Компания «Ренессанс Косметик» сократила производственные издержки на 30% с помощью системы производственного учета на базе решения «1С:ERP Управление предприятием 2». На запуск автоматизированной системы в промышленную эксплуатацию потребовалось 10 месяцев. В результате производство в полной мере обеспечено требуемым количеством сырья и полуфабрикатов. Оборачиваемость материалов и готовой продукции ускорилась на 20%, как следствие, сократились затраты на закупку материальных ресурсов. Оптимизирована загрузка производственных мощностей. Срок исполнения заказа снизился с 7 до 5 дней. Усилился контроль за затратами на выпуск продукции и рентабельностью производства.
«Ренессанс Косметик» — крупное предприятие по производству косметических товаров и средств бытовой химии, работающее более 17 лет. Производство организовано по принципу «полного цикла». В ассортименте более 600 наименований продукции, которая создается на собственных производственных площадях. «Ренессанс Косметик» имеет широкую дистрибуцию: от Калининграда до Сахалина и от Якутии до границы с Таджикистаном. А также в странах СНГ и на территории КНР.
Цель проекта: построить систему производственного учета и планирования.
Задачи проекта:
- Автоматизация процесса объемно-календарного планирования с учетом специфики компании (план продаж, план производства, план закупок).
- Автоматизация производственного процесса предприятия с учетом особенностей компании (частичный выпуск, нормы брака, вторичное сырье).
- Обеспечение полного расчета себестоимости готовой продукции и собственных полуфабрикатов (материальные затраты, трудозатраты).
- Подбор, подключение и настройка дополнительного оборудования — производственных весов.
- Модернизация интеграции между «1С: Предприятие 8. ERP Управление предприятием 2» и имеющейся информационной системой складского учета в части производственного учета, а также ускорение обмена.
Ранее на предприятии производственный учет велся на базе складских документов, что не позволяло получить полную и достоверную себестоимость готовой продукции и собственных полуфабрикатов в программе. Объемно-календарное планирование отсутствовало – производственные планы зависели от заказов клиента. Если заказ поступал неожиданно, приходилось в срочном порядке перестраивать производство и переналаживать линии. Чтобы снизить влияние колебаний спроса на продукцию, специалисты компании решили поддерживать на складе страховой запас продукции – неснижаемый остаток. Иногда это решало проблему. Но при таком ассортименте готовой продукции — более 600 позиций, а материалов в разы больше, возникала другая проблема. Под такие объемы не хватило бы никакого склада.
Постоянные переналадки приводили к незапланированным расходам материала и общему снижению эффективности производства. Чтобы снижать издержки и количество переналадок, а также производить продукцию по более выгодной цене, компании требовалось автоматизировать производственный учет и объемно-календарное планирование.
Система производственного учета построена на базе «1С:ERP Управление предприятием 2». На запуск автоматизированной системы в промышленную эксплуатацию потребовалось 10 месяцев.
Автоматизированы следующие функции:
- Закупки (снабжение) и управление отношениями с поставщиками:
- оформление заказов поставщикам,
- планирование закупок.
- Производство, услуги:
- объемно-календарное планирование производства,
- планирование потребности в материалах,
- расчет фактической себестоимости,
- управление данными о составе и структура изделия, рецептура,
- управление данными о технологии производства (маршрутные карты),
- учет затрат на производство,
- учет производственных заказов.
- Планирование продаж.
- Бухгалтерский учет производственных операций.
Прикладная схема архитектуры
В рамках проекта выполнены следующие доработки:
- Разработана методология ведения в информационной системе «1С:Предприятие 8. ERP Управление предприятием 2» функционала объемно-календарного планирования с учетом специфик (корректирующие планы продаж, долгосрочные поставки товаров, дополнительные критерии номенклатуры – минимальная партия, страховой запас).
- Разработана методология отражения в информационной системе «1С:Предприятие 8. ERP Управление предприятием 2» производственных операций. В разработанной методологии были учтены все особенности, которые присутствуют на предприятии (частичный выпуск, нормы брака, вторичное сырье).
- Разработан алгоритм для производственного планирования, который учитывает все особенности (требования) компании. Алгоритм определяет, на каком лучше оборудовании запустить изготовление продукции с учетом обеспеченности материалами, доступности операторов и единиц оборудования, производительности единиц оборудования, необходимости запускать ранее или параллельно собственные полуфабрикаты, желаемой дате выпуска.
- Разработана методология ведения в информационной системе «1С:Предприятие 8. ERP Управление предприятием 2» функционала производственного планирования. Подготовка данных для планирования, а именно заполнение информации по доступности и времени работ единиц оборудования и бригад, учет матрицы переналадок, заполнение форм и прессформ по позициям, внесение данных по производственному процессу (время изготовления, список единиц оборудований, подготовительное время).
- Разработана и внедрена методология учета (планирования) ремонтов в системе «1С:Предприятие 8. ERP Управление предприятием 2» – фиксация наработок, анализ текущего состояния по единицам оборудования, определения начала планового ремонта.
- Внедрен партионный (серийный) учет с учетом сроков годности.
- Заполнена вся необходимая нормативно-справочная информация и перенесены остатки для объемно-календарного планирования, производственного учета и производственного планирования (планирования ремонтов).
- Разработан отчет «Диаграмма Ганта» для анализа производственного планирования и планирования ремонтов. Отчет выводит информацию в графическом и удобном для анализа виде. Отчет строится за любой период по производственным цехам, по всей изготавливаемой продукции и по всем единицам оборудования.
- Подобраны с учетом выставленных требований дополнительное оборудование – производственные весы. Подключено и настроено оборудование.
- Настроен обмен между «1С:Предприятие 8. ERP Управление предприятием 2» и «1С:Бухгалтерия», «1С:Предприятие 8. ERP Управление предприятием 2» и «1С:ЗУП».
- Оптимизирован процесс интеграции между «1С:Предприятие 8. ERP Управление предприятием 2» и информационной системой складского учета.
- Разработано автоматизированное рабочее место для отражения фактических данных по выполнению производственного процесса для операторов (рабочее место позволяет отразить старт, остановку, завершение работы единицы оборудования при изготовлении номенклатуры).
- Разработано автоматизированное рабочее место для отражения фактических данных по выполнению плановых и внеплановых ремонтов для наладчиков (рабочее место позволяет отразить старт, завершение работы единицы оборудования при ремонте).
- Разработаны видео-инструкции для всех процессов объемно-календарного планирования, производственного учета и производственного планирования (планирования ремонтов).
Особенности проекта:
- Возможность работы с огромным объемом информации, количественно-суммовое планирование как продаж, так и производства и соответственно закупа.
- Планирование закупа в валюте, возможность расчета сроков доставки сырья и комплектующих.
- Планирование производства, расчет сроков по выполнению заказов, учет производства по минимальным партиям, снижение перестроек и переналадок оборудования.
- Планирование продаж с учетом сезонности, с учетом акционных продаж, планирование в разрезе видов номенклатуры, номенклатуры, по клиентам.
Сокращение производственных издержек
Ускорение оборачиваемости материалов и готовой продукции
Сокращение вынужденных переналадок производства
После внедрения были достигнуты следующие результаты:
- В производство запускается только та продукция, которая необходима (под заказы клиента или для поддержания страхового запаса). Не производится то, что не нужно.
- На склад производятся собственные полуфабрикаты или закупаются материалы, только необходимые для производства. Это позволяет уменьшить срок хранения и увеличить оборачиваемость готовой продукции, сырья и комплектующих.
- Срочные заказы покупателя и все возникающие корректировки планов продаж выполняются оперативно. Заказы выполняются в срок, нет штрафов за срыв поставок.
- Сохранена ритмичность производства с учетом оптимальной партии запуска.
- Партионный учет (серийный учет) позволяет отследить цепочку движений материала от закупа до передачи в производство (по готовой продукции от изготовления до продажи).
- Рассчитывается в системе полная себестоимость по готовой продукции и собственным полуфабрикатам.
- На основании этапов производства появилась возможность отражения операций выработки сотрудников, расчета сдельной заработной платы.
Количественные результаты проекта
- Оборачиваемость материалов и готовой продукции ускорилась на 20%, как следствие, сократились затраты на закупку материальных ресурсов.
- Часть «срочных» заказов перешла в категорию «плановых», количество служебных записок от отдела продаж сократилось на 50%, соответственно, вынужденных переналадок производства стало в два раза меньше.
- Оптимизирована загрузка производственных мощностей.
- Срок исполнения заказа снизился с 7 до 5 дней.
- Сокращение количества переналадок позволило на 30% снизить связанный с ними перерасход материалов.
- Повысилась точность расчета себестоимости готовой продукции.
- Усилился контроль за затратами на выпуск продукции и рентабельностью производства.