«Россети Северный Кавказ» построили систему «Управление мобильными объектами» на базе «1С:Управление автотранспортом». Это позволило систематизировать учет автотранспорта в организации (включая головной офис, ряд филиалов и дочерних обществ с общей численностью пользователей системы до 350 человек), а также унифицировать отчетные и печатные формы. Благодаря этому устранены ошибки при расчетах, а работа диспетчеров по планированию и выпуску транспортных средств стала быстрее и проще.

ПАО «Россети Северный Кавказ» передает и распределяет электроэнергии по собственным электрическим распределительным сетям на территории республик Северного Кавказа: Ставропольский край, Дагестан, Чеченская Республика, Ингушетия, Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия (Алания).
Основная цель проекта — повышение эффективности управления эксплуатацией мобильных объектов (далее — МО) и связанных процессов.
Задача проекта — автоматизировать следующие процессы:
- оперативное выполнение заявок на использование МО профильными подразделениями;
- контроль эффективности использования МО и связанного оборудования;
- обеспечение исправности и мониторинг технического состояния МО;
- мониторинг наличия необходимой документации МО и документов операторов мобильных объектов;
- учет и контроль расхода ГСМ;
- учет и контроль расхода материальных ресурсов на осуществление эксплуатационных и ремонтных работ МО.
До старта проекта в ПАО «Россети Северный Кавказ» уже были внедрены системы управления производственными активами, технологическим присоединением и другие. Однако область управления логистикой и автотранспортом оставалась неохваченной. Это приводило к ряду проблем — сложности с формированием отчетности, отсутствию прозрачной информации о численности и техническом состоянии автопарка, а также некорректному учету и списанию ГСМ.
Дополнительные трудности возникали при взаимодействии с ранее внедренными системами. В частности, затруднено было планирование автотранспорта для ремонтных работ, а также организация и контроль ремонтов самих транспортных средств.
За основу внедрения было выбрано типовое решение «1С:Управление автотранспортом» (далее 1С:УАТ, УАТ).
По согласованию с заказчиком было выделено 350 рабочих мест на исполнительный аппарат и филиалы. Работа производится в одной централизованной базе. В системе предусмотрены интеграции с системой управления производственными активами, а также зарплатой и управлением персоналом и бухгалтерией.
Система состоит из следующих модулей и функций:
- Создание классификаторов:
- справочник «Автомобили»:
- внесение характеристик по автотранспорту;
- введение агрегатов на транспортное средство;
- создание элементов справочника на основе информации бухгалтерского учета;
- ведение регистрационных документов по транспортному средству;
- справочник «Классификатор автотранспорта Россети»;
- справочник «Регистрационные документы ТС и водителей»;
- расчет выработки ТС и агрегатов.
- Места хранения для системы мониторинга:
- регистр сведений «События по мониторингу»;
- регистр сведений «Координаты по мониторингу»;
- регистр сведений «Пробег и расход по мониторингу».
- Создание заявок на ТС:
- создание документа «Заявка на выделение ТС»;
- создание печатных форм документа «Заявка на выделение ТС»;
- отчет «Отчет по заявкам на ТС».
- Учет персонала:
- расширение справочника «Водители автотранспорта»;
- печатная форма «Личная карточка водителя»;
- отчет «Отчет о работе водителей».
- Ведение путевых листов:
- создание АРМ Диспетчера:
- разработка формы обработки;
- подбор и назначение автотранспорта в АРМ Диспетчера;
- регистрация путевых листов в АРМ Диспетчера;
- документ «Путевой лист»:
- доработка документа «Путевой лист»;
- печатные формы путевых листов.
- Учет агрегатов:
- ведение агрегатов в системе;
- установка и снятие агрегатов;
- печатная форма «Карточка учета работы автомобильной шины»;
- печатная форма «Карточка учета работы АКБ».
- Ремонт и ТО транспортных средств:
- документ «Ремонтный лист»;
- отчет «Журнал технического обслуживания и ремонтов АТС»;
- печатная форма «Карта прохождения ТО АТС»;
- отчет «Годовой план ТО и Ремонта на период»;
- отчет «Отчет по используемым запасным частям».
- Учет ДТП:
- документ «Дорожно-транспортные происшествия»;
- формы учета дорожно-транспортных происшествий:
- печатная форма «Акт служебного расследования дорожно-транспортного происшествия»;
- печатная форма «Донесение о дорожно-транспортном происшествии»;
- отчетная форма «Ежемесячный отчет о выполнении требований правил дорожного движения контроле по соблюдению скоростного режима водителями и охраны труда на транспорте в филиале (наименование филиала) за период»;
- отчетная форма «Журнал учета нарушений правил дорожного движения, правил технической эксплуатации и других правил перевозок, связанных с обеспечением безопасности движения, которые допустили водители предприятия»;
- отчетная форма «Сводный реестр информации о ДТП за период»;
- отчетная форма «Сводные данные о ДТП за период (до пяти лет) в том числе с возможностью раскрытия по кварталам»;
- отчетная форма «Форма учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств».
- Приобретение ТС:
- создание документа «Заявка на включение в план приобретения»;
- формы по приобретению ТС:
- печатная форма «Программа приобретения транспортных средств для обновления»;
- отчет «Целевая программа обновления транспортными средствами ПАО «Россети Юг» на период»;
- печатная форма «Программа приобретения транспортных средств для обеспечения нормативной численности»;
- отчетная форма «Целевая программа доукомплектования транспортными средствами ПАО «Россети Юг» на период».
- Отчетность:
- данные о наличии, необходимости замены и дополнительного приобретения транспортных средств;
- эксплуатационные показатели работы транспортных средств за период;
- динамика потребления топлива для транспортных средств, находящихся в эксплуатации за не менее чем три периода (года) по видам деятельности (по данным бухучета);
- расчет потребности в оснащении автотранспортными средствами ПАО «Россети Юг» согласно СТО 34.01-32.5-001-2019 «Нормативы комплектования подразделений ДЗО ПАО «Россети» транспортными средствами для эксплуатации электрических сетей», утвержденного Распоряжением ПАО «Россети» от 01.03.2019 № 118р;
- график задействования ТС за период;
- отчет о работе ТС;
- отчет статусов ТС (диспетчеризации).
Схема архитектуры
Произведена автоматизация процессов управления автотранспортным хозяйством, а также реализация расчета и учета расхода горюче-смазочных материалов.
В ходе проекта были проведены следующие этапы работ:
- Обследование rомпании заказчика в части бизнес-процессов департамента средств механизации и транспорта, а также смежных департаментов, таких как: финансовый департамент, департамент технического перевооружения и реконструкции, складского хозяйства и т.д.
- Проектирование. На основании полученных результатов обследования формировался технический проект на реализацию целевой системы, в том числе прорабатывалось интеграционное взаимодействие с историческими системами.
- Разработка и ПСИ. Был принят релизный подход к процессу реализации: формировался график реализации логически последовательных функциональных блоков; разработка сдавалась итерационно, представлялась законченная функциональность, которую пользователи могли протестировать, в том числе самостоятельно, по разработанным пользовательским сценариям. К основным доработкам (модификации) системы относится корректировка процесса формирования путевых листов, а также форм путевых листов по требованиям клиента. Выполнена модификация НСИ по классам, маркам транспортных средств, а также структура паспортизации транспортных средств и их характеристик, выполнена синхронизация и обмен данными с централизованной НСИ, принятой у rлиента. Выполнена модификация в части процесса планирования мероприятий ТОиР на транспортных средствах.
- Тестирование и подготовка к опытной эксплуатации. Проводились мероприятия по подготовке ключевых пользователей к работе в системе с целью последующего выстраивания первой линии поддержки. Подготовка пользователей проводилась по заранее сформированным сквозным процессным и пользовательским сценариям в соответствии с ролевой моделью.
- Опытная эксплуатация. Проведение опытной эксплуатации сопровождалось частичной миграцией данных из сторонних систем и внешних источников, а также ручным вводом данных. Проводилась оценка корректности отработки функций по сквозному процессу с задействованием всех систем и служб компании, напрямую или косвенно участвующих в процессах управления автотранспортным хозяйством.
В результате реализации проекта процессы паспортизации автотранспорта и ведения всех его характеристик были приведены к системному виду и перенесены в автоматизированную информационную систему. Заявки на использование автотранспорта и его планирование, а также выписка и обработка путевых листов теперь осуществляются непосредственно в системе, что позволяет существенно сократить трудозатраты диспетчеров и исключить ошибки, связанные с человеческим фактором при расчёте нормативного расхода топлива. Формирование отчётности различного уровня также осуществляется в системе.
По итогам проекта создана единая информационная система на базе «1С:Управление автотранспортом», функционирующая во всех филиалах. Это позволило унифицировать подходы к управлению мобильными объектами и обеспечить автоматизацию следующих процессов:
- Оперативное выполнение заявок на использование мобильных объектов.
- Контроль эффективности использования заказчиком мобильных объектов и связанного оборудования.
- Мониторинг исправности и технического состояния мобильных объектов.
- Контроль наличия необходимой документации мобильных объектов и их операторов.
- Учет и контроль расхода ГСМ.
- Учет и контроль расхода материальных ресурсов на осуществление эксплуатационных и ремонтных работ мобильных объектов.
Экономический эффект от внедрения системы:
- Сокращение трудозатрат в подразделениях — на 2%.
- Ускорение получения управленческой отчетности — на 5%.
- Ускорение формирования регламентированной отчётности — на 5%.
- Сокращение сроков исполнения заказов / оказания услуг — на 2%.
- Ускорение обработки заказов — на 5%.