||
Краткое описание

Комитет по ценам и тарифам Московской области построил государственную информационную систему Московской области «АИС Тариф» на базе «1С:Документооборот 2». Реализован проект цифровой трансформации центрального исполнительного органа государственной власти, перевода из ручной государственной функции в цифровой государственный сервис для регулируемых организаций и граждан. В результате появилась возможность подачи заявлений в электронном формате благодаря интеграции АИС «Тариф» с региональным порталом государственных услуг. Создано единое программное решение по расчету тарифов регулируемыми организациями. Автоматизированы ключевые процессы комитета.

Комитет по ценам и тарифам Московской области
Заказчик

Комитет по ценам и тарифам Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, проводящим государственную политику и осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевое управление, координацию по вопросам государственного регулирования и осуществления контроля за применением цен (тарифов), а также функциональное регулирование в указанной сфере деятельности. 

1
Цели и задачи

Цели проекта:

  1. Стандартизация расчетов цен (тарифов), подлежащих государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — государственное регулирование).
  2. Повышение эффективности контроля в области регулируемых государством цен (тарифов).
  3. Снижение рисков бюджетных последствий Московской области за счет обеспечения прозрачности расчетов, сокращения количества технических ошибок в расчетах цен (тарифов).
  4. Контроль роста платы граждан за коммунальные услуги.
  5. Принятие управленческих решений в области регулируемых государством цен (тарифов).
  6. Сокращение количества документов на бумажных носителях, необходимых для установления цен (тарифов).

Задача проекта: цифровая трансформация центрального исполнительного органа государственной власти, осуществляющего контроль и управление тарифообразованием в социально-значимой сфере ЖКХ, переход из ручной государственной функции в цифровой государственный сервис для регулируемых организаций и граждан.

2
Ситуация до старта проекта

Комитет по ценам и тарифам Московской области (далее комитет) утверждает более 4000 тарифных решений в год для 850 организаций в сферах теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, ТКО, транспорта, технологического присоединения к сетям инфраструктуры Московской области, как для расчетов с населением, так и прочими потребителями (бизнес, бюджетная сфера и т.д.). 

Результатом оказания государственной услуги является принятое тарифное решение. Тарифное решение утверждается нормативным правовым актом (который размещается в открытых источниках и можно найти, например, в "Консультант Плюс"), который содержит цену (тариф) за единицу продукции или услуги коммунальной компании, а также прочие тарифные параметры, действующие год, 3 или 5 лет. Для принятия тарифного решения ресурсоснабжающие организации направляют калькуляцию (расчет тарифа), по сути бизнес-план организации по регулируемому виду деятельности, которая содержит обоснование и расшифровку всех доходов и затрат, в том числе прогноз производства и продаж, ремонтную программу, инвестиционную программу и т.д.

Задача комитета – проверить экономическую обоснованность калькуляции, рассчитать и утвердить тарифное решение в сроки, определенные законодательством. 

До начала проекта процесс обработки тарифных заявок в комитете по ценам и тарифам Московской области выполнялся в ручном режиме, что приводило: 

  • к низкой производительности труда сотрудников комитета при предоставлении государственных услуг по установлению цен (тарифов) и осуществлению контроля в сфере регулируемых тарифов;
  • наличию ошибок в документах тарифного регулирования, распоряжениях об установлении тарифов, подготовленных сотрудниками комитета;
  • отсутствию аналитики, прогностических моделей, используемых при установлении тарифов;
  • недостаточному контролю за соблюдением ограничений в области регулируемых государством цен (тарифов);
  • отсутствию прозрачности в расчетах тарифов;
  • невозможность дополнительной проверки шаблонов, направляемых в ФАС России; 
  • отсутствию электронного архива информации, получаемой при предоставлении государственных услуг по установлению цен (тарифов). 
Характеристика ситуации до внедрения: 
  • множество ручных расчетов в Microsoft Excel; 
  • трудоемкость подготовки отчетности, формирование сложных сводных отчетов занимало несколько дней; 
  • отсутствие отчетных форм, имеющих графическое отображение; 
  • отсутствие инструментов автоматизированного формирования материалов к правлению комитета, тарифных решений, распоряжений об установлении тарифов; 
  • отсутствие единого информационного пространства для всех сотрудников комитета; 
  • огромные массивы разнородных данных;
  • отсутствие единой базы данных по принятым тарифным решениям;
  • отсутствие электронного хранилища документов, все документы лежат на жестких дисках сотрудников комитета; 
  • горы коробок документов: 
    • трудоемкий поиск; 
    • утеря;
    • повторные запросы;
    • очереди в коридорах.
3
Архитектура решения и масштаб проекта

Государственная информационная система «АИС Тариф» построена на базе решения «1С:Документооборот 2», которое покрывает требования в части организации и работы с электронным архивов, электронного хранилища, автоматизации ведения тарифных дел, гибкой настройки прав доступа пользователей. Однако для покрытия всего объема требований, функций и процессов потребовалась адаптация типового решения:

  • создание объектов системы, связанных с хранением данных по тарифному регулированию;
  • создание НСИ по тарифному регулированию;
  • ввод начальных остатков и создание «исторических» документов;
  • формирование «эталонной» структуры папок архива;
  • разработка эталонных шаблонов проектов;
  • интеграция информационной системы с сервисами РПГУ, Росреестра, ФНС;
  • реализация обмена данных с «умными» шаблонами.

Автоматизированы функции

  1. Управление бизнес-процессами и ИТ-процессами.
  2. Автоматизация бизнес-процессов.
  3. Делопроизводство.
  4. Учет и хранение документов.

Информационная система разрабатывалась «с нуля», поэтому за короткий срок для реализации проекта потребовались серьезные методологические, консультационно-аналитические работы для описания процессов «as-is» и моделирования процессов «to-be», разработка модели данных, формированияе единых НСИ, определение потоков данных.

Для контроля деятельности по набору ключевых показателей и построения большого множества вариативных отчетов была подключена «1С:Аналитика», которую исполнитель после участия в закрытом бета-тестировании продукта, порекомендовал внедрить для целей реализации проекта. Деятельность организаций оценивается по более чем 2000 показателей и за время реализации проекта было разработано более 50 отчетов в «1С:Аналитике», проведено обучение пользователей по работе с данной системой. На текущий момент практически 100% всех потребностей в отчетах покрывается «1С:Аналитикой».

Реализована интеграция с сервисами Росреестра и ФНС по протоколам СМЭВ2 и СМЭВ3. Подключение внешних сервисов позволяет повысить удобство оказания государственных услуг заявителям, т.к. часть обосновывающих документов запрашивается напрямую у органов исполнительной власти минуя заявителей. Реализован обмен данных информационной системы с «умными» шаблонами — формами, стандартизирующих сбор информации и автоматизирующих расчет тарифов, создание экспертных заключений.

Архитектура информационной системы должна быть внедрена в информационно-технический ландшафт деятельности комитета, который включает:

  1. Автоматизацию бизнес-процессов комитета: расчет тарифов, планирование и контроль платы граждан, проектный контроль сроков утверждения тарифов и др.
  2. Электронный архив — ведение реестра тарифных дел, поточная загрузка скан-образов, автоматическая загрузка документов в систему хранения.
  3. Хранилище данных — единое отказоустойчивое хранилище данных из различных источников.
  4. «Умный» шаблон — универсальный стандартизированный шаблон сбора данных и расчета тарифов для регулируемых организаций.
  5. Личный кабинет организации — единое окно для взаимодействия организации с комитетом.
  6. Сервисы для потребителей — взаимодействие с гражданами по обращениям, информирование граждан по расчету тарифов.
  7. Систему отчетности — аналитическая и регламентированная отчетность, сравнительный и факторный анализ.

 


ИТ-Ландшафт комитета по ценам и тарифам Москвоской области

4
Особенности и уникальность проекта

Настоящий проект – это проект цифровой трансформации центрального исполнительного органа государственной власти, осуществляющего контроль и управление тарифообразованием в социально-значимой сфере ЖКХ, из ручной государственной функции в цифровой государственный сервис для регулируемых организаций и граждан. 

Установление тарифа — это сложный процесс экспертизы и утверждения бизнес-плана организации, который включает в себя экспертизу инвестиционной и производственной программы, расчёт большого количества kpi надёжности и качества, контроль за выполнением всех заявленных статей расходов. Выручка ресурсоснабжающих организаций сопоставим с бюджетом Московской области, и половина этой выручки приходится на население, которое оплачивает коммунальные услуги по тарифам, рассчитанным сотрудниками комитета. 

Всего, в процессе регулирования занято менее 100 человек. 

Еще пару лет назад расчет тарифа каждая организация осуществляла в произвольной форме, отсутствовала прозрачность расчета. Для соблюдения методики расчета организациям приходилось часто консультироваться с куратором из комитета для корректности расчета тарифа и заполнения документов, а также лично привозить документы в комитет. Из-за огромного потока бумажных документов у сотрудников комитета не всегда находилась возможность провести качественную экспертизу представленных документов и обеспечить контроль за соблюдением методологии и законодательства.  

Во избежание продолжения существующих проблем и для соответствия современному уровню развития ИТ-технологий был реализован проект, позволивший создать и внедрить новые цифровые сервисы для всех стейкхолдеров: 

  • прежде всего, для ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих деятельность в сферах водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, электро- и газоснабжения – для них процесс получения тарифа стал простым и удобным, а тарифное решение прозрачным и долгосрочным:
    • для населения, а это 7,5 млн человек - платёж стал понятен и обоснован, гражданин понимает за что платит;
    • для Правительства Московской области - создан инструмент получения качественной аналитической отчетности и возможности моделирования различных сценариев; 
    • для сотрудников комитета – значительно снижены трудозатраты, создана уникальная база тарифных решений.
5
Результаты проекта

Сократились трудозатраты

75%

Ускорилась обработка заказов

200%

1. Создание цифровых сервисов для организаций: 

  •  возможность подачи заявлений в электронном формате благодаря интеграции АИС «Тариф» с региональным порталом государственных услуг: 
    • предоставление возможности не привозить бумажные документы, не стоять в очередях; 
    • кратно уменьшился коррупционный риск;
    • кратно сократилось время подачи заявлений; 
    • увеличилась прозрачность по срокам оказания услуги и процедурам; 
    • сократилось количество обязательных документов, предоставляемых регулируемыми организациями за счет информационного взаимодействия с другими государственными системами и сервисами (Росреестр, ФНС). 
  • единое программное решение по расчету тарифов регулируемыми организациями: 
    • снижение сложности взаимодействия с государственной функцией;
    • автоматизация методологии расчета тарифов;
    • оптимизация требуемой от организаций информации, сокращение количества данных заполняемых дважды;
    • снижение требований к квалификации сотрудников организаций (не нужно быть экспертом в тарифах, чтобы подготовить расчет в заявлениях);
    • меньше обосновывающих документов; 
    • проще и прозрачней процесс рассмотрения разногласий с расчетами комитета;
    • снижение коррупционного риска; 
  • общий результат: 
    • снижение отказов в регистрации заявлений организаций об установлении тарифов – с 25% до 4%;
    • подача 95% тарифных заявлений в электронном виде (от общего количества); 

2. Инструменты управления по целям: 

  • стандартизация методов расчета специфических показателей; 
  • сокращение времени на подготовку отчетности, в том числе на формирование сводных отчетов и аналитики со сложной графикой с нескольких дней до 2-3 часов; 
  • оперативное управление на основе данных системы; 
  • общий результат: 
    • сдерживание роста платы за коммунальные услуги населения с 5,3% до 2,0% (жителям сэкономлено 5 млрд руб.); 
    • средний рост тарифов ниже официальной инфляции. 
3. Автоматизация ключевых процессов комитета: 
  • переведены в электронный вид основные бизнес-процессы комитета по ценам и тарифам Московской области: 
    • взаимодействие с региональным порталом государственных услуг: 
      • получение данных о тарифных заявлениях, поданных через региональный портал государственных услуг; 
      • обмен статусами и документами между комитетом по ценам и тарифам Московской области и регулируемыми обществами; 
    • расчет цен и тарифов, подлежащих государственному регулированию: 
      • стандартизированы и унифицированы механизмы расчет тарифа; 
      • сформировано единое НСИ; 
      • осуществляется проектный контроль сроков оказания государственной услуги по утверждению тарифов; 
      • формирование управленческой отчетности на основе базы данных; 
      • осуществляется автоматическое формирование проектов при регистрации заявки на предоставление государственной услуги; 
      • автоматизирована подготовка и согласование документов для принятия тарифных решений комитетом по ценам и тарифам Московской области; 
      • автоматизировано формирование распоряжений комитета по ценам и тарифам Московской области по установлению тарифов; 
    • контроль роста платы граждан: 
      • планирование и контроль платы граждан с учетом различных индексов; 
    • контроль освоения инвестиционных ресурсов: 
      • ведение журнала инвестиционных документов; 
      • контроль освоения инвестиционных ресурсов организаций; 
      • экспертиза проектов инвестиционных программ организаций. 
    • контрольно-надзорная деятельность: 
      • оценка профиля риска 100% организаций и формирования плана проверок;
      • бесконтактная проверка соблюдения законодательства по ведению раздельного учета организациями;
      • ведение журнала документов контрольно-надзорных мероприятий; 
    • электронный архив: 
      • ведение архива тарифных дел (документы тарифных заявок и экспертизы комитета) в соответствии с разработанной структурой хранения электронных документов; 
      • внутренний документооборот; 
    • планирование и оценка исполнения ключевых показателей эффективности по комитету, по сотрудникам: 
      • обращения граждан; 
      • социологические опросы; 
      • контроль ключевых KPI комитета; 
  • сокращение среднего срока ответов по обращениям с 30 дней до 24 часов; 
  • сокращение количества запрашиваемой и анализируемой информации в 3 раза, что существенно сократило сроки работы; 
  • кратное уменьшение количества ошибок через автоматизацию и стандартизацию большинства показателей, рассчитываемых комитетом; 
  • увеличение качества: выявление и снижение просрочки в оказании услуг и эпизодов некачественного оказания государственной услуги; 
  • 100% готовность экспертных заключений в срок; 
  • снижение давления на регулируемые организации — увеличение количества проверяемых организаций бесконтактным методом (без запроса документов) с 5 до 100%; 
  • дополнительное увеличение производительности труда посредством централизации ряда сервисных функций Комитета: регистрация заявлений организаций, техническая и методическая поддержка организаций по расчету тарифов.

Экономический эффект от внедрения:

  • на 75% сократились трудозатраты в подразделениях;
  • на 300% ускорилось получение управленческой отчетности;
  • на 200% ускорилось получение регламентированной отчетности;
  • на 50% сократились сроки исполнения заказов / оказания услуг;
  • на 200% ускорилось обработка заказов;
  • на 200% выросла производительность труда в производстве;
  • на 90% снизился производственный брак.
Версия для печати
Вход для
партнеров
РАБОЧИХ МЕСТ
70
ООО «Базис»
Сентябрь 2019 —
Центральный федеральный округ РФ
Эксперты фирмы «1С» и партнеров будут рады дать вам консультацию.
Задать вопрос по кейсу

БАЗЫ ЗНАНИЙ "ПРОФКЕЙС"

Новости
22 марта 2024
Правительство Красноярского края, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева и фирма «1С» заключили меморандум о сотрудничестве

«Если человек понимает, как устроена его сфера деятельности, и при этом умеет программировать, – это дает наилучший результат». (Борис Нуралиев)

18 марта 2024
Новая редакция 5.0 «1С:PM Управление проектами ПРОФ»

Продукт разработан совместно компанией ITLand и фирмой «1С». Пользователи новой редакции смогут работать с многомерными и иерархическими проектами, большими графиками, табличными ресурсными планами и проектными бюджетами.