В компании «Альфамет» построили автоматизированную подсистему контроля процесса приема и отгрузки металлолома для производственных площадок. Подсистема является дополнением, встраиваемым в типовое прикладное решение 1С. Работает на платформе «1С: Предприятие 8». После внедрения начительно сократился ручной труд сотрудников. Появились инструменты контроля производственных процессов в оперативном режиме. Снизились риски убытков из-за человеческого фактора.
ООО «АЛЬФАМЕТ» специализируется на закупке и переработке лома черных металлов, нержавеющей стали и цветных металлов. В собственности компании находятся несколько оборудованных площадок со всем необходимым для приема, отгрузки и первичной обработки лома оборудованием.
Цель проекта: создать систему, которая позволит:
- максимально автоматизировать процесс движения металлолома с момента приема от поставщика до момента отгрузки покупателю;
- максимально исключить риски «человеческого фактора» (и со стороны поставщика, и со стороны сотрудника);
- создать механизмы формирования базы данных поставщиков;
- создать систему ценообразования для поставщиков и покупателей;
- оперативно отражать все хозяйственные операции (для формирования оперативной аналитики и принятия управленческих решений);
- иметь возможность рассчитать конечную себестоимость продукции, получать информацию о расходах и доходах по конкретной операции/сделке;
- система должна максимально легко встраиваться в типовую учетную систему, быть легко масштабируемой и иметь возможности для дальнейшего развития функционала.
Задачи проекта:
- создать подсистему учета движения металлолома (далее подсистема «МЕТЛОМ»), которая может встроится в любую учетную систему на базе типовой программы «1С» («1С:Бухгалтерия предприятия», «1С:Управление торговлей», «1С:Комплексная автоматизация», «1С:ERP»);
- максимально автоматизировать деятельность участников процесса за счет создания в подсистеме автоматизированных рабочих мест (АРМ)
- создать систему объективного контроля этапов процесса за счет интеграций подсистемы с внешними сервисами и оборудованием (система распознания номеров транспортных средств, получение весовых параметров с автомобильных и напольных весов, фотофиксация провески, сканер паспортов, сканирование банковской карты при оплате физическим лицам, обратный эквайринг).
Здесь следует особо остановится на ряде особенностей бизнеса, так как именно они стали решающими факторам, которые и привели руководителей ООО «Альфамет» в компанию, занимающуюся внедрением программных продуктов «1С». Основная причина — это очень высокий уровень конкуренции и на уровне конкретного региона, и в целом в отрасли. В условиях, когда цена предложения примерно одинакова, в силу вступают другие факторы борьбы за клиента: удобство, отсутствие рутины при оформлении, быстрота обслуживания.
Помимо высокой конкуренции в конкретном регионе, у бизнеса по приему/переработке/отгрузке металлолома есть еще ряд специфик:
- зависимость эффективности бизнеса от уровня контроля процесса приемки сырья на рабочей площадке без потери скорости обработки закупа;
- необходимость высокой скорости, точности и полноты заполнения данных поставщиков в условиях работы в режиме «живой очереди».
Еще одним фактором, который существенно может влиять на доходность бизнеса, является возможность оперативного контроля в режиме реального времени любого этапа производственной цепочки и получение по нему актуального статуса.
Автоматизированная система контроля процесса приема и отгрузки металлолома разработана на базе платформы «1С:Предприятие».
Функционал подсистемы выведен в отдельный раздел «Учет металлолома», состоит из следующих основных подразделов:
- «Настройки и справочники»,
- «Прием и отгрузка лома»,
- «Внутренние документы»,
- «Транзит»,
- «Отчеты»,
- меню настроек со сторонними подсистемами.
Также имеются автоматизированные рабочие места (далее АРМ) сотрудника службы безопасности, оператора весовой (мастер участка), кассира-бухгалтера.
Описание созданных АРМ подсистемы и их возможностей.
Создание АРМ производилось исходя из функционального принципа:
- АРМ сотрудника службы безопасности — функция определения ломосдатчика/цели приезда/контроля за въездом и выездом: формируется пропуск для ломосдатчика на территорию производственного участка (определяется номер транспортного средства, цель приезда, группа лома, фиксируется визуальный контроль за транспортным средством (загруженного и порожнего) и лиц в транспортном средстве).
- АРМ оператора весовой — функция определения веса (брутто/тара), вида лома, процента засоренности, определение дополнительных неметаллических материалов (мусор, резина и т.п.): формируется документ взвешивания (осуществляется фиксация весовых параметров на автомобильных и напольных весах путем запроса на весовые терминалы весовых устройств, определяется вид лома, процент засоренности, неметаллические материалы, производится фотофиксации транспортных средств и металлолома в момент получения веса с весовых устройств).
- АРМ кассира-бухгалтера:
- функция формирования документов для расчетов с ломосдатчиком: формируется документ приемо-сдаточный акт (ПСА); осуществляется связь с документом взвешивания (в котором уже отражены количественные и качественные показатели), заполняются необходимые персональные данные ломосдатчика, выбирается форма оплаты;
- функция проведения выплат на карты физическим лицам: формирование рассчетно-кассового ордера (далее РКО), проведение выплат по обратному эквайрингу, пробивка чека.
При реализации АРМ в подсистеме «МЕТЛОМ» важным условием было требования, чтобы все дополнительные устройства и системы, с которыми интегрируется подсистема (определение номеров авто, фиксация весовых параметров, фотофиксация, касса, скан паспорта, считыватель номера банковской карты), управлялись непосредственно из конкретных АРМ соответствующими операторами.
В рамках созданной подсистемы были автоматизированы все основные производственные этапы на рабочей площадке клиента.
- Автоматизация этапа въезда/выезда ломосдатчика на площадку. Как правило, на производственной площадке идет поточная система приема лома. Очередь поставщиков часто бывает значительной. И здесь, конечно, важно, чтобы процесс приема металлолома, его оформления и оплаты за него был максимально быстрым и при этом максимально контролируемым. Процесс фиксации в системе факта въезда и выезда транспортного средства и цели прибытия/убытия на площадке мы реализовали с помощью АРМ сотрудника безопасности (АРМ СБ). В момент въезда машины на территорию происходит фотофиксация транспортного средства. Данные о дате въезда, номер транспортного средства за счет интеграции «1С» и системы распознавания номеров автоматически передаются в АРМ СБ и используются для автозаполнение документа «ПРОПУСК». На вкладке «Открытие пропуска» сотрудник вносит данные о марке автомобиля, виде груза (выбор из специального справочника), цели прибытия (прием, отгрузка, провеска), виде поставщика (юридическое или физическое лицо). А также фиксирует выполнение функции контроля (например, «Посторонних лиц в ТС нет)».
- Автоматизация этапа взвешивание и качественной оценки металлолома. Взвешивание и проведение оценки принимаемого металлолома — один и ключевых этапов. Точно и качественно выполненные действия будут напрямую влиять на доходность бизнеса. Максимально автоматизировать этот процесс и одновременно постараться снизить человеческий фактор (ошибки, намеренные или умышленные) — эти задачи решаются с помощью функционала АРМ оператора весовой+мастера участка. Ключевой документ, с который здесь работает сотрудник — это «Взвешивание», в нем фиксируются количественные и качественные показатели металлолома. Для создания нового документа оператор выбирает нужный ему документ пропуска, проверяет, вся ли необходимая информация внесена в него и нажимает кнопку «Открыть документ взвешивания» — «По пропуску». Далее производится операция взвешивания. Она полностью автоматизирована за счет интеграции подсистемы с весовым терминалом. Оператор нажимает кнопку в документе взвешивания, и в него «заливаются» необходимые данные: полученный с весов вес брутто, дата и время взвешивания, а также фото момента взвешивания ( за счет интеграции с камерами Trassir). Затем мастер участка определяет качественные показатели лома: вид, процент засора, вес мусора), передает их оператору весовой для заполнения в документе «Взвешивания» вкладки «Качественные показатели».
- Автоматизация процесса оформления закупки и отгрузки металлолома. Как мы уже говорили, процесс приемки металлолома или его отгрузки идет в поточном режиме. Скорость проведения денежных расчетов с поставщиком или закупщиком и оформления документов — это ключевое конкурентное преимущество, реализованное в нашей подсистеме на уровне АРМ бухгалтера-кассира. Основным документом, которым оформляются операции закупа и отгрузки металлолома является «Приемо-сдаточный акт» (ПСА). Для оформления закупа бухгалтер создает ПСА на основании документа «Взвешивание» с типом операции «Приемка от поставщика». При создании ПСА автоматически заполняются необходимые поля: организация, подразделение, партнер, вид и № транспорта, весовые данные, вид лома, наименования, процент засора и другие. Для быстрого заполнения паспортных данных ломосдатчика-физического лица в системе предусмотрена интеграция со сканером паспортов (считывателем документов) Regula. Одновременно в подсистеме предусмотрена возможность автопроверки актуальности паспортных данных с помощью соответствующего сервиса МДВ РФ. Процесс проведения и автоматического отражения в системе безналичных оплат на банковские карты физическим лицам автоматизирован за счет интеграций с платежными сервисами банков: СБЕРБАНК — Вториум, ПСБ — PAY2ME. Операции по отгрузке в подсистеме «МЕТЛОМ» оформляются специальным документом «Отгрузка металлолома, который создается на основании документа «Взвешивание». Для создания документа отгрузки бухгалтер-кассир выбирает нужный документ «Взвешивание» и нажимает кнопку «Оформить отгрузку». В созданном документе автоматически заполняется все необходимая информация. Остается только лишь выбрать необходимого контрагента и договор/соглашение и заполнить поля «Отпуск грузка произвел», «Отпуск груза разрешил».
- Другие автоматизированные производственные процессы. В подсистеме «МЕТОРМ» реализованы и другие специфические процесса заказчика. Например, услуги коммерческой провески, операции по внутреннему движению металлома (сортировка лома, перемещение между участками, первичная переработка), инвентаризация, оформление операции по транзитной отгрузке.
Функционал подсистемы
Увеличилась скорость оформление документов приема/отгрузки металлолома
Подсистема «МЕТЛОМ» уже успешно прошла этап опытно-промышленной эксплуатации на одной из площадок клиента и эксплуатируется в штатном рабочем режиме. В ближайших планах запустить подсистему и на других площадках компании.
Руководство компании уже отмечает позитивные последствия использования подсистемы:
- Значительно сократился ручной труд сотрудников.
- Появились инструменты контроля производственных процессов в оперативном режиме.
- Появились возможности формирования базы поставщиков, ее хранения.
- Широко применяются руководством оперативные аналитики системы.
- Снизились риски убытков из-за человеческого фактора.
Достижения в цифрах:
- Сократилось количество оформления операций в ручном режиме — в 2 раза.
- Увеличилась скорость оформление документов приема/отгрузки металлолома — на 100%.
Характеристики подсистемы учета движения металлолома
Подсистема является дополнением, встраиваемым в типовое прикладное решение 1С. Работает на платформе «1С: Предприятие 8» минимальной версии не ниже 8.3.19.1467 в режиме совместимости «Версия 8.3.17». Подсистема вносит незначительные изменения в типовой функционал программного продукта, подключение в типовую конфигурацию осуществляется путем встраивания новых объектов в конфигурацию.
Перечень интегрированных cервисов и внешних систем:
- система распознавания номеров транспортных средств;
- платежные сервисы для обратного эквайринга: ВТОРИУМ, PAY2ME и др.
- весовой терминал.
Перечень интегрированного внешнего оборудования:
- камеры для фото-и-видеофиксации;
- автовесы;
- напольные весы;
- сканеры паспортов;
- считыватели номеров банковских карт.
Соответствие разработки Axelsoft «Подсистема учета движения метлома» стандартам 1С подтверждено сертификатом «1С:Совместимо».
«Подсистема учета движения метлома» зарегистрирована в Реестре отечественного ПО.