В «ДОМ.РФ» построили систему бухгалтерского, налогового и управленческого учета на базе решения «1С:Бухгалтерия некредитной финансовой организации КОРП». В рамках проекта компания перешла на единый план счетов и использование отраслевых стандартов бухгалтерского учета. Особенность проекта — комплексный подход к решению задач автоматизации бизнес процессов: от разработки методологической базы до создания информационной инфраструктуры.
«ДОМ. РФ» (до марта 2018 года — Агентство ипотечного жилищного кредитования) является финансовой организацией, осуществляющей содействие проведению государственной жилищной политики, развитию жилищной сферы, в том числе за счет привлечения в нее инвестиций.
Цель проекта: переход компании на единый план счетов и использование отраслевых стандартов бухгалтерского учета.
Для достижения поставленной цели в рамках проекта решались следующие задачи:
- Разработка методологии ведения бухгалтерского и налогового учета, а также формирования регламентированной отчетности, надзорной отчетности по отраслевым стандартам бухгалтерского учета и отдельной финансовой отчетности для некредитных финансовых организаций.
- Автоматизация бухгалтерского учета по отраслевым и российским стандартам бухгалтерского учета.
- Автоматизация налогового учета.
- Расчет отложенных налогов и формирование бухгалтерской (финансовой), надзорной, налоговой и МСФО-отчетностей в соответствии с разработанной методологией.
- Автоматизация учета административно-хозяйственной деятельности для некредитных финансовых организаций в соответствии с требованиями отраслевых стандартов бухгалтерского учета, налогового учета и налоговой отчетности.
С 1 января 2018 года для профессиональных участников рынка ценных бумаг вступили в силу единый план счетов и отраслевые стандарты бухгалтерского учета, разработанные Банком России. Поэтому некоммерческим финансовым организациям, входящим в группу, необходимо было перейти на ведение бухгалтерского и налогового учета по новым правилам. Их надо было перевести на новую учетную систему, прддерживающую отраслевые стандарты бухучета, а также реализовать интеграционные потоки между новой системой и историческими учетными системами остальных организаций группы для формирования консолидированной отчетности по МСФО.
Система бухгалтерского, налогового и управленческого учета построена на базе решения «1С:Бухгалтерия некредитной финансовой организации КОРП». Автоматизированы следующие функции:
- Управленческий учет.
- Бухгалтерский учет.
- Банк и касса.
- Завершение периода.
- Нематериальные активы.
- Основные средства.
- Расчеты с контрагентами.
- Регламентированная отчетность.
- Товарно-материальные ценности.
- Торговые операции.
- Учет в обособленных подразделениях.
- Налоговый учет.
- Управление имуществом.
Функциональные требования, предъявляемые к системе, потребовали модификации решения:
- настроены правила открытия счетов аналитического учета согласно методологии,
- реализован учет на плане счетов некредитной финансовой организации;
- разработан нетиповой модуль учета объектов недвижимости (отражение имущества на балансе, корректировка стоимости, учет расходов на продажу и содержание имущества, продажа);
- реализовано формирование регистров налогового учета согласно методологии.
Настроена интеграция с:
- «1С:Управление холдингом».
- «1С:Зарплата и управление персоналом».
- Главной книгой и системой отчетности не на платформе «1С:Предприятие».
- С системой автоматизации бэк-офисной деятельности финансовой организации стороннего разработчика:
- выгрузка событий по открытию и закрытию лицевых счетов,
- бухгалтерских проводок и всей сопроводительной аналитической информации;
- выгрузка лицевых счетов, оборотов, остатков и дополнительных сведений о закладных и объектах имущества;
- выгрузка налоговых регистров по налогу на прибыль по операциям административно-хозяйственной деятельности и соответствующих параметров ведомости отложенных налоговых активов и обязательств;
- загрузка рассчитанной пропорции по облагаемым / необлагаемым доходам по данным налоговых регистров и подготовленных показателей для декларации НДС.
- MDM-система (система управления мастер-данными) и интеграционная шина — обмен данными и общекорпоративной нормативно-справочной информации.
Функциональная архитектура системы
В информационной системе зарегистрировано более 200 пользователей, количество одновременных подключений — около 100. В качестве основного способа доступа пользователей к базам данных используется доступ по технологии тонкого клиента. Также обеспечивается доступ по технологии веб-клиента с использованием интернет-браузера.
Особенность проекта — комплексный подход к решению задач автоматизации бизнес процессов: от разработки методологической базы до создания информационной инфраструктуры.
Проект выполнялся совместно с компанией KPMG, эксперты которой не только провели большую методологическую работу по унификации нормативно-справочной информации группы и разработке методологии ведения учета и консолидации отчетности, но и принимали участие на всех последующих этапах проекта, от технического проектирования до передачи системы в промышленную эксплуатацию. Кроме того, ход проекта контролировала компания Ernst&Young, выступавшая в качестве контролера качества.
В ходе проекта была осуществлена миграция системы учета административно-хозяйственной деятельности некредитных финансовых организаций на новый программный продукт с максимальным сохранением функциональности и используемых интеграционных потоков.
Основным результатом проекта является своевременный переход некредитных финансовых организаций на единый план счетов и учет по отраслевым стандартам бухгалтерского учета. В рамках проекта построена новая инфраструктура и скорректированы бизнес-процессы.