||
Краткое описание

«Объединенная больница c поликлиникой» Управления делами Президента РФ построила комплексную медицинскую информационную систему. Решение построено на базе программных продуктов линейки «1С:Медицина»: «1С:Медицина.Больница» и «1С:Медицина.Больничная аптека». Проект охватил 55 структурных подразделений лечебного учреждения: 750 рабочих мест, порядка 1200 сотрудников. Переход всех подразделений со старой системы на новую комплексную систему с соблюдением преемственности данных был осуществлен в рекордно короткие сроки - менее,чем за год. Было обеспечено единое функционирование всех медицинских и фармацевтических бизнес-процессов, а также полная интеграция с административно-хозяйственной деятельностью медицинской организации. В результате реализации проекта были достигнуты следующие экономические эффекты от внедрения: сокращение трудозатрат в подразделениях на 20 %, ускорение получения управленческой отчетности на 100 %, ускорение получения регламентированной отчетности на 100%, снижение объемов материальных запасов на 20%, сокращение расходов на материальные ресурсы на 10%, сокращение сроков оказания услуг на 30%, снижение себестоимости услуг на 10%, увеличение объема оказываемых услуг на 15%.

ФГБУ «Объединенная больница с поликлиникой» Управления делами Президента Российской Федерации
Заказчик

«Объединённая больница с поликлиникой» была основана в 1976 году и является ведущим лечебно-профилактическим многопрофильным учреждением в структуре Управления делами Президента РФ, оказывающем медицинскую помощь пациентам по большинству медицинских направлений и специальностей. В поликлинике работают врачи более 30 специальностей. В стационар госпитализируются сложные в диагностическом и лечебном отношении больные, для обследования которых используется высокоинформативная, дорогостоящая, недоступная многим больницам аппаратура, а для лечения применяются сложные комплексные методы, в том числе эфферентные, хирургические, эндоскопические. Учреждение обслуживает более 4000 человек в год. 

1
Цели и задачи

Цели проекта: 

  • увеличить объем предоставляемой медицинской помощи за счет оптимизации процессов планирования, оформления и оказания медицинской помощи пациентам;
  • снизить себестоимость оказываемых услуг, в т.ч. за счет введения элементов автоматизированного и персонифицированного контроля заказа и списания лекарственных средств и медицинских расходных материалов;
  • снизить время оформления персоналом необходимой медицинской и сопутствующей документации;
  • упростить и ускорить получение регламентированной и административной отчётности по оказанным в учреждении медицинским услугам.

Задачи проекта:

  • создать, внедрить и поддерживвть комплексную медицинскую информационную систему, обеспечивающую единое функционирование медицинских и фармацевтических бизнес-процессов «Объединенной больницы с поликлиникой», а также их интеграцию с административно-хозяйственной деятельностью учреждения;
  • создать единую защищенную стандартизованную базу данных электронных медицинских документов пациентов, наблюдающихся в медицинской организации;
  • организовать контролируемый доступ к электронным медицинским документам пациентов, наблюдающихся в учреждении.
2
Ситуация до старта проекта

На момент старта проекта в «Объдиненной больнице с поликлиникой» функционировали следующие системы, поддерживающие операционную деятельность. Для автоматизации медицинской деятельности использовалась самописная информационная система управления лечебно-диагностическим процессом на базе программного продукта АИС «ПРОФИ» (реализована на основе технологий DELPHI XE2, с применением СУБД IBM INFORMIX DYNAMIC SERVER). Для учета медикаментов, перевязочных средств и расходных материалов использовались средства автоматизации на базе платформы «1С:Предприятие 8».

Анализ основных бизнес-процессов подразделений «Объединенной больницы c поликлиникой», механизмов и схем автоматизации деятельности подразделений с использованием указанных систем выявил предпосылки к переходу на новую комплексную медицинскую информационную систему:

  • ограниченный функционал работы договорного отдела, бухгалтерии, регистратуры и приемного отделения,
  • сложности и недостатки в части администрирования системы, получения оперативной и статистической отчетности, учета медикаментов, перевязочных средств и расходных материалов.

В части врачебной работы в выводимой из эксплуатации системе полностью отсутствовали:

  • возможность создания структурированной электронной медицинской карты пациента,
  • механизмы ввода сведений об оказании медицинских услуг,
  • возможность внесения и использования стандартов оказания медицинской помощи,
  • возможность просмотра данных об оказанных медицинских услугах в разрезе пациента,
  • возможность указания нескольких диагнозов одному пациенту,
  • возможность агрегировать результаты оказания медицинских услуг в один документ (сводный протокол, выписной эпикриз),
  • механизмы информирования лечащего врача об обнаружении у пациента патологии в результате проведения назначенного обследования (исследования),
  • механизмы учета заболеваемости и смертности пациентов,
  • возможность автоматического создания записей на будущие посещения при курсовом назначении,
  • возможность автоматизированного учета дневников и этапных эпикризов пациентов, механизмы автоматизированного формирования форм согласия на медицинское вмешательство и на обработку персональных данных.

Кроме того, отсутствовала возможность интеграции с внешними системами (лабораторная информационная система, хранилище изображений и т.п.).

3
Архитектура решения и масштаб проекта

Комплексная информационная медицинаская система построена на базе тиражных решений «1С:Медицина.Больница», ред.1.1 и «1С:Медицина. Больничная аптека» ред.1.1.

Проектом были охвачены все 55 структурных подразделений больницы (порядка 1200 сотрудников):

  • руководство и административная часть,
  • общебольничный персонал (включая больничную аптеку, производственный отдел и торгующую аптеку),
  • центральная регистратура,
  • отделение медицинской статистики,
  • отдел договорной медицинской деятельности и маркетинга,
  • отдел экспертизы, контроля качества медицинской помощи и мониторинга медицинских программ,
  • поликлинические подразделения (26 специализированных отделений/кабинетов),
  • подразделения стационара (23 специализированных отделения/кабинета). 

Количество автоматизированных рабочих мест – 750.  

Планирование и учет медицинских услуг, ведение договоров и маркетинг

Внедрен механизм планирования медицинских услуг с учетом ограничений их доступности в зависимости от зарегистрированных в системе соглашений об оказании медицинских услуг.

Внедрены различные порядки ведения договоров контрагентами:

  • с юридическими лицами по фактически выполненным услугам,
  • с физическими лицами по депозитной схеме,
  • по прикрепленным пациентам,
  • договора разового стационара,
  • абонентские договора,
  • договора медицинских программ с фиксированной стоимостью.

Используются скидки/наценки в разрезе договоров и индивидуальных соглашений. Для отслеживания выполнения условий контрактов используется квотирования услуг и списки прикреплённого контингента и гарантийных писем, которые приходят из страховых компаний.

Обеспечено подключение и функционирование ККТ в соответствии с 54-ФЗ.

Электронные медицинские карты и медицинские изображения

Внедрено ведение электронной медицинской карты пациента во всех подразделениях больницы. Для быстрой разработки и настройки протоколов оказания медицинских услуг используется конструктор шаблонов медицинских документов. Для диагностических исследований  (КТ/МРТ, УЗИ) к протоколам можно добавлять изображения.

Внедрено штрихкодирование медицинской, маршрутной и связанной с ними финансовой документации.

Обеспечение лекарствами и расходными медицинскими материалами

В результате выполнения проекта с целью оптимизации изменен процесс обеспечения лекарствами и расходными медицинскими материалами:

  • внедрен двухуровневый учет лекарственных средств и медицинских расходных материалов: на уровне складов и отделений, в т.ч. в разрезе источников финансирования;
  • внедрен персонифицированный учет расходования лекарственных средств и медицинских расходных материалов;
  • внедрен учёт льготного отпуска лекарственных средств;
  • организовано ведение операционных журналов движения и расходования лекарственных средств и медицинских расходных материалов;
  • внедрён оперативный контроль остатков номенклатуры и постоянная актуализация данных учёта;
  • ведется сбор и анализ потребностей отделений в лекарственных средствах и медицинских расходных материалах.

Для уменьшения трудозатрат осуществляется загрузка электронных накладных от поставщиков.


1C_Shema_OBP_hospital.jpg

Рис. 1. Архитектурная схема лекартсвенного обеспечения

Интеграция с внешними системами

Осуществляется обмен данными со следующими системами:

  • «1С:Бухгалтерия государственного учреждения» (в части учета поступлений безналичных денежных средств по договорам);
  • «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения» (в части загрузки сведений о кадровых движениях сотрудников);
  • лабораторной информационной системой «Алтей» (передача заявок, получение результатов). 
4
Особенности и уникальность проекта

Отличительной особенностью проекта является масштабный единовременный и комплексный перевод крупного медицинского учреждения (55 структурных подразделений, 750 АРМ, порядка 1000 сотрудников) на новую медицинскую информационную систему с соблюдением преемственности данных при переходе с системы, выводимой из эксплуатации. 

Следует отдельно отметить полную интеграцию новой системы с имеющейся лабораторной информационной системой. Все это при следующем обязательном условии внедрения: не более 20% изменений штатного функционала программных продуктов «1С:Медицина. Больница» и «1С:Медицина. Больничная аптека».

5
Результаты проекта

Ускорение получения отчетности

100%

Сокращение сроков оказания услуг

30%

Снижение себестоимости услуг

10%

Сокращение трудозатрат

20%

Главными результатами внедрения комплексной медицинской инфомационной системы стала автоматизация всех этапов медицинского и фармацевтического бизнес-процессов и их глубокая интеграция с административно-хозяйственной деятельностью учреждения.

Экономический эффект от внедрения:

  • сокращение трудозатрат на ведение истории болезни пациента и внутренний документооборот в подразделениях на 20%;
  • ускорение получения управленческой отчетности на 100%;
  • ускорение получения регламентированной отчетности на 100%;
  • снижение объёмов материальных запасов на 20%;
  • сокращение расходов на материальные ресурсы на 10%;
  • сокращение сроков оказания услуг на 30%;
  • снижение себестоимости услуг 10%;
  • увеличение объема оказываемых услуг на 15%.
Версия для печати
Вход для
партнеров
Эксперты фирмы «1С» и партнеров будут рады дать вам консультацию.
Задать вопрос по кейсу

БАЗЫ ЗНАНИЙ "ПРОФКЕЙС"

Отзывы заказчиков
главный врач «Объединенной больницы c поликлиникой» Управления делами Президента РФ
Сергей Дорохов
В результате внедрения комплексной медицинской информационной системы нашему учреждению удалось достичь следующих количественных и качественных показателей. Уменьшились сроки получения управленческой отчётности, а также регламентированной и статистической отчётности в 2 раза. Сократились сроки подготовки и сдачи государственной и ведомственной отчётности (квартальной и годовой) на 5-7 дней. В лечебно-диагностическом процессе удалось достичь сокращения времени на ввод и получение медицинской информации, формирование направлений на обследования и консультации на 30%, что привело к росту количества оказываемых медицинских услуг в единицу времени на 15%. Оптимизированы расходы на лекарственные средства и медицинские расходные материалы: экономия на закупках достигла 10% в год, а запасы лекарств на складах и в подразделениях сократились на 20%. Были уменьшены расходы на питание пациентов на 10% на 1 койко-день.
Публикации,
связанные
с проектом
Новости
15 ноября 2024
Новый онлайн-курс «Искусственный интеллект и 1С. Курс на основе решений от 1С-Рарус. Большие языковые модели и распознавание речи - инструменты для бизнеса»

Участники познакомятся с принципами работы и возможностями ИИ, практикой применения ИИ в профессиональной деятельности. Получат навыки использования ИИ из ПП на платформе «1С:Предприятие 8». Обучатся эффективным запросам к большим языковым моделям.

14 ноября 2024
Беларусь. Запуск нового сервиса «Беларусь. DriveBank»

Сервис обеспечивает прямой обмен электронными документами с банками Республики Беларусь.