В АПЗ «Ротор» разработали и внедрили систему автоматизации управления ресурсами предприятия, а также ведения регламентированного учета на базе «1С:ERP Управление предприятием 2», учитывающую требование Федерального закона № 275-ФЗ к раздельному учету по ГОЗ. Благодаря проекту удалось избавиться от 6 не взаимосвязанных учетных систем и автоматизировать оперативный и регламентированный учет, в том числе для целей ГОЗ. Создано единое информационное пространство, которое позволило консолидировать оперативную деятельность в одной системе. Предприятие стало еще на шаг ближе к бережливому производству.
Акционерное общество «Алтайский приборостроительный завод „Ротор“» — одно из ведущих промышленных предприятий РФ. Производит продукцию специального назначения: навигационных приборов для судостроения, детали и сборочные узлы для авиации, комплектующие для тактического ракетного вооружения, а также товары народного потребления — мясорубки, медтехнику.
Цели проекта:
- Обеспечить расчет фактический себестоимости продукции в разрезе заказов.
- Обеспечить ведение учета в соответствии с 275-ФЗ ГОЗ.
- Обеспечить оперативный контроль по процессу обработки деталей.
Задачи проекта:
- Сократить количество двойного ввода и ручных операций, за счет изменения бизнес-процессов и их автоматизации.
- Повысить эффективность управления затратами за счет получения детальной аналитики и оперативного расчета полной себестоимости продукции.
- Улучшить качество данных в части справочников за счет их централизации и унификации.
- Сократить срок получения информации о производстве продукции и выполнении заказов покупателей.
- Повысить точность планирования производства.
Блок «Нормативно-справочная информация»:
- несвоевременное оформление документации по аналогам номенклатуры;
- неактуальная нормативно-справочная информация по технологическому процессу;
- двойной ввод данных.
Блок «Управление закупками»:
- отсутствие актуальной информации о дебиторской и кредиторской задолженности;
- сроки и объемы поставки отслеживались вручную.
Блок «Управление продажами, маркетинг и ценообразование»:
- отсутствие системы управления продажами;
- отсутствие системы управления ценами, маркетинговыми мероприятиями.
Блок «Расчет себестоимости»:
- плановая и фактическая себестоимость рассчитывалась в течение 2 недель на 1 изделие.
Формирование отчетности по ГОЗ:
- отчетность собирается вручную.
Блок «Складской учет»:
- неизвестный объем, качество и стоимость неликвидов;
- ручной учет материалов по срокам годности;
- сложная процедура обособления материалов и ПКИ;
- документы движения ТМЦ формировались в разных учетных системах;
- ручной учет драгоценных металлов в составе материалов и ПКИ;
- ручной учет ТМЦ в эксплуатации;
- трудоемкий процесс инвентаризации.
Блок «Оперативное управление производством»:
- нет понимания объемов незавершенного производства;
- нет понимания о состоянии изготовления заказов;
- трудозатратный механизм резервирования готовой продукции;
- отсутствие возможности сверять текущий расход материалов с плановым;
- отсутствие учета выпуска полуфабрикатов.
Блок «Казначейство»:
- отсутствовал автоматизированный учет платежного календаря.
Блок «Регламентированный учет»:
- бухгалтерская отчетность и декларация по НДС заполнялись вручную;
- расчет налога на прибыль выполнялся вручную.
Система автоматизации управления ресурсами, а также ведения регламентированного учета построена на базе «1С:ERP Управление предприятием 2».
Автоматизированы следующие блоки.
Нормативно справочная информация:
- проведена актуализация и нормализация НСИ;
- отлажены процессы ввода в систему информация об аналогах и разрешениях на замену;
- настроена закупка материалов по потребности.
Учет закупок и продаж:
- настроено рабочее место с актуальной информацией о дебиторской и кредиторской задолженности в режиме онлайн;
- предоставлены инструменты по отслеживанию сроков поставки;
- предоставлены инструменты управления ассортиментом;
- настроен ABC/XYZ анализ контрагентов и номенклатуры;
- реализован функционал управления ценами;
- настроены отчеты для анализа продаж;
- автоматизирован учет неотфактурованных поставок.
3. Учет взаиморасчетов и денежных средств:
- настроен процесс планирования оплат и графика платежей;
- реализован контроль просрочки оплат.
Складской учет:
- разработано с нуля рабочее место отдела контроля качества;
- разработан блок учета движения драгоценных металлов в составе ТМЦ.
Производственный учет:
- реализовано автоматическое формирование отчета по ГОЗ с корректными и достоверными данными;
- добавлена возможность оперативного формирования отчетов по остаткам и движению ТМЦ, их качеству, стоимости;
- настроен сбор и вывод в отчеты информации об объемах возвратных отходов;
- настроена оперативная отчетность по актуальному состоянию НЗП;
- настроены рабочие места и отчеты с информацией о стадиях изготовления заказов.
Обмены данными в части:
- периодическая регулярная загрузка НСИ из «Интермех»,
- периодическая регулярная загрузка документов движения ТМЦ и затрат в ERP из StoreHouse.
Расчет плановой и фактической себестоимости:
- время расчета плановой себестоимости изделий заказа сокращено до 3-х дней.
Планирование производства, закупок, продаж.
Бухгалтерский и налоговый учет:
- автоматизирован налоговый учет, расчет разниц и налога на прибыль;o автоматизировано формирование деклараций, бухгалтерской отчетности и отчета об исполнении ГОЗ.
Схема архитектуры
Учет драгоценных металлов
Драгоценные металлы, используемые предприятием в процессе производства (первая группа), должны расходоваться в пределах норм расхода. Нормы утверждаются в граммах на единицу выпускаемой продукции или работы с указанием расхода на изделие, отходов и потерь. Сложность заключается в том, что необходимо обеспечить контроль за движением драгоценных материалов на всех стадиях и операциях технологических, производственных и других процессов, связанных с их извлечением, использованием и обращением. Были выполнены следующие работы:
- реализованы документы и отчеты для контроля движений драгоценных металлов по материально-ответственным лицам и структурным подразделениям;
- реализованы документы для отражения в системе результатов инвентаризации;
- разработаны соответствующие печатные формы.
Автоматизация работы ОТК
Отдел технического контроля осуществляет входной контроль материалов и ПКИ и контроль в процессе производства. Было реализовано рабочее место для осуществления функций контроля и автоматизированы с нуля следующие бизнес-процессы:
- определение материалов, требующих обязательной сертификации;
- приемка на складе (закупка и поступление на склад сертифицируемой номенклатуры);
- проведение входного контроля:
- перемещение ТМЦ для контроля в ОТК;
- выполнение операций по входному контролю и регистрация результата;
- списание дополнительных материалов для проведения технического контроля;
- оформление результата входного контроля;
- технический контроль в производстве:
- предъявление продукции на контроль;
- выполнение операций контроля в производстве;
- списание дополнительных материалов для проведения технического контроля;
- оформление результатов технического контроля.
Автоматический учет и распределение ТЗР
Списание ТЗР производится ежемесячно, пропорционально учетной стоимости списанных и израсходованных в производство материалов, исходя из отношения суммы остатка величины отклонения на начало отчетного периода и текущих отклонений за месяц к сумме остатка материалов на начало месяца и поступивших в течение месяца материалов.
Весь расчет и распределение ТЗР по направлениям выбытия ТМЦ использует данные двух регистров: «Прочие расходы» и «Себестоимость товаров».
В результате внедрения информационной системы были достигнуты следующие результаты:
- Создано единое информационное пространство, которое позволило консолидировать оперативную деятельность компании в одной системе управления предприятием.
- Обеспечена точность и полнота данных по всем бизнес-процессам, достаточная как для текущих потребностей предприятия, так и для будущего развития системы.
- Новые аналитические возможности обеспечили как сотрудников, так и руководителей департаментов и подразделений широкой и развернутой информацией о деятельности компании.
- Уменьшилось количество ручных операций и двойного ввода данных.
- За счет оперативного расчета полной себестоимости продукции удалось повысить эффективность управления затратами.
- Проведена нормализация и унификация справочников.
- Уменьшился срок получения информации о выполнении заказов покупателей.
Количественные результаты:
- Проанализировано 330 бизнес-процессов.
- Полностью обследовано 240 бизнес-процессов по 7 подразделениям.
- Оптимизировано 212 бизнес-процессов.
- Разработано 102 печатные формы.
- Настроено 98 отчетов.
- Прогнозируемый объем экономии материальных ресурсов до 19% в себестоимости.
Максим Коновалов, генеральный директор АО «Алтайский приборостроительный завод «Ротор»
Внедрение системы «1С:ERP Управление предприятием 2» уменьшило количество ручных операций и двойного ввода данных, повысило эффективность управления затратами, обеспечило точность и полноту данных по всем бизнес-процессам, уменьшило срок получения информации о выполнении заказов покупателей. Благодаря новой системе, сотрудники и руководители департаментов и подразделений обеспечены широкой и развернутой информацией о деятельности компании.