«123 Авиационный ремонтный завод» построил современную единую корпоративную информационную систему. Система построена на базе решений «1C:ERP Управление предприятием» и «1С:Зарплата и управление персоналом 8». Обеспечена единая точка доступа и управления документацией, используемой в организации, — от организационно-распорядительной, плановой, кадровой, бухгалтерской и налоговой до технологической и проектно-конструкторской. Особенность ремонтного производства — очень обширная номенклатура: тысячи агрегатов, сотни тысяч узлов и миллионы различных деталей, учёт по комплектам запасных частей, что потребовало специальной подсистемы нормативно-справочной информации.
Акционерное общество «123 Авиационный ремонтный завод» — уникальное предприятие, осуществляющее полный цикл ремонта самолёта, всех его систем и двигателей. Предприятие выполняет ремонт и техническое обслуживание воздушных судов Ил-76, Ил-78, Л-410, УВП-ЭЗ. Это крупнейшее предприятие в России по ремонту Ил-76, а самолёт Л-410 никто больше не ремонтирует. Численность сотрудников — более 2,5 тыс.
Цели проекта:
- Создание современной и единой корпоративной информационной системы.
- Обеспечение возможности комплексного управленческого учёта, управления финансово-экономическими процессами предприятия, а также планированием, продажами, закупками и движением материалов.
- Обеспечение единой точки доступа к документам, используемым в организации: организационно-распорядительным, плановым, кадровым, технологическим, проектно-конструкторским, бухгалтерским и налоговым.
- Автоматизация предоставления отчётности по выполнению государственного оборонного заказа в соответствии с требованиями законодательства РФ (приказ №200, 275-ФЗ, постановление 47).
«Прежде всего, мы ремонтируем Ил-76 и учебно-десантные самолеты Л-410, но также выполняем и коммерческие заказы», — начал беседу Александр Стрижевский, начальник отдела ИТ «123 Авиационного ремонтного завода». Создать корпоративную информационную систему на «123 Авиационном ремонтном заводе» пытались ещё в 2004 году. Но, по многим причинам, прежде всего — неготовности к процессу внедрения, эта идея так и осталась нереализованной.
«123 Авиационный ремонтный завод» участвует в выполнении гособоронзаказа, и учёт должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации для подобных предприятий: приказа Минпромэнерго России №200 от 23.8.2006, закона от 29.12.2012 №275 и постановления правительства РФ №47 от 19.1.1998. Основное требование этих нормативно-правовых актов — полностью прозрачный комплексный учёт затрат и денежных потоков в привязке к выполняемым предприятием госконтрактам. Информационная система должна создаваться с учётом этих требований.
В 2015 году при аудите предприятия специалистами объединенной авиационной корпорации, в которую входит завод, было высказано пожелание создания корпоративной информационной системы. «Мы и сами уже думали об этом, — комментирует Александр Стрижевский. — Указание вышестоящей управляющей организации стало дополнительным стимулом, чтобы стартовать проект по созданию корпоративной информационной системы. Кроме того, мы вошли в дивизион поддержания жизненного цикла самолётов Ил, в частности, Ил-76, и без современной ИС решить основную задачу — поддержание жизненного цикла самолётов — было очень затруднительно».
На момент запуска проекта в начале 2016 года на предприятии использовались следующие системы:
- «1С:Бухгалтерия 3.0»;
- «1С:Зарплата и кадры 7.7»;
- система для ведения базы данных нормативов (собственная разработка на платформе «1С:Предприятие 7.7»);
- система складского учёта (собственная разработка на платформе «1С:Предприятие 7.7»);
- система планирования ремонтов оборудования (собственная разработка на платформе «1С:Предприятие 7.7»);
- система ценообразования и отчётности по гособоронзаказу (собственная разработка на платформе «1С:Предприятие 7.7»);
- система учёта путевых листов и ГСМ.
Из-за отсутствия единой системы учёта не было возможности автоматически сформировать бухгалтерскую и налоговую отчётность предприятия — требовалась масса ручных обработок, одна и та же информация многократно вводилась в разные системы. В результате возникали ошибки. Управленческий учёт и планирование работы предприятия велись полностью вручную — данные собирались и обрабатывались в Excel, со всеми сопутствующими проблемами: высокой трудоёмкостью, низкой оперативностью предоставления информации, неактуальностью данных. Достаточно сложно было вести учёт работы по госконтрактам так, как этого требует законодательство РФ.
Единая корпоративная информационная система «123 Авиационного ремонтного завода» построена на базе решений «1C:ERP Управление предприятием» и «1С:Зарплата и управление персоналом 8». Внедрены следующие функциональные блоки системы:
- управление продажами;
- управление закупками и складской учёт;
- управление нормативно-справочной информацией, сделан первый шаг к созданию PDM-системы для ремонтов;
- планирование производства и его обеспечения, а также оперативный учёт на производстве;
- учёт затрат и расчёт себестоимости;
- бухгалтерский учёт и налоговый учёт;
- кадровый учёт;
- расчёт заработной платы.
Типовой функционал «1C:ERP Управление предприятием 2» был заметно доработан. Прежде всего, доработана подсистема нормативно-справочной информации для ремонтного производства.
- Разработан специальный справочник для хранения сервисной структуры изделия. Эта структура описывает летательный аппарат с точки зрения ремонтных работ — какие узлы и агрегаты самолёта могут обслуживаться и ремонтироваться, их иерархия. Сервисная структура изделия служит основой для остальных производственных документов, а также используется как аналитика для распределения производственных затрат.
- Созданы классификаторы видов ремонтов и сервисных мероприятий. Эксплуатация самолёта требует различных ремонтных мероприятий, которые зависят от показателей наработки агрегатов и узлов летательного аппарата. Эта информация строго регламентирована и зависит от конкретной модели и серии авиатехники.
- Создан каталог запчастей, который описывает взаимосвязь между покупными материалами, деталями, изделиями и агрегатами и узлами сервисной структуры самолёта и указывает, какую номенклатуру разрешено использовать в работе предприятия.
- Создан справочник комплектов запасных частей, который описывает номенклатуру и количество необходимых запчастей и материалов, участвующих в процессе проведения того или иного вида ремонта и которые необходимо иметь на складе предприятия.
- Создан справочник технологических карт, описывающий необходимые виды работ и их объём, при различных стадиях проведения того или иного вида ремонтов.
Подсистема производственного учёта.
- Изменён механизм формирования производственных документов, так как на момент начала ремонта ещё неизвестен точный объём необходимых работ и конечная потребность в материальном обеспечении. По мере проведения дефектации авиатехники и выявления отклонений требуется итеративное создание производственных заказов. Для решения этой задачи в системе были созданы необходимые рабочие места и инструменты, они взаимодействуют с новыми справочниками и стандартными объектами системы.
- Доработан стандартный механизм распределения затрат типовой системы, для того чтобы они распределялись точно в соответствии с производственными заказами.
Складской учёт: создан механизм забалансового учёта агрегатов, узлов и деталей, демонтированных с самолёта в процессе ремонтных работ. Учитывается поступление ТМЦ на хранение, перемещение между местами хранения, установка в момент завершения ремонта.
Планирование: при планировании закупок для взаимодействия новых справочников и типовых механизмов системы потребовались определённые доработки — заполнение ресурсных спецификаций (используются при планировании) по комплектам запчастей и технологическим картам.
«Такой большой объём доработок также связан с тем, что проект был запущен на актуальной на тот момент версии 2.1 системы «1C:ERP Управление предприятием», — отмечает Александр Стрижевский. — Она не имела необходимого функционала для управления ремонтным производством, например, отсутствовала возможность дополнять производственные заказы в процессе работы над ними». Сейчас бо́льшая часть этих возможностей доступна уже в типовой системе.
Расскажем подробнее о функционале единой корпоративной информационной системы.
- Управление продажами. Все заказы клиентов учитываются в системе «1С:ERP Управление предприятием 2», и на их основе формируется план производства. Создаётся план продаж, затем утверждённые заказы клиентов переносятся в план производства, и осуществляется вся дальнейшая работа.
- Планирование и оперативный учёт производства. План производства ведётся в системе «1С:ERP Управление предприятием 2», как план на текущий год, так и переходящий на следующий. На основании этого плана возникает потребность в материалах для обеспечения производства. В рамках финансового планирования прогнозируются затраты и ожидаемый доход. В рамках месячного планирования определяется выпуск продукции собственного изготовления. Затем идёт планирование на цеховом уровне — план работ, которые необходимо выполнить в рамках цеха. Этот план спускается до мастерских и бригадных участков, фиксируется факт выполнения этих работ и расчёт заработной платы за выполнение этих работ.
- Управление закупками. «Планы и сроки обеспечения производства формируются исходя из планов производства и на основе так называемого «казначейского комплекта» запасных частей», — поясняет Александр Стрижевский. На основе «плана производства», «казначейского комплекта» запасных частей и сроков выпуска продукции формируются задания для тех, кто производит закупки по подразделениям. А уже они определяют по направлениям и зонам своей ответственности, что им необходимо приобрести, и формируют заказы поставщикам. По приходу ТМЦ от поставщиков, в момент поступления, на основе этих заказов кладовщики автоматически оформляют приход и соответствующий расход в производство. То есть от планирования и до поступления на производство отслеживается вся технологическая цепочка.
- Управление НСИ. Основой нормативно-справочной информации (НСИ) для обеспечения производства является комплект запасных частей. Вводятся нормативы по всем работам, которые выполняют рабочие в цехах. И, исходя из этого, начисляется заработная плата.
- Учёт затрат. Предприятие выполняет, в основном, работы по гособоронзаказу, поэтому необходимо вести учёт затрат в соответствии с 285 ФЗ. То есть по каждому отдельному выполняемому заказу ведётся раздельный учёт — так называемый наряд-заказ, раздельно по машинам и по двигателям. В соответствии с заказами на производство ТМЦ списываются конкретно под каждый наряд-заказ, который соответствует отдельным машинам. Так же учитывается заработная плата рабочих, она передаётся из системы «1С:Зарплата и управление персоналом 8». В результате раздельно по машинам получаются затраты и по заработной плате, и по основному производству, а также дополнительные расходы. Результаты получают экономисты и бухгалтерия и, затем принимают решения о том, выдерживается ли стоимость ремонта, не выходит ли она за плановые показатели, может быть, следует что-то предпринять, чтобы уменьшить эти расходы.
- Бухгалтерский и налоговый учёт. Помимо бухгалтерской и налоговой отчётности этот блок включает специфическую отчётность для управляющей организации, которая оформлена в стандарте МСФО. По результатам закрытия месяца, квартала из системы «1С:ERP Управление предприятием 2» автоматически получается вся необходимая отчётность: для сдачи в налоговую, отправки в управляющую компанию, а также для принятия решений руководством предприятия.
Всего на предприятии автоматизировано 300 рабочих мест. Постоянно в информационной системе находится порядка 150 пользователей.
Современная авиатехника состоит из тысяч агрегатов, сотен тысяч узлов и миллионов различных деталей. Каждый элемент самолёта должен соответствовать строгим стандартам качества для того чтобы обеспечить безопасную эксплуатацию. Аналогичные требования накладываются и на информационную систему, которая будет использоваться на предприятии, участвующем в создании или обслуживании лётной техники: она должна оперативно обрабатывать большие массивы данных, рабочие места должны быть максимально удобны для пользователей, для того чтобы не отвлекать их от основной работы. Естественно, система обязана предоставлять всю необходимую информацию для принятия грамотных управленческих решений, что не просто из-за сложности ремонтов авиатехники. Для того чтобы система соответствовала этим требованиям, типовой функционал «1C:ERP Управление предприятием 2» и был серьёзно доработан.
Первоначально, по техническому заданию, проект охватывал финансово-экономическую и бухгалтерскую области и не затрагивал планирование, а также производственный блок по ремонту авиационной техники. Основная сложность заключалась в том, что мы недостаточно хорошо понимали, какие возможности системы «1С:Управление предприятием 2» мы можем использовать. Наша ошибка состояла в том, что мы достаточно узко подошли к целям проекта и стремились решить задачи обеспечения работы „горящего” финансово-экономического блока: бухгалтерский учёт, налоговый учёт и движение ТМЦ. А возможности по планирования производства были для нас малопонятными. Но в ходе проекта пришло понимание, что мы можем решить и другие задачи. Мы переговорили с нашим партнёром — компанией «Раздолье», расширили рамки проекта и продлили сроки.
В результате в рамки проекта вошла подсистема планирования, прежде всего планирования обеспечения производства и изготовления деталей собственного производства (их объём не так велик, но они очень важны для ремонтов). Ещё одним нюансом оказалось использование системы «1С:Зарплата и управление персоналом 8». «На момент старта проекта функционал модуля «Заработная плата» в системе «1С:ERP Управление предприятием 2» немного отставал от функционала системы «1С:Зарплата и управление персоналом 8», — отмечает Александр Стрижевский. — Поэтому, чтобы быстро построить систему, мы приняли решение вести расчёт заработной платы в системе «1С:Зарплата и управление персоналом 8». Однако при этом обеспечить обмен данными между системами «1С:ERP Управление предприятием 2» и «1С:Зарплата и управление персоналом 8» в обе стороны. Сколько часов отработал каждый работник, фиксируется в системе «1С:ERP Управление предприятием 2», потом данные передаются в систему «1С:Зарплата и управление персоналом 8», где производятся расчёты, формируется необходимое распределение, и затем данные возвращаются в систему «1С:ERP Управление предприятием 2» для бухгалтерского учёта и разнесения затрат.
Ещё одна особенность проекта связана с тем, что на данный момент у большинства промышленных предприятий России, к сожалению, отсутствует электронная структура изделия. Авиаремонтные заводы не исключение. На предприятии не было электронного учёта, где можно было бы оперативно найти информацию о структуре изделия. Планы производства для выпуска деталей также делались в бумажном виде.
В процессе работы над проектом пришлось не только создавать необходимые технические решения для хранения электронной структуры изделия, но и разрабатывать новые регламенты работы. С учётом масштаба предприятия это была достаточно сложная и ресурсоёмкая задача. Например, в информационной системе «комплект запасных частей» — это не просто таблица, где зафиксирован перечень запасных частей и материалов, он структурирован в соответствии с конструкторско-технологической документацией авиационной техники и имеет древовидную систему с разузлованием по подсистемам.
«У нас процессы согласования документов, выдачи материалов, разрешений замены материалов и другие существовали и ранее, — поясняет Александр Стрижевский. — Но только в бумажном виде, документы проходили „бумажный” путь согласования».
Теперь на предприятии фактически сделан первый шаг к созданию полноценной PDM-системы на базе «1C:ERP Управление предприятием 2». Все документы, которые согласовываются на предприятии, перенесены в систему «1С:ERP Управление предприятием 2».
Кроме того, внесены изменения в стандарты предприятия, в которых описан документооборот. Многие документы, описанные в стандартах как «бумажные», получаются автоматически, в большинстве случаев, из системы «1С:ERP Управление предприятием 2».
«Мы предполагаем, что в конечном итоге в PDM-системе будет содержаться вся конструкторская, технологическая и сервисная структура изделия, которая сейчас используется для проведения ремонтов, — отмечает Александр Стрижевский. — С полной архитектурой авиационной техники, со всеми схемами и т. д. Пока этого нет, но мы планируем в дальнейшем развивать PDM-систему».
Отметим ещё одну особенность ситуации, в которой проходил проект — дефицит специалистов по системе «1С:ERP Управление предприятием 2». В городе Старая Русса, где находится «123 Авиационный ремонтный завод», существует кадровая проблема. «Интерес к системе на предприятии постоянно возрастает, — отмечает Александр Стрижевский. — И мы хотели бы расширить отдел ИТ, поддерживающий и развивающий систему. Нам необходимы специалисты».
ускорено получение управленческой и регламентированной отчётности
Создана современная и единая корпоративная информационная система. Обеспечен комплексный управленческий учёт, единая точка доступа к используемым в организации документам. Качественные результаты проекта:
- учётные процедуры приведены в соответствие с требованиями законодательства для предприятий, участвующих в выполнении гособоронзаказа;
- снижены затраты на предоставление отчётности по выполнению гособоронзаказа в соответствии с требованиями законодательства РФ; значительно снижены трудозатраты на сопровождение учёта;
- выросла оперативность и достоверность учётных данных, так как информация вводится на местах её возникновения и не требует дополнительной ручной обработки;
- возросла исполнительская дисциплина — информационная система позволяет контролировать реальные рабочие процессы предприятия в режиме онлайн.
Количественные результаты проекта:
- получение управленческой отчётности ускорилось примерно на 30%;
- получение регламентированной отчётности ускорилось тоже примерно на 30%.
«Результат проекта — это хорошо отреставрированное здание, к которому сейчас добавляются, довольно гармонично, новые пристройки», — резюмировал Александр Стрижевский. Есть пожелание руководства расширить охват системы на базе «1С:ERP Управление предприятием 2», с тем чтобы она стала основой для всех бизнес-процессов предприятия.
Самое значительное развитие системы — создание полномасштабной подсистемы управления производством. «Мы уже провели опытные и оценочные работы на одном виде авиационной техники, сейчас мы идём по пути того, чтобы все данные, прежде всего детальные затраты по работам и, самое главное, затраты по дефектации, получать из системы, — отмечает Александр Стрижевский. — Сейчас мы имеем укрупнённую картину — по всему цеху. И хотим её детализировать до рабочего места дефектовщика. Чтобы с момента дефектации мы могли определить не только, какие запасные части нам нужны на основе норм, но чтобы и сами эти нормы корректировались в момент проведения дефектации конкретного самолёта или двигателя. Это позволит оперативнее получать информацию про потребности и по обеспечению».
После того, как станет известна более оперативная и точная картина по потребностям производства, будет расширено планирование. Сейчас планирование идёт до уровня цеха и, скорее всего, на этом уровне и останется, но станет более подробным и оперативным. «Нам необходимо не только планировать, но и контролировать, сравнивать план с фактом, — отмечает Александр Стрижевский. — Чтобы у нас был сквозной контроль от дефектации до установки на самолёт или двигатель тех узлов, которые необходимы».
В планах продолжение работ по вводу НСИ, сейчас введено только по двум видам техники, а всего их шесть. Большой объём информации (с учётом различных модификаций) надо выверить, оформить НСИ в соответствии со структурой изделия и номенклатурой.
«Более дальние перспективы связаны с тем, — отметил Александр Стрижевский, — что с мая 2018 года мы вошли в новый холдинг «Публичное акционерное общество Ил», в дивизион обеспечения жизненного цикла самолётов Ил. «Публичное акционерное общество Ил» рассчитывало получать из нашей системы планирования потребность в запчастях, так как ряд поставщиков теперь перешли в подчинение управляющей компании и это позволит более оперативно обеспечивать наше производство запасными частями. Кроме того, «Публичное акционерное общество Ил» является держателем конструкторской и технологической документации, и планируется взять за основу эти данные и перенести в нашу PDM-cистему для того, чтобы обеспечивать жизненный цикл тех самолетов Ил, которые сейчас очень востребованы».