||
Краткое описание

В связи с растущими потребностями бизнеса у группы компаний «Спектр» возникла потребность в переходе на новую ERP-систему на основе ведущего решения российского вендора «1С:ERP Управление предприятием 2.5». Для автоматизации документооборота также был реализован подпроект по внедрению ECM-системы «1С:Документооборот КОРП». Процессы управления собственным и наемным автотранспортом автоматизированы с помощью внедрения дополнительного решения «1С:Управление автотранспортом. Модуль для 1С:ERP». Реализованный проект помог избавиться от «зоопарка» систем, стандартизировать и унифицировать бизнес-процессы по всей группе компаний.

ООО «Спектр»
Заказчик

Группа компаний «Спектр» производит сухие молочные продукты и заменители молока для сельскохозяйственных животных по всей России и странам СНГ. Головной офис располагается в Санкт-Петербурге. В составе ГК находится 8 бизнес-единиц по отдельным видам деятельности, покрывающих весь жизненный цикл продукции и товаров: от производства и хранения до реализации и доставки конечному потребителю.

1
Цели и задачи

Ключевой бизнес-целью проекта стала автоматизация бизнес-процессов группы компаний «Спектр» за счет создания единой системы управленческого учета для всех 8 юридических лиц на базе мастер-системы «1С:ERP Управление предприятием».

Задачи проекта:

  1. Оптимизация бизнес-процессов, в том числе сокращение дублирующих операций.
  2. Формирование единого информационного поля с фиксацией контрольных точек по срокам исполнения.
  3. Сведение всей информации к единой аналитике.
  4. Увеличение оперативности принятия управленческих решений за счет ускорения формирования управленческой отчетности и повышения ее точности.
  5. Стандартизация процессов и справочников.
  6. Сокращение риска человеческой ошибки.
  7. Ускорение процессов согласования, посредством автоматизации документооборота.
  8. Автоматизация складского учета (адресное хранение).
  9. Создание и внедрение системы управленческого учета и бюджетирования.
  10. Внедрение системы CRM.
  11. Автоматизация процессов управления собственным и наемным автотранспортом.

2
Ситуация до старта проекта

Предпосылки проекта внедрения ERP-системы нового поколения:

  1. Учет деятельности велся в 5 разрозненных системах с разделением функций, а процессы фиксировались посредством этих же программ или с помощью бумажного документооборота, что значительно увеличивало срок их исполнения. Ввод данных в управленческом и бухгалтерском учете осуществлялся параллельно в двух системах («1С:ERP Управление предприятием 2.0» и «1С:Бухгалтерия предприятия 7») с дублированием информации вручную.
  2. Отсутствие единого центра хранения информации не позволяло оперативно принимать управленческие решения. Частично информация хранилась в исторических ИС, частично на бумажных носителях, а для получения данных нужно было задействовать множество ответственных лиц, что значительно увеличивало срок ее получения и качество самих данных. В целом, движение информации и документов осуществлялось посредством электронной почты или с помощью бумажных носителей.
  3. В компании отсутствовало объемно-календарное планирование, и сам процесс планирования исходил из возможностей отдела продаж в реализации продукции и товаров.
  4. Отсутствовала возможность получения оперативной информации о фактической себестоимости продукции и товаров. Большей части себестоимость определялась расчетным путем, пропорционально различным базам.

В связи с различными корпоративными структурными изменениями за последние годы, включая дополнительные направления деятельности ГК «Спектр», возникла потребность в переходе на новую ERP-систему, которая бы учитывала все нюансы и современные потребности компании в учете и управлении. Выбор был сделан в пользу уже знакомой системы комплексного управления процессами крупного бизнеса с новыми функциональными возможностями — «1С:ERP Управление предприятием 2.5» + модуль «1С:УАТ» для автоматизации процессов управления личным и арендованным транспортом. Для обеспечения полноценного внутреннего электронного документооборота, кадрового документооборота и управления договорами также был реализован подпроект по внедрению ECM-системы «1С:Документооборот КОРП» с последующей интеграцией с мастер-системой. 

3
Архитектура решения и масштаб проекта

Комплексная информационная система управления предприятием построена на базе решения  «1С:ERP Управление предприятием 2.5» и реализована на классической трехуровневой архитектуре: клиентская часть, сервер приложений, сервер баз данных. Для управления процессами внедрения и разработки конфигураций на базе 1С:ERP организованы несколько сред:

  1. Среда разработки новой функциональности в конфигурациях 1С.
  2. Среда для тестирования разработанной функциональности, проведения нагрузочного тестирования.
  3. Продуктивная среда для промышленной эксплуатации системы.

В процессе автоматизации были реализованы следующие интеграционные потоки (см. рисунок):

 

Схема интеграционных потоков ООО «Спектр» 

При подборе оборудования целевой системы учитывались следующие критерии:

  • максимальное количество пользователей (с учетом перспектив развития на 1 год) – 200;
  • максимальное возможное пиковое количество одновременно работающих пользователей (из расчета 60% пользователей) – 120;
  • доступность системы: 24х7 кроме 2 часов в неделю на регламентные обслуживающие процедуры и аварийность;
  • целевая точка восстановления (RPO). Допустимый уровень потери последних данных, введенных в 1С:ERP, в случае восстановления после аварийного события (влияет на способ развертывания SQL-серверов) – 2 часа;
  • время, необходимое для восстановления полного функционирования системы после наступления аварийного события (RTO) – 2 часа.

4
Особенности и уникальность проекта
  1. На момент принятия решения реорганизации корпоративной IT-среды в группе компаний «Спектр» уже функционировала система «1С:ERP Управление предприятием» редакции 2.0. Первое внедрение было проведено 6 лет назад силами внутренних специалистов, после чего не раз предпринимались действия по настройке и доработке системы. В том числе была попытка «переложить» в 1С:ERP логику построения управленческого учета из «1С:Бухгалтерии 7», настроенного там под задачи компании. Желаемые результаты не были достигнуты, система не отвечала актуальным потребностям бизнеса. Текущий проект внедрения ERP-системы «1С» нового поколения 2.5 помог избавиться от «зоопарка» систем, стандартизировать и унифицировать бизнес-процессы по всей группе компаний и, самое главное, настроить управленческий учет, независимый от требований регламентированного учета и без вмешательства в типовой функционал 1С:ERP.
  2. Проект для группы компаний «Спектр» был выполнен по технологии корпоративного внедрения (1С:ТКВ) с поэтапной реализацией: предпроектное обследование — моделирование — проектирование — разработка в три очереди — подготовка к вводу в действие — опытная эксплуатация — промышленная эксплуатация. Технология позволяет создавать пользовательские системы любой сложности и масштаба. Проектная документация велась в соответствие с требованиями стандартов ГОСТ 34 серии. ТКВ позволила существенно снизить ряд специфических для ИТ-проектов рисков в части содержания проекта, сроков и бюджета, архитектурных ошибок и пр.
    Внедрение происходило по очередям. В результате выполнены 2 очереди масштабного проекта:
      • Очередь 1.1. Проект внедрения в компании заказчика 1C:ERP на замену исторических систем оперативного и управленческого учета. Внедрены все блоки учета кроме «Бюджетирования»;
      • Очередь 1.2. Подпроект по внедрению системы «1С:Документооборот» — автоматизированы внутренний документооборот, КЭДО и управление договорами;
      • Очередь 2.1. Подпроект по внедрению подсистемы «Бюджетирование» в 1С:ERP.
      • Очередь 2.2. Подпроект по внедрению модуля для 1С:ERP «1С:Управление автотранспортом».

5
Результаты проекта

Выросла оборачиваемость складских запасов

15%

Ускорилось получение оперативной информации

40%
  1. По результатам внедрения была достигнута основная цель проекта — создана единая автоматизированная система на базе «1С:ERP Управление предприятием» по управлению бизнес-процессами ГК «Спектр», что повысило оперативность, прозрачность и точность учета. Централизованное ведение учета деятельности предприятия также позволяет ускорить процесс получения оперативной информации в среднем на 30-40%.
  2. Автоматизирован процесс внутреннего взаимодействия сотрудников и служб компании путем внедрения и интеграции систем «1С:Документооборот КОРП» и «1С:ERP Управление предприятием», что обеспечивает эффективное управление процессом без потери и искажения данных благодаря хранению в едином информационном поле. Под контролем и процессы исполнения бизнес-задач, что ускорило процедуры согласования внутри компании примерно в 2 раза.
  3. Настроена интеграция со смежными системами «1С:Бухгалтерия» и «1С:Зарплата и управление персоналом» — реализованные разницы в регламентированном и управленческом учете позволили избежать изменения типовых механизмов 1С:ERP и сделать управленческий учет автономным и независящим от требований регламентированного учета. Мастер-системой является 1С:ERP, благодаря чему можно получать данные о процессах оперативнее на 30%, но при этом регламентированный учет получает данные в том виде, какой ему необходим для целей налогового и бухгалтерского законодательства.
  4. Создана единая архитектура связанных справочников, оптимизирована/разработана их структура, что позволило сделать их более удобными в использовании. Одновременно с этим осуществлена оптимизация и стандартизация бизнес-процессов компании в пользу скорости их исполнения. Это позволит сократить комплексные трудозатраты по регистрации операций в системе в перспективе на 25-30%.
  5. В результате внедрения подсистемы Бюджетирования автоматизированы процессы:

    • подготовки и утверждения планов продаж по менеджерам. Доработан функционал планов продаж в части сравнения плана с фактическими данными за указываемый период;
    • подготовки и утверждения планов закупок. Доработан функционал планов закупок в части заполнения плана по потребностям, учитывающий остатки по контрактам;
    • расчета планов производства (по дням) по данным заказов клиентов, заказов на перемещения и учитывающий при планировании серии товаров;
    • заполнения бюджетов продаж и закупок по данным планов продаж и закупок;
    • формирования и согласования бюджетов маркетинга и трейд-маркетинга и прочие процессы бюджетирования группы компаний.
  6. Модифицирована система резервирования в части контроля остаточных сроков годности, автоматизирован подбор серий в заказе клиента, согласно заданным остаточным срокам годности продукции, что обеспечивает контроль данного показателя, начиная от заказа клиента и заканчивая его отгрузкой.
  7. С помощью CRM-блока автоматизирован механизм трейд-маркетинговых мероприятий преимущественно с использованием типовых объектов системы (маркетинговых мероприятий, сделок, и подсистемы планирования).
  8. Автоматизирован процесс управленческого учета и расчета себестоимости на регистрах без использования плана счетов, что помогает на 40% быстрее получать данные, необходимые для принятия управленческий решений. Также отмечается повышение качества этих данных. В рамках этой задачи было автоматизировано распределение постатейных расходов на направления деятельности согласно распоряжениям в заданиях на перевозку с максимальным использованием типовых механизмов системы 1С:ERP, что является достаточно частым запросом на проектах внедрения.
  9. Реализован процесс учета товара с «нефикс весом», в том числе с учетом ордерного хранения, упаковок, и адресного хранения. Есть возможность выбора при размещении или отборе товаров на адресных складах: с использованием интегрированного терминала сбора данных (ТСД) или просто сканера штрихкода.
  10. Реализовано удобное обеспечение кладовой цеха материалами под конкретный этап производства за счет разработки нового АРМ.
  11. Обеспечено многофункциональное управление доставкой в части сложных логистических процессов с промежуточными складами перегрузки за счет обратной интеграции модуля 1С:УАТ с подсистемой «Доставка» в 1С:ERP в части учета расходов. Появилось оперативное планирование доставок от поставщиков и к клиентам, включая доставки с транзитными складами и с привлечением наемного транспорта. Настроена автоматическая передача данных из Заказа на ТС в документ Путевой лист. Обеспечен контроль и анализ расхода ГСМ (экономия и перерасход) между фактически затраченным ГСМ и нормативным. Ведется учет стоимости доставки и заработной плате водителей в разрезе рейсов.
  12. В результате автоматизации складских и производственных операций появилась возможность получения реальной оперативной информации об остатках и движении товарных запасов компании, повышена оборачиваемость складских запасов на 15%.
  13. В целом автоматизация бизнес-процессов компании позволила ощутимо повысить качество учета, его точность и прозрачность за счет уменьшения риска человеческой ошибки.

Версия для печати
Вход для
партнеров
Эксперты фирмы «1С» и партнеров будут рады дать вам консультацию.
Задать вопрос по кейсу

БАЗЫ ЗНАНИЙ "ПРОФКЕЙС"

Отзывы заказчиков
Заместитель финансового директора ООО «Спектр»
Инна Давидюк
Проект для группы компаний «Спектр» был выполнен по технологии корпоративного внедрения, что позволило управлять им в рамках ограничений по срокам реализации и удовлетворить потребность нашей компании в расширении функциональности типовой конфигурации «1С:ERP Управление предприятием», в соответствии со спецификой деятельности.
Публикации,
связанные
с проектом
Новости
15 ноября 2024
Новый онлайн-курс «Искусственный интеллект и 1С. Курс на основе решений от 1С-Рарус. Большие языковые модели и распознавание речи - инструменты для бизнеса»

Участники познакомятся с принципами работы и возможностями ИИ, практикой применения ИИ в профессиональной деятельности. Получат навыки использования ИИ из ПП на платформе «1С:Предприятие 8». Обучатся эффективным запросам к большим языковым моделям.

14 ноября 2024
Беларусь. Запуск нового сервиса «Беларусь. DriveBank»

Сервис обеспечивает прямой обмен электронными документами с банками Республики Беларусь.