Завод «Карабашмедь» построил интегрированную информационную систему управления и централизовал нормативно-справочную информацию. Единая информационная система предприятия построена на базе «1С:ERP Управление предприятием 2». Проект выполнен в экстремально короткие сроки для внедрения ERP-систем — 7 месяцев. Особенность проекта — применение гибких итерационных методологий разработки (agile/scrum) при необходимом минимуме проектной документации. В результате повышена оперативность и полнота получения информации руководством для принятия аргументированных управленческих решений, повышена оперативность предоставления отчётности для материнской компании.
Карабашский медеплавильный комбинат АО «Карабашмедь» — градообразующее предприятие города Карабаш в Челябинской области, в состав которого входят медеплавильное производство мощностью до 130 тыс. тонн черновой меди в год и обогатительная фабрика по переработке шлаков металлургического производства. В 2004 году комбинат перешёл под управление «Русской медной компании». С 2004 по 2017 год на переоборудование завода было потрачено более 18 млрд. рублей. На предприятии работают 1200 человек.
Цель проекта — создание единой информационной системы для работы всех подразделений предприятия.
Задачи проекта:
- организовать единый справочник НСИ;
- интегрировать единую систему со смежными системами учёта сырья и оперативному управлению производством;
- обеспечить автоматическое заполнение всех внутрикорпоративных форм отчётности из ERP-системы.
На момент начала проекта на предприятии существовали следующие сложности:
- детализация в предоставляемой руководству информации была недостаточной;
- ввод данных осуществлялся бухгалтерией в изолированную бухгалтерскую систему, а не в подразделениях, где возникала необходимая информация.
- отсутствовала информационная система в отделе снабжения;
- все движения денежных средств вручную оформлялись казначеем;
- информационные потоки внутри предприятия были разрозненны.
В качестве инструмента, способного решить поставленные задачи была выбрана система «1С:ERP Управление предприятием 2» Учитывалась широкая функциональность системы и возможности гибкой настройки и доработки под специфику производственного предприятия, а также успешное внедрение этой системы на другом производственном предприятии «Русской медной компании».
Функциональные области, охваченные проектом:
- управление снабжением и планирование закупок;
- складской учёт;
- оперативный производственный учёт;
- отгрузка готовой продукции;
- планирование и управление денежными средствами;
- управление затратами и расчёт себестоимости;
- бухгалтерский и налоговый учёт.
Снабжение и складское хозяйство:
- снабжение формирует и контролирует справочник номенклатуры в части ТМЦ;
- подразделения формируют плановую потребность в ТМЦ, отслеживают обеспечение запланированной потребности в ТМЦ;
- обеспечение потребностей в ТМЦ выполняется с детализацией до заявки подразделения;
- сотрудники самостоятельно вводят документы по движению ТМЦ (перемещению, списанию на расходы, передачу в эксплуатацию), при этом автоматически контролируется наличие номенклатуры;
- подразделения самостоятельно создают документы в момент совершения хозяйственных операций, при этом выполняется предварительная проверка документов в системе;
- для ускорения обработки документов в системе организован процесс согласования с условной маршрутизацией;
- отчётность, которая раньше создавалась вручную, формируется автоматически с учётом прав доступа и с нужной аналитикой.
Управление денежными средствами:
- имеющаяся нормативно-справочная информация (к примеру, справочник договоров с информацией о видах деятельности, предметах платежа, статьях ДДС по умолчанию) упрощает создание бюджета движения денежных средств;
- подразделения самостоятельно формируют заявки на включение в бюджет движения денежных средств и заявки (бюджет ЦФО) на расходование денежных средств;
- сотрудники финансового отдела формируют на основании полученных данных итоговые бюджеты, с возможностью в любой момент сравнить расхождения предварительных и утверждённых сумм;
- факт движения денежных средств автоматически транслируется в заявки на расходование денежных средств, в отчётность по исполнению бюджетов, ранее данная работа выполнялась вручную казначеем;
- корпоративная отчётность по плановым данным и исполнению бюджетов, которая ранее также создавалась вручную в сторонних системах, теперь формируется и выгружается автоматически;
- стало возможным формировать отчёты по бюджетам без выгрузки в нужном формате, что значительно упрощает работу финансового отдела.
Учёт затрат:
- разработан новый структурированный справочник статей расходов;
- настроены правила распределения затрат.
- отчёты в системе позволяют детально, не опускаясь до бухгалтерских проводок, понять, из чего сложилась себестоимость готовой продукции, а также понять какие статьи расходов включены в затраты каждого подразделения, куда распределены затраты.
Бухгалтерия:
- выполняется автоматический расчёт себестоимости в бухгалтерском и налоговом учёте без блокировки работы других пользователей системы;
- выполняется автоматический расчёт налога на прибыль;
- реализована новая схема распределения НДС с детализацией до конкретных реализаций;
- автоматизирован расчёт транспортного и земельного налога в системе.
Система интегрирована со смежными системами учета сырья, оперативного управления производством, расчёта заработной платы и документооборота. Интеграция с системой учёта сырья позволяет оперативно получать информацию о выпуске и отгрузке продукции, других первичных документах. Посредством интеграции с внутренним информационным порталом автоматически вносятся данные о перемещениях сырья между складами подразделений, что позволяет достаточно точно отразить остатки по складам в любой момент времени.
Автоматизировано 150 рабочих мест.
Проект был выполнен в экстремальные для внедрения ERP-системы сроки — всего за 7 месяцев. При этом в рамках проекта была проведена диагностика текущего состояния каждого функционального блока, по результатам которой были сформированы замечания и скорректированы требования к системе.
Особенность проекта — применение гибких итерационных методологий разработки (agile/scrum) при необходимом минимуме проектной документации. Другая особенность проекта — соблюдение корпоративных стандартов, регламентов и форм отчётности, обусловленное тем, что все внутрикорпоративные формы отчётности должны автоматически заполняться из данных ERP-системы.
Построена единая информационная система, в которой работают все подразделения предприятия. Работа отдела снабжения переведена с бумажных носителей в систему, появилась возможность анализировать потребности подразделений в ТМЦ в единой системе. Механизмы «ввода на основании» упрощают работу всех участников процесса снабжения, сокращают сроки выполнения, позволяют избежать ошибок, повышают точность. В области управления денежными средствами создание платёжного календаря, документов по наличным и безналичным платежам теперь выполняется не вручную, а на основании получаемых заявок на расходование денежных средств, что повысило точность планирования и сократило количество ошибок.
В результате повышена оперативность и полнота получения информации руководством для принятия аргументированных управленческих решений, повышена оперативность предоставления отчётности для материнской компании.