В МАОУ СОШ «Интеграция» Томского района реализован проект «1С:Цифровая школа», который консолидирует основные области деятельности учреждения: образовательный процесс, управлениеорганизацией образовательного процесса, управление финансово-хозяйственной деятельность. Все средства управления формированы на отраслевых решениях фирмы «1С» и полностью интегрированы между собой, а связующим звеном является программный продукт «1С:Общеобразовательное учреждение».
МАОУ СОШ «Интеграция» Томского района, построенная в рамках нацпроекта «Образование», открылась 1 сентября 2020 года. По количеству обучающихся школа рассчитана на 1100 мест, коллектив сотрудников — 112 человек. Главным партнёром школы является Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники.
Цель проекта: cоздать единое цифровое образовательное пространство школы посредством современного программного комплекса, позволяющего автоматизировать все бизнес-процессы в школе на основе сквозных цифровых технологий.
Задачи проекта:
- Комплексно автоматизировать административно-хозяйственную деятельность, а также формирование и передачу отчетности в вышестоящие органы.
- Организовать обучение с использованием электронных образовательных ресурсов, а также обеспечить возможность дистанционного обучения.
- Обеспечить систему оценки качества освоения образовательной программы на следующих уровнях: оценка индивидуальных достижений обучающегося, внутриклассное и внутришкольное оценивание.
- Автоматизировать процесс составления расписания, индивидуальных траекторий и дополнительной занятости учащихся с учетом основного расписания и школьного аудиторного фонда.
- Автоматизировать систему контроля доступа в здание, обеспечив учет реальной явки в образовательное учреждение.
- Автоматизировать рабочие процессы школьного информационно-библиотечного центра.
- Автоматизировать рабочие процессы психологов образовательной организации в целях выявления факторов риска в развитии личности ребенка.
- Автоматизировать оформление официальных документов, приказов, а также ведение учета выданных аттестатов.
- Автоматизировать кадровый учет и расчет заработной платы.
- Автоматизировать бухгалтерский учет в части дополнительного образования и учета договорной деятельности.
МАОУ СОШ «Интеграция» Томского района является школой-новостройкой, первый учебный год стартовал 1 сентября 2020 года и практически одновременно началось внедрение проекта «1С:Цифровая школа».
В школе разработана концепция «Инжиниринговой школы», создано структурное подразделение «Учебно-исследовательский комплекс», в состав которого вошли:
- предуниверсарий,
- инженерно-технический центр,
- социально-гуманитарный центр,
- олимпиадный центр,
- культурно-спортивный центр.
Особенностью проекта с точки зрения внедрения программных решений стало то, что школа «Интеграция» является школой-новостройкой, и это несколько усложняло процесс внедрения:
- одномоментный старт проекта с началом запуска учебного года;
- процесс доукомплектования штатными единицами во время старта проекта;
- необходимость отладки сквозных интеграционных процессов между программными продуктами «1С», в том числе разноплатформенными.
Приоритетные направления развития школы:
- цифровая школа;
- инжиниринговая школа;
- школа лидеров;
- школа инноваций и технологического предпринимательства.
В проекте «1С:Цифровая школа» важными требованиями являются модульность и масштабируемость. Отраслевые решения «1С», которые использованы в проекте, позволяют полностью выполнить эти требования.
В проекте были применены следующие программные продукты фирмы «1С»:
- 1С:Общеобразовательное учреждение
- 1С:Образование 5. Школа
- 1С:Оценка качества образования
- 1С:Автоматизированное составление расписания. Школа
- 1С:Школьная проходная
- 1С:Библиотека
- 1С:Психодиагностика образовательного учреждения
- 1С:Школьный аттестат
- 1С:Зарплата и кадры государственного учреждения
- 1С:Бухгалтерия государственного учреждения
Центральным программным продуктом проекта «1С:Цифровая школа» является «1С:Общеобразовательное учреждение», который служит стартовым источником данных по кадрам и контингенту, а также поддерживает школьный электронный документооборот.
Проект внедрялся в период пандемии, в этой связи был организован план по удаленному внедрению проекта.
Удаленные работы:
- подключение к серверному оборудованию;
- настройки операционной системы;
- установка программных продуктов.
Дистанционное обучение персонала было организовано с помощью сервиса видеосвязи, при этом было:
- выполнено разделение сотрудников на учебные группы в соответствии с должностями (группы: АУП, педагоги, библиотекари, психологи, администраторы);
- ограничение количества обучающихся в учебных группах – не более 15 человек;
- последовательное обучение модулям системы для каждой отдельной учебной группы.
Этапы внедрения проекта
Актуальность и востребованность проекта:
- высокая востребованность комплексной автоматизации российских школ,
- необходимость в оборудовании и российском специализированном программном обеспечении,
- востребованность в компетенциях от партнера по программным продуктам,
- необходимость в дистанционном и электронном обучении.
- все бизнес-процессы в школе автоматизированы в рамках единого программного комплекса;
- сформирована единая база данных, которая позволяет не вводить одни и те же данные по нескольку раз;
- решена задача безопасного доступа на территорию школы;
- внедрен электронный документооборот;
- сократилось время на формирование отчетности и подготовки мониторингов;
- автоматизирован процесс контроля над учебной и внеучебной деятельностью ребенка во время пребывания в школе (посещаемость, успеваемость, питание, информации по книгам в библиотеке);
- обеспечена открытость информации об оценке работ ученика;
- обеспечено своевременное выявление нарушений или особенностей личностного развития учащихся;
- организовано дистанционное и электронное обучение.
Результатом реализации проекта «1С:Цифровая школа» стало современное цифровое образовательное пространство с новыми возможностями для развития детей и новыми инструментами для их обучения и воспитания. Это пространство понятно современному поколению детей, они чувствуют себя в нем комфортно и спокойно, им интересно учиться, их мотивация к обучению повышается. Педагоги меньше времени тратят на отчетность, у них появляется время для работы над содержанием уроков. Возможности программного продукта «1С:Образование 5. Школа» позволяют вести образовательный процесс по-новому, с использованием современных инструментов и форм обучения.
01.09.2020 год. Губернатор Томской области Сергей Жвачкин и ректор Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники Виктор Рулевский на открытии школы
Полученные преимущества и возможности:
- Единая автоматизация процессов функционирования общеобразовательной организации.
- Сквозная идентификация работников и обучающихся учреждения в интегрированных программных продуктах, автоматизирующих работу проходной, электронных журналов и дневников, библиотеки, работу психологов, выдачу аттестатов, составление расписания, работу руководителя и его заместителей, кадровое делопроизводство и расчет заработной платы, работу бухгалтерии, платные услуги.
- Контроль руководителя за деятельностью по учету контингента обучающихся, работы его заместителей по учебной части по составлению расписания, учебного плана, распределению нагрузки.
- Четкий контроль работы учителей и классных руководителей по ведению ЭЖД, анализ успеваемости, гибкие возможности по созданию отчетов по контингенту.
- Создано единое цифровое образовательное пространство.
- Повышение качества образовательных услуг за счет сокращения бумажной отчетности, высвободившее время учителя могут потратить на полноценную подготовку образовательного процесса.
- Возможность расширения цифровой среды и включения в нее разных организаций за счет использования универсальных программных продуктов фирмы 1С на разных уровнях образования, например, Школа-ВУЗ-Предприятие.
- Возможность создание эффективной системы управления образовательной организацией, оперативность исполнения поручений, контроля деятельности и планирования работы учреждения.
Ведем элементарный контроль по ведению журналов педагогов, личных дел обучающихся классными руководителями, успешно налажен пропускной режим по «кампусным» картам, всегда в курсе, сколько у нас мальчиков и девочек, состав и наполняемость классов, возрастной состав. Владеем актуальной информацией о педагогическом составе, любой отчет из Управления можно составить за короткий промежуток времени.