Клинический центр ГБОУ ВПО Первого МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России автоматизировал учет административно-хозяйственной деятельности. Проект охватывал 7 лечебных подразделений, объединяющих более 20 многопрофильных клиник по всей Москве, а также 14 межклинических служб, в том числе централизованную аптеку, лабораторную службу, центр крови, службу диетпитания. Система построена на платформе «1С:Предприятие 8» и продуктах линейки «1С:Медицина». 19 территориально распределенных объектов работают на облачных технологиях – в единой централизованной системе на основе архитектуры multitenancy. Сроки проекта были предельно сжаты: в течение 4 месяцев было создано 800 автоматизированных рабочих мест на 19 объектах, на которых работают в общей сложности около 3000 пользователей. Сейчас охват системы расширился до 1300 рабочих мест.
Клинический центр ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России включает 7 лечебных подразделений, объединяющих более 20 многопрофильных клиник, а также 14 межклинических служб, в том числе централизованную аптеку, лабораторную службу, центр крови, службу диетпитания. Всего в клиническом центре работает свыше 5000 сотрудников, в том числе более 1200 врачей и 1600 медсестер. Подразделения расположены в 19 корпусах в различных районах Москвы. Клинический центр обладает максимальной коечной мощности среди федеральных ЛПУ РФ.
Цель проекта — создание комплексной автоматизированной системы учета административно-хозяйственной деятельности Клинического центра ГБОУ ВПО Первого МГМУ им. И. М. Сеченова.
Задачи проекта:
- обеспечение персонифицированного учета оказанной медицинской помощи;
- поддержка управления взаиморасчетами за оказанную медицинскую помощь и взаимодействия со страховыми медицинскими организациями в части формирования счетов за выполненные услуги;
- обеспечение персонифицированного учета лекарственного обеспечения;
- предоставление возможностей анализа деятельности и формирования отчетности.
Поставленные задачи необходимо было решить в условиях ограниченного бюджета.
«1С:Медицина» в Клиническом центре ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России
«В Клиническом центре ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова, существовало разрозненное программное обеспечение для отдельных задач: регистратуры, учета пациентов, аптеки, склада, диетпитания, — начала рассказ Екатерина Леонидовна Кузнецова, заместитель директора по организационно-методической работе. — Это приводило к многократному вводу одной и той же информации о пациенте, что, в свою очередь, провоцировало множество ошибок». К тому же, отсутствие единой информационной сети, объединяющей все структурные подразделения, крайне затрудняло получение оперативной обобщенной информации о работе всех больниц и служб.
Необходимость создания единой системы учета административно-хозяйственной деятельности была очевидна. В 2012 году Министерство здравоохранения выделило Клиническому центру 47 млн руб. на развитие информационных технологий в соответствии с Концепцией создания ЕГИСЗ. Эти средства и пошли на реализацию проекта.
Информационная система поддержки административно-хозяйственной деятельности построена на базе типовых программных продуктов линейки «1С:Медицина» на базе платформы «1С:Предприятие 8»: «1С:Медицина. Больница», «1С:Медицина. Клиническая лаборатория», «1С:Медицина. Больничная аптека» и «1С:Медицина. Диетическое питание». Архитектура автоматизированной системы учета административно-хозяйственной деятельности показана на рис. 1.
Все типовые продукты были доработаны с учетом специфических требований каждого подразделения клинического центра. «Единообразие базисного программного обеспечения от фирмы «1С», заложенного в архитектуру нашей ИС, — отметила Екатерина Кузнецова, — дает широкие возможности для интеграции всех ее модулей и позволяет быстро и просто сформировать консолидированный взгляд по всем аспектам деятельности клинического центра в целом».
Рис.1. Архитектура автоматизированной системы учёта административно-хозяйственной деятельности.
Для создания ИС использовались облачные технологии. Система построена на платформе «1С:Предприятие 8» с использованием механизма разделения данных, благодаря которому прикладные решения могут работать в технологии multitenancy, когда единый экземпляр объекта приложения, запущенного на сервере, обслуживает множество организаций. Облачная архитектура информационной системы показана на рис.2. Технология multitenancy обеспечила возможность каждой больницы работать только со своими данными (было создано 14 областей данных), в то время как администрация клинического центра имеет доступ к данным всех подразделений.
Рис 2. Облачная архитектура информационной системы на базе продуктов линейки «1С:Медицина».
Все 19 территориально распределенных объектов подключены к единому защищенному сегменту информационной сети и работают в одной базе данных в кластере серверов «1С:Предприятие 8». Система построена на платформе «1С:Предприятие 8» с использованием механизма разделения данных, благодаря которому прикладные решения могут работать в архитектуре multitenancy, когда единый экземпляр объекта приложения, запущенного на сервере, обслуживает множество организаций.
С учетом жестких ограничений по бюджету проекта для 800 рабочих мест были выбраны бездисковые станции — тонкие клиенты компании «Аквариус», сертифицированные на соответствие требованиям информационной безопасности и имеющие необходимое периферийное оборудование. В качестве ОС была выбрана AltLinux Simply 6.0.1.
В рамки проекта также входило создание единой защищенной сети, которая связала все учреждения Клинического центра. Сроки выполнения такого масштабного проекта составили всего 4 месяца, причем лечебно-диагностический процесс не останавливался.
Заместитель директора «Клинический центр ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, Екатерина Кузнецова, на 6-й международной конференции «Решения 1С для корпоративных клиентов».
Качественные показатели эффективности:
-
повышение производительности труда сотрудников Клинического центра и снижение числа ошибок и неточностей благодаря однократному вводу и многократному использованию информации;
-
повышение качества оказываемой медицинской помощи;
-
прозрачность административно-хозяйственных процессов позволяет достоверно и быстро оценивать рациональность использования материально-технической базы и принимать обоснованные управленческие решения по их оптимизации.
Количественные показатели эффективности:
-
в 2 раза сокращена штатная численность медицинских регистраторов и медицинских статистиков;
-
время пребывания пациента в регистратуре сократилось с 15 — 20 до 5 — 7 минут;
-
появилась возможность получить результаты лабораторных исследований в течение 2 — 3 часов вместо 1 — 2 суток;
-
вырос поток амбулаторных пациентов за счёт внедрения электронной регистратуры и записи на приём через Интернет (около 5000 пациентов в год);
-
экономия лекарственных средств, расходных материалов и продуктов питания благодаря автоматизации их предметно-количественного учёта составила около 30%.