Комитет по ценам и тарифам Московской области построил государственную информационную систему Московской области «АИС Тариф» на базе «1С:Документооборот 2». Реализован проект цифровой трансформации центрального исполнительного органа государственной власти, перевода из ручной государственной функции в цифровой государственный сервис для регулируемых организаций и граждан. В результате появилась возможность подачи заявлений в электронном формате благодаря интеграции АИС «Тариф» с региональным порталом государственных услуг. Создано единое программное решение по расчету тарифов регулируемыми организациями. Автоматизированы ключевые процессы комитета.
Комитет по ценам и тарифам Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, проводящим государственную политику и осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевое управление, координацию по вопросам государственного регулирования и осуществления контроля за применением цен (тарифов), а также функциональное регулирование в указанной сфере деятельности.
Цели проекта:
- Стандартизация расчетов цен (тарифов), подлежащих государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — государственное регулирование).
- Повышение эффективности контроля в области регулируемых государством цен (тарифов).
- Снижение рисков бюджетных последствий Московской области за счет обеспечения прозрачности расчетов, сокращения количества технических ошибок в расчетах цен (тарифов).
- Контроль роста платы граждан за коммунальные услуги.
- Принятие управленческих решений в области регулируемых государством цен (тарифов).
- Сокращение количества документов на бумажных носителях, необходимых для установления цен (тарифов).
Задача проекта: цифровая трансформация центрального исполнительного органа государственной власти, осуществляющего контроль и управление тарифообразованием в социально-значимой сфере ЖКХ, переход из ручной государственной функции в цифровой государственный сервис для регулируемых организаций и граждан.
Комитет по ценам и тарифам Московской области (далее комитет) утверждает более 4000 тарифных решений в год для 850 организаций в сферах теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, ТКО, транспорта, технологического присоединения к сетям инфраструктуры Московской области, как для расчетов с населением, так и прочими потребителями (бизнес, бюджетная сфера и т.д.).
Результатом оказания государственной услуги является принятое тарифное решение. Тарифное решение утверждается нормативным правовым актом (который размещается в открытых источниках и можно найти, например, в "Консультант Плюс"), который содержит цену (тариф) за единицу продукции или услуги коммунальной компании, а также прочие тарифные параметры, действующие год, 3 или 5 лет. Для принятия тарифного решения ресурсоснабжающие организации направляют калькуляцию (расчет тарифа), по сути бизнес-план организации по регулируемому виду деятельности, которая содержит обоснование и расшифровку всех доходов и затрат, в том числе прогноз производства и продаж, ремонтную программу, инвестиционную программу и т.д.
Задача комитета – проверить экономическую обоснованность калькуляции, рассчитать и утвердить тарифное решение в сроки, определенные законодательством.
До начала проекта процесс обработки тарифных заявок в комитете по ценам и тарифам Московской области выполнялся в ручном режиме, что приводило:
- к низкой производительности труда сотрудников комитета при предоставлении государственных услуг по установлению цен (тарифов) и осуществлению контроля в сфере регулируемых тарифов;
- наличию ошибок в документах тарифного регулирования, распоряжениях об установлении тарифов, подготовленных сотрудниками комитета;
- отсутствию аналитики, прогностических моделей, используемых при установлении тарифов;
- недостаточному контролю за соблюдением ограничений в области регулируемых государством цен (тарифов);
- отсутствию прозрачности в расчетах тарифов;
- невозможность дополнительной проверки шаблонов, направляемых в ФАС России;
- отсутствию электронного архива информации, получаемой при предоставлении государственных услуг по установлению цен (тарифов).
- множество ручных расчетов в Microsoft Excel;
- трудоемкость подготовки отчетности, формирование сложных сводных отчетов занимало несколько дней;
- отсутствие отчетных форм, имеющих графическое отображение;
- отсутствие инструментов автоматизированного формирования материалов к правлению комитета, тарифных решений, распоряжений об установлении тарифов;
- отсутствие единого информационного пространства для всех сотрудников комитета;
- огромные массивы разнородных данных;
- отсутствие единой базы данных по принятым тарифным решениям;
- отсутствие электронного хранилища документов, все документы лежат на жестких дисках сотрудников комитета;
- горы коробок документов:
- трудоемкий поиск;
- утеря;
- повторные запросы;
- очереди в коридорах.
Государственная информационная система «АИС Тариф» построена на базе решения «1С:Документооборот 2», которое покрывает требования в части организации и работы с электронным архивов, электронного хранилища, автоматизации ведения тарифных дел, гибкой настройки прав доступа пользователей. Однако для покрытия всего объема требований, функций и процессов потребовалась адаптация типового решения:
- создание объектов системы, связанных с хранением данных по тарифному регулированию;
- создание НСИ по тарифному регулированию;
- ввод начальных остатков и создание «исторических» документов;
- формирование «эталонной» структуры папок архива;
- разработка эталонных шаблонов проектов;
- интеграция информационной системы с сервисами РПГУ, Росреестра, ФНС;
- реализация обмена данных с «умными» шаблонами.
Автоматизированы функции
- Управление бизнес-процессами и ИТ-процессами.
- Автоматизация бизнес-процессов.
- Делопроизводство.
- Учет и хранение документов.
Информационная система разрабатывалась «с нуля», поэтому за короткий срок для реализации проекта потребовались серьезные методологические, консультационно-аналитические работы для описания процессов «as-is» и моделирования процессов «to-be», разработка модели данных, формированияе единых НСИ, определение потоков данных.
Для контроля деятельности по набору ключевых показателей и построения большого множества вариативных отчетов была подключена «1С:Аналитика», которую исполнитель после участия в закрытом бета-тестировании продукта, порекомендовал внедрить для целей реализации проекта. Деятельность организаций оценивается по более чем 2000 показателей и за время реализации проекта было разработано более 50 отчетов в «1С:Аналитике», проведено обучение пользователей по работе с данной системой. На текущий момент практически 100% всех потребностей в отчетах покрывается «1С:Аналитикой».
Реализована интеграция с сервисами Росреестра и ФНС по протоколам СМЭВ2 и СМЭВ3. Подключение внешних сервисов позволяет повысить удобство оказания государственных услуг заявителям, т.к. часть обосновывающих документов запрашивается напрямую у органов исполнительной власти минуя заявителей. Реализован обмен данных информационной системы с «умными» шаблонами — формами, стандартизирующих сбор информации и автоматизирующих расчет тарифов, создание экспертных заключений.
Архитектура информационной системы должна быть внедрена в информационно-технический ландшафт деятельности комитета, который включает:
- Автоматизацию бизнес-процессов комитета: расчет тарифов, планирование и контроль платы граждан, проектный контроль сроков утверждения тарифов и др.
- Электронный архив — ведение реестра тарифных дел, поточная загрузка скан-образов, автоматическая загрузка документов в систему хранения.
- Хранилище данных — единое отказоустойчивое хранилище данных из различных источников.
- «Умный» шаблон — универсальный стандартизированный шаблон сбора данных и расчета тарифов для регулируемых организаций.
- Личный кабинет организации — единое окно для взаимодействия организации с комитетом.
- Сервисы для потребителей — взаимодействие с гражданами по обращениям, информирование граждан по расчету тарифов.
- Систему отчетности — аналитическая и регламентированная отчетность, сравнительный и факторный анализ.
ИТ-Ландшафт комитета по ценам и тарифам Москвоской области
Настоящий проект – это проект цифровой трансформации центрального исполнительного органа государственной власти, осуществляющего контроль и управление тарифообразованием в социально-значимой сфере ЖКХ, из ручной государственной функции в цифровой государственный сервис для регулируемых организаций и граждан.
Установление тарифа — это сложный процесс экспертизы и утверждения бизнес-плана организации, который включает в себя экспертизу инвестиционной и производственной программы, расчёт большого количества kpi надёжности и качества, контроль за выполнением всех заявленных статей расходов. Выручка ресурсоснабжающих организаций сопоставим с бюджетом Московской области, и половина этой выручки приходится на население, которое оплачивает коммунальные услуги по тарифам, рассчитанным сотрудниками комитета.
Всего, в процессе регулирования занято менее 100 человек.
Еще пару лет назад расчет тарифа каждая организация осуществляла в произвольной форме, отсутствовала прозрачность расчета. Для соблюдения методики расчета организациям приходилось часто консультироваться с куратором из комитета для корректности расчета тарифа и заполнения документов, а также лично привозить документы в комитет. Из-за огромного потока бумажных документов у сотрудников комитета не всегда находилась возможность провести качественную экспертизу представленных документов и обеспечить контроль за соблюдением методологии и законодательства.
Во избежание продолжения существующих проблем и для соответствия современному уровню развития ИТ-технологий был реализован проект, позволивший создать и внедрить новые цифровые сервисы для всех стейкхолдеров:
- прежде всего, для ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих деятельность в сферах водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, электро- и газоснабжения – для них процесс получения тарифа стал простым и удобным, а тарифное решение прозрачным и долгосрочным:
- для населения, а это 7,5 млн человек - платёж стал понятен и обоснован, гражданин понимает за что платит;
- для Правительства Московской области - создан инструмент получения качественной аналитической отчетности и возможности моделирования различных сценариев;
- для сотрудников комитета – значительно снижены трудозатраты, создана уникальная база тарифных решений.
Сократились трудозатраты
Ускорилась обработка заказов
1. Создание цифровых сервисов для организаций:
- возможность подачи заявлений в электронном формате благодаря интеграции АИС «Тариф» с региональным порталом государственных услуг:
- предоставление возможности не привозить бумажные документы, не стоять в очередях;
- кратно уменьшился коррупционный риск;
- кратно сократилось время подачи заявлений;
- увеличилась прозрачность по срокам оказания услуги и процедурам;
- сократилось количество обязательных документов, предоставляемых регулируемыми организациями за счет информационного взаимодействия с другими государственными системами и сервисами (Росреестр, ФНС).
- единое программное решение по расчету тарифов регулируемыми организациями:
- снижение сложности взаимодействия с государственной функцией;
- автоматизация методологии расчета тарифов;
- оптимизация требуемой от организаций информации, сокращение количества данных заполняемых дважды;
- снижение требований к квалификации сотрудников организаций (не нужно быть экспертом в тарифах, чтобы подготовить расчет в заявлениях);
- меньше обосновывающих документов;
- проще и прозрачней процесс рассмотрения разногласий с расчетами комитета;
- снижение коррупционного риска;
- общий результат:
- снижение отказов в регистрации заявлений организаций об установлении тарифов – с 25% до 4%;
- подача 95% тарифных заявлений в электронном виде (от общего количества);
2. Инструменты управления по целям:
- стандартизация методов расчета специфических показателей;
- сокращение времени на подготовку отчетности, в том числе на формирование сводных отчетов и аналитики со сложной графикой с нескольких дней до 2-3 часов;
- оперативное управление на основе данных системы;
- общий результат:
- сдерживание роста платы за коммунальные услуги населения с 5,3% до 2,0% (жителям сэкономлено 5 млрд руб.);
- средний рост тарифов ниже официальной инфляции.
- переведены в электронный вид основные бизнес-процессы комитета по ценам и тарифам Московской области:
- взаимодействие с региональным порталом государственных услуг:
- получение данных о тарифных заявлениях, поданных через региональный портал государственных услуг;
- обмен статусами и документами между комитетом по ценам и тарифам Московской области и регулируемыми обществами;
- расчет цен и тарифов, подлежащих государственному регулированию:
- стандартизированы и унифицированы механизмы расчет тарифа;
- сформировано единое НСИ;
- осуществляется проектный контроль сроков оказания государственной услуги по утверждению тарифов;
- формирование управленческой отчетности на основе базы данных;
- осуществляется автоматическое формирование проектов при регистрации заявки на предоставление государственной услуги;
- автоматизирована подготовка и согласование документов для принятия тарифных решений комитетом по ценам и тарифам Московской области;
- автоматизировано формирование распоряжений комитета по ценам и тарифам Московской области по установлению тарифов;
- контроль роста платы граждан:
- планирование и контроль платы граждан с учетом различных индексов;
- контроль освоения инвестиционных ресурсов:
- ведение журнала инвестиционных документов;
- контроль освоения инвестиционных ресурсов организаций;
- экспертиза проектов инвестиционных программ организаций.
- контрольно-надзорная деятельность:
- оценка профиля риска 100% организаций и формирования плана проверок;
- бесконтактная проверка соблюдения законодательства по ведению раздельного учета организациями;
- ведение журнала документов контрольно-надзорных мероприятий;
- электронный архив:
- ведение архива тарифных дел (документы тарифных заявок и экспертизы комитета) в соответствии с разработанной структурой хранения электронных документов;
- внутренний документооборот;
- планирование и оценка исполнения ключевых показателей эффективности по комитету, по сотрудникам:
- обращения граждан;
- социологические опросы;
- контроль ключевых KPI комитета;
- сокращение среднего срока ответов по обращениям с 30 дней до 24 часов;
- сокращение количества запрашиваемой и анализируемой информации в 3 раза, что существенно сократило сроки работы;
- кратное уменьшение количества ошибок через автоматизацию и стандартизацию большинства показателей, рассчитываемых комитетом;
- увеличение качества: выявление и снижение просрочки в оказании услуг и эпизодов некачественного оказания государственной услуги;
- 100% готовность экспертных заключений в срок;
- снижение давления на регулируемые организации — увеличение количества проверяемых организаций бесконтактным методом (без запроса документов) с 5 до 100%;
- дополнительное увеличение производительности труда посредством централизации ряда сервисных функций Комитета: регистрация заявлений организаций, техническая и методическая поддержка организаций по расчету тарифов.
Экономический эффект от внедрения:
- на 75% сократились трудозатраты в подразделениях;
- на 300% ускорилось получение управленческой отчетности;
- на 200% ускорилось получение регламентированной отчетности;
- на 50% сократились сроки исполнения заказов / оказания услуг;
- на 200% ускорилось обработка заказов;
- на 200% выросла производительность труда в производстве;
- на 90% снизился производственный брак.