||
Краткое описание

Клинический центр Сеченовского университета запустил создание электронных медицинских карт на 1500 рабочих местах. Программный продукт «1С.Медицина:Больница» позволяет вести электронные медицинские карты 780 000 пациентов. Электронная медкарта заполняется по шаблонам медицинских документов и готовым фразам-шаблонам. В результате сокращено время на заполнение карты, что позволяет специалисту больше времени уделить осмотру пациента. Сокращено время на оформление выписки и работы врача с документацией. При этом достигнуто высокое качество и стандартизация этих документов. На заполнение выписного эпикриза в стационаре (который аккумулирует все созданные ранее записи – первичный осмотр, протоколы операций и т.д.) ранее уходило 35-40 минут, сейчас - всего 20. К системе подключены лабораторные анализаторы, результаты лабораторной диагностики попадают прямо в электронную карту, доставка бумажных бланков лабораторных исследований больше не нужна. Система интегрирована с PACS «Гамма-Мультивокс», приборы лучевой диагностики (ангиограф, КТ, МРТ, УЗИ, маммограф и другие) обмениваются информацией с медицинской системой. Результаты диагностики попадают непосредственно в электронную карту в виде ссылки на медицинские изображения. В результате врачи-клиницисты имеют доступ в результатам диагностики сразу после проведения исследования.

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
Заказчик

Клинический центр пер­во­го Московского го­су­дар­ствен­но­го ме­ди­цин­ско­го уни­вер­си­те­та им. И. М. Сеченова еже­год­но обес­пе­чи­ва­ет ле­че­ни­ем свы­ше 60 ты­сяч ста­ци­о­нар­ных и око­ло 500 ты­сяч ам­бу­ла­тор­ных па­ци­ен­тов. Ме­ди­цин­ская по­мощь ока­зы­ва­ет­ся в 6 мно­го­про­филь­ных уни­вер­си­тет­ских кли­ни­чес­ких боль­ни­цах и 2 медицинских цен­трах. Все­го в кли­ни­чес­ком цен­тре ра­бо­та­ет свы­ше 5000 со­труд­ни­ков, в том чи­сле бо­лее 1000 вра­чей и 1500 мед­сес­тёр. Клинический центр является одним из крупнейших лечебных учреждений РФ и входит в тройку самых крупных университетских клиник Европы. Приоритет университетского Клинического центра — оказание высокотехнологичной и специализированной медицинской помощи высококлассными специалистами. Более 50% хирургических операций являются эндовидеохирургическими или роботическими

1
Цели и задачи

Основные цели проекта:

  • обеспечить преемственность оказания медицинской помощи, а также одновременный доступ к этой информации медицинских специалистов всех подразделений Клинического центра Сеченовского университета;
  • сократить время заполнения медицинских документов;
  • организовать оперативный доступа врачей и пациентов к ЭМК (электронной медицинской карте).

Задачи проекта:

Обеспечить хранилище персональной медицинской информации пациентов, формировать медицинские докуменов, которые являются частью электронной медицинской карты пациента и отражают результаты выполнения медицинской услуги (текст медицинского заключения, диагноз по МКБ10, назначенные услуги и т.д.).

2
Ситуация до старта проекта

До начала проекта каждый заведующий университетской клиники тратил 5-15% своего времени на обработку медицинской документации, отрываясь от организации лечебного процесса. Кроме того, если пациент лечился в двух разных подразделениях Клинического центра, анализы или результаты диагностических исследований пациентам приходилось сдавать по несколько раз для каждой больницы. Это затягивало сроки лечения, негативно сказывалось на отношениях с пациентами, так как им приходилось тратить время и деньги (в случае платных услуг) на повторную сдачу анализов.

3
Архитектура решения и масштаб проекта

Внедренный на 1500 рабочих мест программный продукт «1С:Медицина.Больница» позволяет вести электронные медицинские карты 780 тысяч пациентов Клинического Центра Сеченовского университета. Электронная карта каждого пациента формируются из электронных медицинских документов. Динамика использования медицинских документов по месяцам за 2018 год представлена на рисунке 1. При регистрации факта выполнения медицинской услуги (прием, процедура, исследование, осмотр, консультация и пр.) формируется медицинский документ, который отражает результаты выполнения услуги. 

sechenova_MD.jpg

Рисунок 1. Медицинские документы подразделений Сеченовского университета и динамика использования медицинских документов по месяцам за 2018 г.

Медицинские документы могут храниться в виде структурированных данных с использованием стандарта ГОСТ Р ИСО/HL7 27932-2015 «Архитектура клинических документов HL7. Выпуск 2 (HL7 CDA R2)» на основе языка разметки XML, а также в виде любого MIME-закодированного объекта, включая отсканированный образ документа, текстовый или табличный документ в одном из распространенных форматов, изображение или иной мультимедийный объект. Медицинские документы имеют второй уровень формализации, который предполагает введение структуры заголовка и разделов тела документа. Для обеспечения возможности машинной обработки персональных и медицинских данных пациента используются отраслевые классификаторы, например, МКБ-10. 

Медицинские изображения диагностического качества включаются в CDA-документ посредством ссылки на внешний источник информации.

 1C_Shema_Cl_Sechenov.jpg

 Рисунок 2. Формирование медцинских документов

Для формирования медицинских документов используются шаблоны медицинских документов. Шаблон позволяет медицинскому работнику формировать и редактировать медицинские документы, при этом шаблон оказывает интеллектуальную поддержку врачу, следит за правильностью формирования медицинского документа, проверяет орфографию. Для формирования электронных медицинских карт в Клиническом центре Сеченовского университета необходимо несколько сотен шаблонов. На текущий момент в Клиническом центре создано 213 шаблонов: при этом 162 из них созданы в режиме «1С:Предприятие» администраторами системы (без навыков программирования) и 51 - в режиме конфигурирования (для этого нужны навыки программирования). Количество созданных шаблонов по каждому типу медицинского документа приведено в таблице 1.

ШМДКол-во ШМД

Эпикриз стационара

15

Протокол консультации

60

Протокол инструментального исследования

38

Первичный осмотр в приемном отделении

8

Этапный эпикриз

5

Хирургическая операция

6

Дневниковая запись

14

Первичный осмотр в отделении стационара

38

Протокол манипуляции

23

Эпикриз в стационаре выписной

6

Таблица 1. Число созданных шаблонов медицинских документов по типам

Каждой медицинской услуге может соответствовать один или несколько шаблонов. Перед началом формирования медицинского документа медицинский работник может выбрать тот шаблон, который наиболее подходит для конкретного случая. Для формирования составных медицинских документов используется механизм, позволяющий получать данные из информационной базы, в том числе и данные ранее сохраненных медицинских документов. Это значительно ускоряет работу сотрудников каждого подразделения. 

Для быстрого формирования медицинского документа используется механизм готовых фраз. Для создания готовых фраз и их актуализации наличия технических знаний не требуется. Механизм рассчитан на его использование медицинскими работниками. Готовые фразы используются с любым шаблоном медицинского документа. Всего создано 3749 фраз-шаблонов, из них 1023 — так называемые структурированные, которые позволяют при выборе вставлять в разные поля ввода соответствующие им заготовки текстовых значений. Право редактирования готовой фразы есть только у автора, остальные сотрудники могут только просматривать и использовать готовую фразу. Кроме того, врач может выбрать себе определенное количество фраз, которыми он чаще всего пользуется, и поместить их в «Избранное», остальные фразы будут по умолчанию скрыты.

Рисунок 3. Среднее количество готовых фраз, используемых одним врачом

Рисунок 3. Среднее количество готовых фраз, используемых одним врачом

Шаблоны медицинских документов и готовые фразы значительно ускоряют процесс формирования медицинских документов.

Лабораторная информационная система на базе «1С:Медицина.Клиническая лаборатория», к которой подключены лабораторные анализаторы, является частью комплексной медицинской информационной системы. Заказ на лабораторную диагностику загружается в прибор, после чего выполняется исследование. Результаты лабораторной диагностики попадают прямо в электронную карту, доставка бумажных бланков лабораторных исследований больше не нужна.

Система интегрирована с PACS «Гамма-Мультивокс», что позволяет передавать сведения о направлении пациентов на исследования прямо на приборы лучевой диагностики (ангиограф, компьтерный томограф, магнито-резонансный томограф, аппарат ультразвукового исследования, маммограф и другие). Результаты диагностики попадают непосредственно в электронную карту в виде ссылки на медицинские изображения. 

Согласно внутреннему приказу Университета реализована возможность фиксации, заполнения по медицинским документам и печати протоколов врачебных комиссий, в том числе «Протокол подкомиссии экспертизы временной нетрудоспособности, Протокол лечебно-контрольной подкомиссии», «Протокол подкомиссии по изучению летальных исходов»).

Оценка качества медицинской помощи проводится в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 10 мая 2017 г. № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». 

Для руководства Клинического центра создан отчет, позволяющий контролировать заполнение врачами медицинских документов по амбулатории.

4
Особенности и уникальность проекта

Особенностью проекта является сам подход к созданию инструмента для создания новых шаблонов медицинских документов. Перечень шаблонов никогда не будет окончательным по разным причинам: в стране существуют различные школы и подходы к лечению заболеваний, появляются новые виды терапии, часто врачи одной специальности хотят иметь разные шаблоны осмотра, эпикриза и т.д. Все это требует от медицинской информационной системы определенной гибкости и удобства использования инструмента по созданию шаблонов: инструмент должен позволять формировать не очень сложные шаблоны без программирования. Поэтому в рамках проекта был создан перечень сложных шаблонов в режиме конфигурирования с участием команды партнера. Но основной перечень шаблонов создавали администраторы в клиниках, которые не имеют компетенций в конфигурировании.

Еще одной особенностью является масштаб и территориальная распределенность объектов Клинического центра. Объекты расположены в разных концах города Москвы и Московской области. Сейчас одновременный доступ к электронной карте возможен из любого объекта. Все 14 территориально распределенных объектов подключены к единому защищенному сегменту информационной сети и работают в одной базе данных в кластере серверов «1С:Предприятие 8».

5
Результаты проекта

Сокращение трудозатрат

60%

Ускорение обработки заказов

50%

Сокращение расходов

30%

В результате выполнения проекта достигнуты следующие результаты:

  • сокращено время на формирование медицинской документации. Поскольку необходимая информация есть в истории болезни, на оформление выписки уходит меньше рабочего времени врача. При этом гарантируется высокое качество и стандартизация этих документов. При этом врач, к которому обратится больной уже после выписки, получит не только качественно оформленный выписной эпикриз, но и полный перечень выполненных за время пребывания в стационаре результатов анализов, обследований и консультаций.  Наличие таких документов помогает врачу выбрать верную тактику на этапе долечивания. В подразделениях Сеченовского университета на заполнение выписного эпикриза в стационаре (который аккумулирует все созданные ранее записи – первичный осмотр, протоколы операций и т.д.) ранее уходило 35-40 минут, сейчас – всего 20;
  • сокращены издержки на проведение лабораторной диагностики пациентов. К системе подключены лабораторные анализаторы, на которых после получения данных заказа выполняется исследование. В результате лаборатория заносит результаты анализов в электронную карту. Доставка лабораторных исследований на бумаге больше не нужна;
  • обеспечен оперативный доступ ко всей истории болезни пациента за любой период оказания медицинской помощи. Если больной поступает не впервые, то его предыдущая история болезни тут же извлекается из архива. Врач может оперативно ее просмотреть и перенести из неё в новый случай заболевания анамнез заболевания. В результате врач значительно экономит время;
  • сокращено вреня на формирование направления на исследование. Когда лечащему врачу требуется направить больного на какое-либо исследование, бланк направления собирается автоматически из имеющейся в истории болезни информации;
  • обеспечена преемственность оказания медицинской помощи. Информация о каждом пациенте доступна пациенту и любому врачу в каждом из 14 клинических центров. Ознакомиться с содержимым электронной карты амбулаторного и стационарного больных могут несколько специалистов поликлиники одновременно. При этом возможно не только одновременное чтение карты, но и ее заполнение. Из карты можно получить сведения о результатах медицинского обследования, о наличии заболевания, информацию об установленном диагнозе и прогнозе развития заболевания, сведения о методах оказания медицинской помощи и связанном с ними риске, информацию о возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.

Экономический эффект:

  • сокращение трудозатрат в подразделениях на 60%;
  • ускорение обработки заказов на 50%;
  • сокращение операционных и административных расходов на 30%.
Версия для печати
Вход для
партнеров
РАБОЧИХ МЕСТ
1,5
тыс
Отрасль
Медицина
Август 2017 —
Центральный федеральный округ РФ
Эксперты фирмы «1С» и партнеров будут рады дать вам консультацию.
Задать вопрос по кейсу

БАЗЫ ЗНАНИЙ "ПРОФКЕЙС"

Отзывы заказчиков
начальник управления организационного обеспечения и контроля качества медицинской деятельности Клинического центра Первого МГМУ им. И.М. Сеченова
Реброва Екатерина Леонидовна
Благодаря «1С:Медицина.Больница» 14 подразделений Сеченовского университета обеспечены единой системой ведения и хранения медицинских карт. Врачам больше не нужно заниматься рутинной работой. Они могут больше времени уделить пациентам и их лечению. Хранение истории болезней в электронном виде обеспечивает свободный доступ врачей к истории пациента, бесперебойную работу каждого подразделения и экономию времени и денег пациентов Клинического центра.
Публикации,
связанные
с проектом
Новости
18 марта 2024
Новая редакция 5.0 «1С:PM Управление проектами ПРОФ»

Продукт разработан совместно компанией ITLand и фирмой «1С». Пользователи новой редакции смогут работать с многомерными и иерархическими проектами, большими графиками, табличными ресурсными планами и проектными бюджетами.

06 марта 2024
Присвоение статусов «1С-Совместно Лучший массовый продукт 2023» и «1С-Совместно Лучший продукт КОРП 2023»

По просьбам партнеров и в связи с увеличившимся количеством пользователей программных продуктов «1С-Совместно», предназначенных для крупных корпоративных внедрений, с 2020 года составляется отдельный рейтинг «1С-Совместно Лучший продукт КОРП» (среди решений, сопровождаемых по 1С:КП Отраслевому).