||
Краткое описание

В компании «Альфамет» построили автоматизированную подсистему контроля процесса приема и отгрузки металлолома для производственных площадок. Подсистема является дополнением, встраиваемым в типовое прикладное решение 1С. Работает на платформе «1С: Предприятие 8». После внедрения начительно сократился ручной труд сотрудников. Появились инструменты контроля производственных процессов в оперативном режиме. Снизились риски убытков из-за человеческого фактора.

ООО «АЛЬФАМЕТ»
Заказчик

ООО «АЛЬФАМЕТ» специализируется на закупке и переработке лома черных металлов, нержавеющей стали и цветных металлов. В собственности компании находятся несколько оборудованных площадок со всем необходимым для приема, отгрузки и первичной обработки лома оборудованием.

1
Цели и задачи

Цель проекта: создать систему, которая позволит:

  • максимально автоматизировать процесс движения металлолома с момента приема от поставщика до момента отгрузки покупателю;
  • максимально исключить риски «человеческого фактора» (и со стороны поставщика, и со стороны сотрудника);
  • создать механизмы формирования базы данных поставщиков;
  • создать систему ценообразования для поставщиков и покупателей;
  • оперативно отражать все хозяйственные операции (для формирования оперативной аналитики и принятия управленческих решений);
  • иметь возможность рассчитать конечную себестоимость продукции, получать информацию о расходах и доходах по конкретной операции/сделке;
  • система должна максимально легко встраиваться в типовую учетную систему, быть легко масштабируемой и иметь возможности для дальнейшего развития функционала.

Задачи проекта:

  • создать подсистему учета движения металлолома (далее подсистема «МЕТЛОМ»), которая может встроится в любую учетную систему на базе типовой программы «1С» («1С:Бухгалтерия предприятия», «1С:Управление торговлей», «1С:Комплексная автоматизация», «1С:ERP»);
  • максимально автоматизировать деятельность участников процесса за счет создания в подсистеме автоматизированных рабочих мест (АРМ)
  • создать систему объективного контроля этапов процесса за счет интеграций подсистемы с внешними сервисами и оборудованием (система распознания номеров транспортных средств, получение весовых параметров с автомобильных и напольных весов, фотофиксация провески, сканер паспортов, сканирование банковской карты при оплате физическим лицам, обратный эквайринг).

AlfaMet_Shema_1.jpg

2
Ситуация до старта проекта

Здесь следует особо остановится на ряде особенностей бизнеса, так как именно они стали решающими факторам, которые и привели руководителей ООО «Альфамет» в компанию, занимающуюся внедрением программных продуктов «1С». Основная причина — это очень высокий уровень конкуренции и на уровне конкретного региона, и в целом в отрасли. В условиях, когда цена предложения примерно одинакова, в силу вступают другие факторы борьбы за клиента: удобство, отсутствие рутины при оформлении, быстрота обслуживания.

Помимо высокой конкуренции в конкретном регионе, у бизнеса по приему/переработке/отгрузке металлолома есть еще ряд специфик:

  • зависимость эффективности бизнеса от уровня контроля процесса приемки сырья на рабочей площадке без потери скорости обработки закупа;
  • необходимость высокой скорости, точности и полноты заполнения данных поставщиков в условиях работы в режиме «живой очереди».

Еще одним фактором, который существенно может влиять на доходность бизнеса, является возможность оперативного контроля в режиме реального времени любого этапа производственной цепочки и получение по нему актуального статуса.

3
Архитектура решения и масштаб проекта

Автоматизированная система контроля процесса приема и отгрузки металлолома разработана на базе платформы «1С:Предприятие».

Функционал подсистемы выведен в отдельный раздел «Учет металлолома», состоит из следующих основных подразделов:

  • «Настройки и справочники»,
  • «Прием и отгрузка лома»,
  • «Внутренние документы»,
  • «Транзит»,
  • «Отчеты»,
  • меню настроек со сторонними подсистемами.

Также имеются автоматизированные рабочие места (далее АРМ) сотрудника службы безопасности, оператора весовой (мастер участка), кассира-бухгалтера.

Описание созданных АРМ подсистемы и их возможностей.
Создание АРМ производилось исходя из функционального принципа:

  1. АРМ сотрудника службы безопасности —  функция определения ломосдатчика/цели приезда/контроля за въездом и выездом: формируется пропуск для ломосдатчика на территорию производственного участка (определяется номер транспортного средства, цель приезда, группа лома, фиксируется визуальный контроль за транспортным средством (загруженного и порожнего) и лиц в транспортном средстве).
  2. АРМ оператора весовой — функция определения веса (брутто/тара), вида лома, процента засоренности, определение дополнительных неметаллических материалов (мусор, резина и т.п.): формируется документ взвешивания (осуществляется фиксация весовых параметров на автомобильных и напольных весах путем запроса на весовые терминалы весовых устройств, определяется вид лома, процент засоренности, неметаллические материалы, производится фотофиксации транспортных средств и металлолома в момент получения веса с весовых устройств).
  3. АРМ кассира-бухгалтера:
  •  функция формирования документов для расчетов с ломосдатчиком: формируется документ приемо-сдаточный акт (ПСА); осуществляется связь с документом взвешивания (в котором уже отражены количественные и качественные показатели), заполняются необходимые персональные данные ломосдатчика, выбирается форма оплаты;
  • функция проведения выплат на карты физическим лицам: формирование рассчетно-кассового ордера (далее РКО), проведение выплат по обратному эквайрингу, пробивка чека.

При реализации АРМ в подсистеме «МЕТЛОМ» важным условием было требования, чтобы все дополнительные устройства и системы, с которыми интегрируется подсистема (определение номеров авто, фиксация весовых параметров, фотофиксация, касса, скан паспорта, считыватель номера банковской карты), управлялись непосредственно из конкретных АРМ соответствующими операторами.

AlfaMet_Shema_2.jpg

4
Особенности и уникальность проекта

В рамках созданной подсистемы были автоматизированы все основные производственные этапы на рабочей площадке клиента.

  1. Автоматизация этапа въезда/выезда ломосдатчика на площадку. Как правило, на производственной площадке идет поточная система приема лома. Очередь поставщиков часто бывает значительной. И здесь, конечно, важно, чтобы процесс приема металлолома, его оформления и оплаты за него был максимально быстрым и при этом максимально контролируемым. Процесс фиксации в системе факта въезда и выезда транспортного средства и цели прибытия/убытия на площадке мы реализовали с помощью АРМ сотрудника безопасности (АРМ СБ). В момент въезда машины на территорию происходит фотофиксация транспортного средства. Данные о дате въезда, номер транспортного средства за счет интеграции «1С» и системы распознавания номеров автоматически передаются в АРМ СБ и используются для автозаполнение документа «ПРОПУСК». На вкладке «Открытие пропуска» сотрудник вносит данные о марке автомобиля, виде груза (выбор из специального справочника), цели прибытия (прием, отгрузка, провеска), виде поставщика (юридическое или физическое лицо). А также фиксирует выполнение функции контроля (например, «Посторонних лиц в ТС нет)».
  2. Автоматизация этапа взвешивание и качественной оценки металлолома. Взвешивание и проведение оценки принимаемого металлолома — один и ключевых этапов. Точно и качественно выполненные действия будут напрямую влиять на доходность бизнеса. Максимально автоматизировать этот процесс и одновременно постараться снизить человеческий фактор (ошибки, намеренные или умышленные) — эти задачи решаются с помощью функционала АРМ оператора весовой+мастера участка. Ключевой документ, с который здесь работает сотрудник — это «Взвешивание», в нем фиксируются количественные и качественные показатели металлолома. Для создания нового документа оператор выбирает нужный ему документ пропуска, проверяет, вся ли необходимая информация внесена в него и нажимает кнопку «Открыть документ взвешивания» — «По пропуску». Далее производится операция взвешивания. Она полностью автоматизирована за счет интеграции подсистемы с весовым терминалом. Оператор нажимает кнопку в документе взвешивания, и в него «заливаются» необходимые данные: полученный с весов вес брутто, дата и время взвешивания, а также фото момента взвешивания ( за счет интеграции с камерами Trassir). Затем мастер участка определяет качественные показатели лома: вид, процент засора, вес мусора), передает их оператору весовой для заполнения в документе «Взвешивания» вкладки «Качественные показатели».
  3. Автоматизация процесса оформления закупки и отгрузки металлолома. Как мы уже говорили, процесс приемки металлолома или его отгрузки идет в поточном режиме. Скорость проведения денежных расчетов с поставщиком или закупщиком и оформления документов — это ключевое конкурентное преимущество, реализованное в нашей подсистеме на уровне АРМ бухгалтера-кассира. Основным документом, которым оформляются операции закупа и отгрузки металлолома является «Приемо-сдаточный акт» (ПСА). Для оформления закупа бухгалтер создает ПСА на основании документа «Взвешивание» с типом операции «Приемка от поставщика». При создании ПСА автоматически заполняются необходимые поля: организация, подразделение, партнер, вид и № транспорта, весовые данные, вид лома, наименования, процент засора и другие. Для быстрого заполнения паспортных данных ломосдатчика-физического лица в системе предусмотрена интеграция со сканером паспортов (считывателем документов) Regula. Одновременно в подсистеме предусмотрена возможность автопроверки актуальности паспортных данных с помощью соответствующего сервиса МДВ РФ. Процесс проведения и автоматического отражения в системе безналичных оплат на банковские карты физическим лицам автоматизирован за счет интеграций с платежными сервисами банков: СБЕРБАНК — Вториум, ПСБ — PAY2ME. Операции по отгрузке в подсистеме «МЕТЛОМ» оформляются специальным документом «Отгрузка металлолома, который создается на основании документа «Взвешивание». Для создания документа отгрузки бухгалтер-кассир выбирает нужный документ «Взвешивание» и нажимает кнопку «Оформить отгрузку». В созданном документе автоматически заполняется все необходимая информация. Остается только лишь выбрать необходимого контрагента и договор/соглашение и заполнить поля «Отпуск грузка произвел», «Отпуск груза разрешил».
  4. Другие автоматизированные производственные процессы. В подсистеме «МЕТОРМ» реализованы и другие специфические процесса заказчика. Например, услуги коммерческой провески, операции по внутреннему движению металлома (сортировка лома, перемещение между участками, первичная переработка), инвентаризация, оформление операции по транзитной отгрузке. AlfaMet_Shema_3.jpg

Функционал подсистемы 

5
Результаты проекта

Увеличилась скорость оформление документов приема/отгрузки металлолома

100%

Подсистема «МЕТЛОМ» уже успешно прошла этап опытно-промышленной эксплуатации на одной из площадок клиента и эксплуатируется в штатном рабочем режиме. В ближайших планах запустить подсистему и на других площадках компании.

Руководство компании уже отмечает позитивные последствия использования подсистемы:

  1. Значительно сократился ручной труд сотрудников.
  2. Появились инструменты контроля производственных процессов в оперативном режиме.
  3. Появились возможности формирования базы поставщиков, ее хранения.
  4. Широко применяются руководством оперативные аналитики системы.
  5. Снизились риски убытков из-за человеческого фактора.

Достижения в цифрах:

  1. Сократилось количество оформления операций в ручном режиме — в 2 раза.
  2. Увеличилась скорость оформление документов приема/отгрузки металлолома — на 100%.

6
Дополнительная информация о проекте

Характеристики подсистемы учета движения металлолома

Подсистема является дополнением, встраиваемым в типовое прикладное решение 1С. Работает на платформе «1С: Предприятие 8» минимальной версии не ниже 8.3.19.1467 в режиме совместимости «Версия 8.3.17». Подсистема вносит незначительные изменения в типовой функционал программного продукта, подключение в типовую конфигурацию осуществляется путем встраивания новых объектов в конфигурацию.

Перечень интегрированных cервисов и внешних систем:

  • система распознавания номеров транспортных средств;
  • платежные сервисы для обратного эквайринга: ВТОРИУМ, PAY2ME и др.
  • весовой терминал.

Перечень интегрированного внешнего оборудования:

  • камеры для фото-и-видеофиксации;
  • автовесы;
  • напольные весы;
  • сканеры паспортов;
  • считыватели номеров банковских карт.

Соответствие разработки Axelsoft «Подсистема учета движения метлома» стандартам 1С подтверждено сертификатом «1С:Совместимо».
«Подсистема учета движения метлома» зарегистрирована в Реестре отечественного ПО.

Версия для печати
Вход для
партнеров
РАБОЧИХ МЕСТ
20
Эксперты фирмы «1С» и партнеров будут рады дать вам консультацию.
Задать вопрос по кейсу

БАЗЫ ЗНАНИЙ "ПРОФКЕЙС"

Отзывы заказчиков
Генеральный директор ООО «Альфамет»
Евгений Рогозин
На текущий момент мы продолжаем сотрудничество с ГК «Axelsoft» по дальнейшему развитию подсистемы «МЕТЛОМ». Идет реализация функционала в части интеграции подсистемы «МЕТЛОМ» с различными платежными сервисами, в частности с банком Тинькофф. Автоматизируются новые и совершенствуются существующие в подсистеме бизнес-процессы компании: закуп, хранение, переработка, реализация металлопроката. Дорабатывается методология формирования управленческого учета по направлениям деятельности компании".
Публикации,
связанные
с проектом
Дополнительные
материалы
Новости
15 ноября 2024
Новый онлайн-курс «Искусственный интеллект и 1С. Курс на основе решений от 1С-Рарус. Большие языковые модели и распознавание речи - инструменты для бизнеса»

Участники познакомятся с принципами работы и возможностями ИИ, практикой применения ИИ в профессиональной деятельности. Получат навыки использования ИИ из ПП на платформе «1С:Предприятие 8». Обучатся эффективным запросам к большим языковым моделям.

14 ноября 2024
Беларусь. Запуск нового сервиса «Беларусь. DriveBank»

Сервис обеспечивает прямой обмен электронными документами с банками Республики Беларусь.