работ, причинам простоев;
- повагонного учёта поступления, перемещения и отгрузки продукции, позволяющего отслеживать перемещения вагонов от поступления на станцию до передачи грузополучателю.
- Управленческий учёт.
- Управление складом.
- Формирование и обеспечение потребностей, управление запасами и закупками.
- Управление взаиморасчётами с поставщиками.
- Управление продажами, взаиморасчёты с клиентами.
- Управление затратами, прочими расходами.
- Казначейство и управление денежными средствами с возможностями контроля лимитов для заявок на расход денежных средств и отчётов по бюджету движения денежных средств.
- Расчёт плановой и фактической себестоимости продукции.
- Документооборот и делопроизводство, а также электронный документооборот с компанией «ММК» для обмена первичными документами между предприятиями группы.
Был доработан функционал следующих подсистем:
- бухгалтерский и налоговой учёт;
- управление продажами;
- управление складом и закупками;
- казначейство;
- управление горными работами и технологическими перевозками;
- управление переработкой и обогащением продукции;
- управление отгрузкой продукции;
- управление качеством продукции.
Архитектура системы компании представлена на рисунке.
Архитектура информационной системы «ММК-Уголь»
В рамках создания комплексной системы учёта была реализована единая система нормативно-справочной информации (справочников номенклатуры, контрагентов, договоров). Настроена интеграция с информационной системой головного предприятия (КИС «ММК») в части централизованного управления нормативно-справочной информацией (номенклатура, контрагенты, договора контрагентов), взаиморасчётов, казначейства, бюджетирования, работы с тендерной площадкой и электронного документооборота.
Автоматизировано 100 рабочих мест. Проектная команда состояла из специалистов всех направлений деятельности — программистов, методистов, экспертов, бухгалтеров, технических и производственных специалистов и насчитывала 31 человека (13 человек со стороны исполнителя и 18 человек со стороны заказчика).
- Отраслевая специфика. Производственный учёт на предприятиях горнодобывающей отрасли имеет свои особенности. Процессы добычи, перемещения и переработки полезных ископаемых характеризуются специфическими показателями, которые необходимо учитывать при автоматизации. В частности, были реализованы оперативный учёт производственных показателей по добыче, проходке, обогащению и отгрузке продукции, полавный учёт затрат, расчёт себестоимости в разрезе единиц техники, распределение расходов будущих периодов, интеграция с системой ЭТРАН и весовым оборудованием и др. Подключение весового оборудования позволило автоматически загружать в систему данные о весе порожних и гружёных вагонов, а интеграция с системой ЭТРАН — автоматически заполнять реквизиты документов, загружать данные о движении вагонов.
- Комплексный подход. Создана комплексная система учёта, объединяющая управленческий, регламентированный и производственный учёт, и охватывающая все переделы горного производства — от забоя до отгрузки продукции потребителю в количественном и качественном выражении.
- Реорганизация предприятия. Проект проходил в условиях реорганизации предприятия: предприятия компании «Белон» (шахта «Чертинская-Коксовая», шахта «Костромовская», обогатительная фабрика ЦОФ «Беловская» и цех сервиса и логистики) были объединены в компанию «ММК-Уголь». В результате были пересмотрены ряд бизнес-процессов, изменены требования к документации и отчётности. Наиболее сложной при внедрении стала задача координации действий сотрудников различных подразделений, работающих в единой информационной системе.
Отдельной важной задачей была адаптация сотрудников предприятия к новой системе. Для этого было проведено обучение пользователей по работе в новой системе, подготовлены инструкции пользователей, а также организован переходный период, во время которого часть данных вводилась в старой системе, а часть — уже в системе «1С:ERP Горнодобывающая промышленность 2».
Главный результат проекта — оптимизация и автоматизация бизнес-процессов. Предприятие «ММК-Уголь» получило комплексную систему учёта, в которой сведены в единое информационное пространство оперативный производственный учёт (добыча, обогащение, перевозки, отгрузка, транспорт и ремонты), управленческий и регламентированный учёт. «Новая система позволяет видеть всю информацию в одном месте на любом этапе производства — от забоя до отгрузки продукции потребителю в количественном и качественном выражении», — говорит Елена Паршукова, начальник управления экономики и финансов «ММК-Уголь».
В ходе проекта достигнута основная цель — быстрое закрытие месяца. Бесшовная интеграция с решением «1С:Документооборот КОРП» позволила оптимизировать процессы согласования документов, обеспечила возможность быстрого внутреннего согласования заявок на расход денежных средств, заказов на внутреннее потребление и других внутренних документов.
Построенная комплексная система учёта позволила существенно снизить трудозатраты на подготовку управленческой отчётности, увеличить скорость работы финансовой службы, сократить количество ошибок и корректировок в течение года.