Построена типовая информационная система амбулаторного медицинского учреждения на базе системы «1С:Медицина. Больница». Успешно проведено пилотное внедрение и опытная эксплуатация в 3-х поликлиниках Областной клинической больницы №2. Особую сложность представляли миграция исторических данных, а также перенос расписания без остановки деятельности поликлиник. Примерно на 15% ускорилась подготовка протоколов приёма пациентов, примерно на 20% ускорена работа регистратора. В декабре 2017 г. было признано, что новая система на платформе «1С:Предприятие» и системы «1С:Медицина. Больница» хорошо поддерживает деятельность амбулаторных учреждений, и принято решение по её тиражировании и замене западной медицинской ERP-системы во всех амбулаторных учреждениях области. В результате успешно завершено создание регионального сегмента Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Проект выполнен компанией «1С-Медицина-Регион», которая входит в группу компаний «Тюмень-Софт».
Центр информационных технологий Тюменской области — государственное учреждение, подведомственное департаменту информатизации Тюменской области. Центр является оператором подавляющего большинства государственных информационных систем в Тюменской области и областных Центров обработки данных. Одно из направлений деятельности центра — информатизация здравоохранения на уровне региона и создание региональной информационной системы в сфере здравоохранения. Кроме того, центр поддерживает и развивает систему межведомственного электронного взаимодействия.
Цели проекта следующие:
- создать государственную информационную систему, поддерживающую деятельность амбулаторных медицинских учреждений;
- получить объективную картину деятельности медицинской организации;
- обеспечить возможность сравнительного анализа и контроля учреждений;
- обеспечить эффективное расходование бюджетных средств.
Задачи пилотного проекта:
- обеспечение персонифицированного учёта оказанной медицинской помощи, учёт посещений, услуг;
- ведение электронной медицинской карты амбулаторного пациента;
- обеспечение сервисов записи на приём к врачу;
- минимизация ручного труда медицинского персонала при заполнении документов;
- организация максимально эффективной подготовки статистической отчётности;
- создание ГИС в сфере здравоохранения Тюменской области и подключение к Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №555 от 5.5.2018;
- автоматизация предоставления информации о деятельности медицинской организации в органы власти Тюменской области.
В конце 2016 года перед специалистами, создающими государственую информационную систему медицинских организаций региона, встала очередная амбициозная задача — разработка и пилотное внедрение информационной системы для амбулаторно-поликлинического звена. 50 медицинских учреждений амбулаторного звена области были автоматизированы ранее на медицинской ERP-системе западного производителя.
Однако созданное решение обладало рядом недостатков, главный из которых — высокая стоимость сопровождения. Необходимо было в сжатые сроки (менее чем за год) решить эту проблему. Для этого специалисты должны были обеспечить безболезненный переход на «1С:Медицина. Больница» с учётом функционала, созданного за предыдущие 7 лет в западной медицинской ERP-системе, а также учесть допущенные ошибки и пробелы информационной поддержки.
Но главная задача состояла в том, чтобы посмотреть на информационную поддержку медицинских услуг в амбулаторных учреждениях новым взглядом и реализовать новые функциональные возможности, которые были выявлены в ходе анализа процессов. Кроме того, стояла задача организовать миграцию огромного массива данных, который необходимо было сохранить в неизменном виде.
Информационная система управления ресурсами амбулаторных медицинских организаций региона построена на базе продукта «1С:Медицина. Больница». Основные функциональные блоки созданной системы амбулаторной медицинской организации:
- регистратура;
- ведение основных данных пациента;
- участки и прикрепление граждан;
- учёт посещений, услуг и формирование реестров;
- ведение электронной медицинской карты амбулаторного пациента;
- сервисы записи на приём к врачу;
- лабораторные исследования;
- ведение пациентов, страдающих хроническими заболеваниями;
- льготное лекарственное обеспечение.
В систему были добавлены новые возможности, которых не было в старой системе, например оформление электронных листков нетрудоспособности, планирование иммунизации населения, а также запись через Единый портал государственных услуг на приём и профосмотры. Основные сервисы, которые предоставляет информационная система населению и врачам:
- сервисы записи на приём через Региональный портал государственных и муниципальных услуг (РПГУ), Единый портал государственных услуг (ЕПГУ) и портал Медицина 72;
- сервисы получения информации об ЭМК пациента и его несоврешеннолетних детях;
- сервис получения информации об иммунизации пациента и его несовершеннолетних детях;
- сервис записи на диспансеризацию;
- сервис подачи заявки на прикрепление к медицинской организации;
- сервис подачи направления в морфоцентр.
Интеграция с другими информационными системами региона позволяет:
- идентифицировать пациента (ТФОМС — получение информации о полисе пациента, ПФР — получение информации по СНИЛС пациента);
- получать информацию из ПФР о льготах пациента;
- предоставлять информацию о выданных справках для ГИБДД;
- обмениваться электронными больничными с ФСС;
- обмениваться информацией по онкоскринингам с городской системой;
- обмениваться информацией о направлениях с бюро МСЭ.
В качестве пилотной площадки на этом этапе выступали 3 поликлиники Областной клинической больницы №2 (взрослая, детская и травматологическая). Первый запуск системы охватил 460 пользователей. Сейчас, после тиражирования разработанной системы на другие поликлиники региона (на момент написания это 14 учреждений), количество пользователей системы более 2600.
Особеность проекта — миграция исторических данных. Предстояло перенести более двух миллионов протоколов осмотров, столько же результатов лабораторных исследований, всю информацию о населении области, хронических больных, льготах, инвалидностях, планах лечения и так далее, всего 25 различных структур номенклатуры данных.
Миграция осложнялась тем, что в старой работающей информационной системе до последнего дня продолжался ввод данных, часть из которых критичны для деятельности медицинского учреждения — например, расписание приёма и информация о записи пациентов на приём. Перенос этих данных осложнялся тем, что расписание — это живой организм, его нельзя просто так выключить, остановить и перенести. Расписание постоянно меняется регистраторами, врачами, пациентами, которые записываются на приём через интернет. Остановить старую систему для внедрения новой означало полностью парализовать деятельность врачей, поскольку бумажные копии историй болезни уже не использовались.
Отдельно была проведена подготовка персонала поликлиник, привыкшего за долгие годы к работе в другой системе. Использовались несколько основных подходов: обучение в группах, дообучение на местах, подготовка учебных курсов в системе «1С:Корпоративный университет», а также консультации и поддержка пользователей в первые недели запуска системы. В учебных классах ежедневно проводились занятия по 30 — 50 пользователей, а также использовалась практика самостоятельной работы, когда каждый 3-й приём врач параллельно вносит в тестовую программу, чтобы отработать навык.
выросла скорость подготовки протокола приёма пациентов
ускорена работа регистратора
Построена типовая информационная система управления ресурсами амбулаторного медицинского учреждения на базе системы «1С:Медицина. Больница» и успешно завершено создание регионального сегмента Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Отметим, что переход на российские решения не привёл к снижению уровня информационного обеспечения медицинского персонала, напротив, врачи отмечают более удобные интерфейсы. Притом, появились очень важные новые возможности, например, запись на приём через Единый портал государственных услуг во всех поликлиниках, в которых сегодня внедрена система.
Результаты внедрения системы на пилотной площадке (3 поликлиники Областной клинической больницы №2) следующие:
- примерно на 15% ускорилась подготовка протоколов приёма за счёт механизма готовых фраз и механизма «создать на основании»;
- уменьшено время на регистрацию пациента, его верификацию, внесение данных полиса и СНИЛС за счёт наличия сервиса идентификации пациентов (ТФОМС и ПФР);
- практически отсутствуют дубли пациентов, что привело к ускорению работы регистратора примерно на 20%;
- сокращено количество дублей назначений на исследования в лабораторию за счёт дополнительных проверок в назначении анализов (врачи перестали назначать исследование, если оно было заказано другим врачом либо вчерашней датой);
- сокращён бумажный документооборот между медицинским учреждением, работодателем и ФСС за счёт реализаций сервиса электронных больничных.
По итогам опытной и промышленной эксплуатации, в декабре 2017 года было признано, что новая государственная информационая система на платформе «1С:Предприятие» и продукте «1С:Медицина. Больница» соответствует требованиям, предъявляемым амбулаторными учреждениями, и принято решение о её тиражировании и замене западной медицинской ERP-системы во всех амбулаторных учреждениях области.
Миграция амбулаторных медицинских учреждений с западной ERP-системы на платформу «1С:Предприятие» началась в 2018 году. Поскольку их насчитывается 50, то на этот процесс было отведено 2 года. Каждый месяц происходит перевод как минимум одного лечебно-профилактического учреждения — проводятся подготовительные работы, обучение пользователей и перенос исторических данных. На момент написания кейса проведена миграция 14 учреждений, обслуживающих более 70% приписанного к поликлиникам населения области (в целом около 1 млн человек). Сейчас количество одновременных пользователей информационной системы для амбулаторных учреждений — более 2600.
На октябрь 2018 года всего в медицинских информационных системах региона на платформе «1С:Предприятие» работало 4056 пользователей.